Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка
Ответы на 40 вопросов.
1.Предмет и функции политологии
Политология в широком смысле слова – этот комплекс наук, в предмет исследования которых входит изучение политики, т.е. она включает политическую философию, политическую социологию, политическую демографию и т.п.
Политология в узком смысле – общая теория политики, синтезирующая знания о политике и выступающая методологической основой для частных политических теорий.
Политология – это интегральная система научных знаний о политике.
Объектом политологии – является политическая сфера общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами.
Предметом политологии являются закономерности и принципы формирования, функционирования и развития политических систем, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности личности, социальных групп, классов, народов и государств, формирования и развития политической власти, взаимоотношений социальных субъектов по поводу власти.
Методы политологии: исторический; институциональный; нормативный; политический мониторинг; политическое прогнозирование; метод сценариев; метод оценки расстановки политических сил; метод оценки и упреждения политических рисков и управления ими; метод разработки и принятия политического решения.
Функции политологии – теоретико-познавательная; описательная; объяснительная; оценочная; прогностическая; методологическая; мировоззренческая; идеологическая; образовательно-воспитательная.
По
решению ЮНЕСКО
с 1948 г. курс политологии был введен в
учебных заведениях стран Западной Европы.
В СССР – с 1989 г., в Республике Беларусь
– с 1990 г.
2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии.
Становление
политологии как
политические теории, включая теорию доктрин;
политические институты;
партии, общественные группы, общественная мысль;
международные отношения и др.
В бывшем СССР становление и развитие политологии сдерживалось по идеологическим мотивам. Преподавание политологии в РБ началось в 1989-1990 гг.
Политология при благоприятных общественных условиях способна выполнять следующие функции:
Познавательно - объяснительная: получает и изучает информацию. Познает теорию и практику общественного развития, роль государства и т.д. И в связи с этими знаниями дает ответ, почему происходят именно такие события.
Прогностическая: дает ответ на вопрос о том, как в будущем будет выглядеть реальность, если будут иметь место следующие процессы.
Инструментальная: отвечает на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решение, чтобы получить ожидаемый результат, чтобы проектируемая реальность осуществилась.
Критически - мировоззренческая: оценивает общественные явления с общечеловеческих позиций.
Воспитательная:
также, как и все гуманитарные
науки формирует
3. Политика: сущность и роль в развитии общества.
Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики:
1.
Исторически первое
2.
Субстанциональный подход, указывая
на сущность политики, подчеркивает
ее прямую связь с властью.
Политика - это либо управление
с использованием власти, либо
борьба за завоевание и
3.
Институционный подход делает
акцент на организации, в
4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.
5.
Телеологический подход
Столь непохожие определения политики по-разному решают вопрос о значимости политики в жизни общества.
Согласно консенсусному подходу, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.
Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.
Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В политике присутствуют два начала.
Первое начало связано с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, т.к. большинство общественных благ являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика - это конфликт интересов.
Второе
начало политики видится в поиске интегрирующей
доминанты, без чего общество бы распалось.
В этом проявляется потребность ограничить
влияние на общество фактора случайности
и непредсказуемости. Поэтому политика
- это поиск равновесия и компромисса.
Именно этот момент доминирует в стабильных
демократических системах.
4.Политика и характерные черты политической власти.
Власть – это взаимоотношение между субъектами, в процессе которого один из них подчиняется воле другого, в результате чего властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Политическая власть – это система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность класса, личности, государства, любого политического института влиять на поведение людей и их групп, опираясь на свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и т.д.
Возникновение политической власти – это результат естественно-исторического развития общества.
Структурно власть реализуется через следующие компоненты: наличие не менее двух партнеров (субъекта и объекта); подчинение объекта власти; иногда власть осуществляется с помощью всевозможных санкций.
Сущность власти связана с функционированием механизма власти, наличием оснований и ресурсов власти, с политическим господством и проблемой насилия.
Государственная
власть – это разновидность политической
власти. Она характеризуется наличием
специального аппарата управления, располагает
определенной территорией и имеет право
на законное использование насильственных
средств.
5. Субъекты политики:
- народ, социальные организации и социальные общности;
- государство,
партии, общественно-политические
- политический лидер;
- теоретики
и идеологи.
6. Легитимность и эффективность политической власти
Легитимность власти означает положительную оценку, принятие механизма власти, признание им ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться. «Легальность власти» - это формальное соответствие власти и ее действий закону.
Теоретиком легитимизации власти является М. Вебер, он выделял:
-традиционное господство – основано на традициях, привычках к определенному поведению. Основано на вере в священность существующих порядков. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, а неподчинение им ведет к применению санкций.
- харизматическое – «харизма» - это исключительная способность индивида, выделяющая его среди остальных, а также вера последователей в лидера. Вождь наделяется авторитетом, сверхъестественными волевыми качествами.
- легальное господство – основывается на признании добровольно установленных юридических норм. При такой власти подчиняются не личностям, а законам, т.е. осуществляется господство в обществе права, а не чиновников. Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве.
Эффективность власти наряду с легитимностью является важным фактором стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Эффективная политическая власть – это власть, выполняющая свои функции и решающая социальные проблемы своевременно, с минимальными затратами и потерями, с максимальными результатами.
Это предполагает:
- господство,
основанное на разделении
- руководство,
заключающееся в определении
стратегии и тактики
- управление
– непосредственная практическая работы
власти, административно-
- организация
– согласованное
- контроль
– обеспечивает выполнение
- авторитет – степень признания обществом.
Теорию разделения властей разрабатывали: Монтескье, Дж. Локк, Ж. Руссо.
Теория Монтескье признана классической: в правильно устроенном государстве нет единой власти, а должны существовать 3 независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Соединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к забвению общих интересов, злоупотреблению и несовместимо с политической свободой личности.
Законодательная власть должна принадлежать парламенту, одна из палат которого представляла бы «третье» сословие, другая – аристократию. Исполнительную власть надо отдать монарху, судебную – суду присяжных. Король должен был иметь право налагать вето на принимаемые законы парламентом и даже распускать его.