Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 40 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 254.00 Кб (Скачать)
 

1.Предмет и функции политологии

Политология в широком смысле слова – этот комплекс наук, в предмет исследования которых входит изучение политики, т.е. она включает политическую философию, политическую социологию, политическую демографию и т.п.

Политология в узком смысле – общая теория политики, синтезирующая знания о политике и выступающая методологической основой для частных политических теорий.

Политология – это интегральная система научных знаний о политике.

Объектом  политологии –  является политическая сфера общества со всеми происходящими в ней явлениями и процессами.

Предметом политологии являются закономерности и принципы формирования, функционирования и развития политических систем, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности личности, социальных групп, классов, народов и государств, формирования и развития политической власти, взаимоотношений социальных субъектов по поводу власти.

Методы  политологии: исторический; институциональный; нормативный; политический мониторинг; политическое прогнозирование; метод сценариев; метод оценки расстановки политических сил; метод оценки и упреждения политических рисков и управления ими; метод разработки и принятия политического решения.

Функции политологии  – теоретико-познавательная; описательная; объяснительная; оценочная; прогностическая; методологическая; мировоззренческая; идеологическая; образовательно-воспитательная.

По  решению ЮНЕСКО с 1948 г. курс политологии был введен в учебных заведениях стран Западной Европы. В СССР – с 1989 г., в Республике Беларусь – с 1990 г. 

2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии.

Становление политологии как самостоятельной  науки относится к концу XIX в. Первые школы политических наук возникли при  крупных универах в США. В 1948 под эгидой ЮНЕСКО появились рекомендации по направлениям развития политологии как науки:

политические  теории, включая теорию доктрин;

политические  институты;

партии, общественные группы, общественная мысль;

международные отношения и др.

В бывшем СССР становление и развитие политологии  сдерживалось по идеологическим мотивам. Преподавание политологии в РБ началось в 1989-1990 гг.

Политология при благоприятных общественных условиях способна выполнять следующие  функции:

Познавательно - объяснительная: получает и изучает информацию. Познает теорию и практику общественного развития, роль государства и т.д. И в связи с этими знаниями дает ответ, почему происходят именно такие события.

Прогностическая: дает ответ на вопрос о том, как  в будущем будет выглядеть реальность, если будут иметь место следующие процессы.

Инструментальная: отвечает на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решение, чтобы получить ожидаемый результат, чтобы проектируемая реальность осуществилась.

Критически - мировоззренческая: оценивает общественные явления с общечеловеческих позиций.

Воспитательная: также, как и все гуманитарные науки формирует соответствующую  культуру. 

3. Политика: сущность и роль в развитии общества.

Хотя  сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики:

     1. Исторически первое определение  политики как управления обществом  актуально и в современной  политологии. Политика трактуется  как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

     2. Субстанциональный подход, указывая  на сущность политики, подчеркивает  ее прямую связь с властью.  Политика - это либо управление  с использованием власти, либо  борьба за завоевание и удержание  власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

     3. Институционный подход делает  акцент на организации, в которой  материализуется власть. В одних  трактовках политика - это участие  в делах государства, использование  классами государственной власти  для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

     4. Социологический подход связан  с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

     5. Телеологический подход трактует  политику как особую форму  человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

     Столь непохожие определения политики по-разному решают вопрос о значимости политики в жизни общества.

     Согласно  консенсусному подходу, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

     Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.

     Рассматривая  проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В политике присутствуют два начала.

     Первое начало связано с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, т.к. большинство общественных благ являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика - это конфликт интересов.

     Второе начало политики видится в поиске интегрирующей доминанты, без чего общество бы распалось. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Поэтому политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах. 
 
 
 
 
 
 

4.Политика и характерные черты политической власти.

Власть  – это взаимоотношение между субъектами, в процессе которого один из них подчиняется воле другого, в результате чего властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Политическая  власть – это система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность класса, личности, государства, любого политического института влиять на поведение людей и их групп, опираясь на свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и т.д.

Возникновение политической власти – это результат естественно-исторического развития общества.

Структурно  власть реализуется через следующие компоненты: наличие не менее двух партнеров (субъекта и объекта); подчинение объекта власти; иногда власть осуществляется с помощью всевозможных санкций.

Сущность  власти связана с функционированием механизма власти, наличием оснований и ресурсов власти, с политическим господством и проблемой насилия.

Государственная власть – это разновидность политической власти. Она характеризуется наличием специального аппарата управления, располагает определенной территорией и имеет право на законное использование насильственных средств. 

5. Субъекты политики:

- народ,  социальные организации и социальные общности;

- государство,  партии, общественно-политические движения;

- политический  лидер;

- теоретики  и идеологи. 

6. Легитимность и эффективность политической власти

Легитимность власти означает положительную оценку, принятие механизма власти, признание им ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться. «Легальность власти» - это формальное соответствие власти и ее действий закону.

Теоретиком  легитимизации власти является М. Вебер, он выделял:

-традиционное господство – основано на традициях, привычках к определенному поведению. Основано на вере в священность существующих порядков. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, а неподчинение им ведет к применению санкций.

- харизматическое – «харизма» - это исключительная способность индивида, выделяющая его среди остальных, а также вера последователей в лидера. Вождь наделяется авторитетом, сверхъестественными волевыми качествами.

- легальное господство – основывается на признании добровольно установленных юридических норм. При такой власти подчиняются не личностям, а законам, т.е. осуществляется господство в обществе права, а не чиновников. Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве.

Эффективность власти наряду с легитимностью является важным фактором стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Эффективная политическая власть – это власть, выполняющая свои функции и решающая социальные проблемы своевременно, с минимальными затратами и потерями, с максимальными результатами.

Это предполагает:

- господство, основанное на разделении общества  на управляющих и управляемых  – закрепляется в правовых  актах;

- руководство,  заключающееся в определении  стратегии и тактики общественно-политического  развития;

- управление – непосредственная практическая работы власти, административно-управленческого аппарата;

- организация  – согласованное взаимодействие  всех ветвей власти (законодательной,  исполнительной и судебной);

- контроль  – обеспечивает выполнение социальных  и правовых норм в обществе.

- авторитет  – степень признания обществом.

7. Теория  разделения  властей

Теорию  разделения властей разрабатывали: Монтескье, Дж. Локк, Ж. Руссо.

Теория  Монтескье признана классической: в правильно устроенном государстве нет единой власти, а должны существовать 3 независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Соединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к забвению общих интересов, злоупотреблению и несовместимо с политической свободой личности.

      Законодательная власть должна принадлежать парламенту, одна из палат которого представляла бы «третье» сословие, другая – аристократию. Исполнительную власть надо отдать монарху, судебную – суду присяжных. Король должен был иметь право налагать вето на принимаемые законы парламентом и даже распускать его.

Информация о работе Ответы по политологии