Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:00, шпаргалка
Ответы на 40 вопросов.
Избирательное право – это право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы. Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает, что гражданин может избирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах и плебисцитах («я выбираю»). Пассивное избирательное право предполагает, что гражданин может быть избран сам, занять место в парламенте или каком-либо другом представительном органе («меня выбирают»).
Всеобщность, равенство, тайна голосования – вот три принципа, которые отличают выборы в современных демократиях.
Всеобщность избирательного права означает, что оно предоставляется максимальному числу взрослого населения страны. В соответствии с этим принципом избирать и быть избранными могут практически все за некоторыми исключениями. Эти исключения принято именовать цензами.
Избирательный ценз – это дополнительные требования, предъявляемые и к тем, кто избирает, и к тем, кого избирают. Наиболее распространены в избирательном законодательстве возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, реже – имущественный, образовательный цензы, а также ценз пола.
Принцип равенства означает, во-первых, что каждый избиратель должен располагать равным числом голосов, чаще всего – одним. Во-вторых, все избиратели голосуют на равных условиях.
Конституция Республики Беларусь провозглашает, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. Быть избранным в Палату представителей можно по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь.
АБСЕНТЕИЗМ – это неявка избирателей на выборы. ПРИЧИНЫ: конформизм, аполитичность, разочарование и неверие в результативность выборов, некоторые заранее согласны с любой из полит. программ, их устраивает любая (только бы ничего не менялось радикально).
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ: 1. введение обязательного вотума или обязательного голосования (Австралия, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия). Выборы квалифицируются как «общественная функция», то не только право, но и обязанность граждан. Закон предусматривает санкции против не пришедших голосовать: в Италии – выносится порицание исполнительными органами, списки вывешиваются: в Австралии и Люксембурге – выплачивают денежный штраф: в Австрии и на Кипре – 4-х недельное тюремное заключение.
В РБ обязательного вотума нет. Голосовать или нет - дело самого гражданина.
2. политический маркетинг - совокупность технологий, кот. могут пользоваться политики для определения своих задач и программ, а также для оказания своего влияния не поведение граждан. Кандидаты на выборные должности – это товар, который надо продать покупателям – граждане и избиратели.
Политический маркетинг предполагает ряд мер исследовательского, организационного и рекламного характера:
Избирательный маркетинг – это часть политического маркетинга и имеет более ограниченную цель – помочь политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную избирательную кампанию.
Избирательная кампания состоит обычно из 4-х основных организационных блоков:
финансовое
обеспечение кампании
33. избирательная система и ее разновидности.
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.
Существует
две главных разновидности
В основе мажоритарной избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorite – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.
Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удаётся кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика действует, например, во Франции, где ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.
В Республике
Беларусь также действует мажоритарная
избирательная система
Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины.
Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США.
Политическим
следствием применения мажоритарной системы
относительного большинства является
двухпартийность, то есть наличие в стране
двух крупнейших, постоянно чередующихся
у власти политических партий. Победившей
партии предоставляется полное управление,
а проигравшая автоматически становится
оппозицией.
34. Пропорциональная избирательная система.
Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.
Существует
две главных разновидности
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента.
Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком.
В ряде стран (Бельгия, Италия и др.) применяется иной вариант – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам.
Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система (Швейцария, Люксембург) позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Предпочтение может быть отдано кандидатам различных партий – смешанное предпочтение.
Для определения
результатов голосования
Пропорциональная
избирательная система
Вместе с тем у этой системы есть и недостатки. В условиях многопартийности затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.
Пропорциональная
система не дает возможности избирателю
оценить личные достоинства кандидата,
поскольку он выбирает не человека, а партию,
хотя в какой-то мере это противоречие
снимает метод преференций (предпочтений).
Кроме того, может значительно возрастать
роль мелких партий, которые за поддержку
крупных партий требую постов, привилегий,
не соответствующих их реальному месту
в политической системе. Это создает условия
для коррупции, перерождения партий и
т.д.
35. Сущность и виды референдумов
РЕФЕРЕНДУМ – это всенародное голосование или опрос по какому-либо важному вопросу жизни государства и общества, то одна из форм проявления непосредственной демократии, один из важнейших каналов выявления выражения общественного мнения. В нем участвуют все граждане, имеющие право голоса, т.е. обладающие избирательным правом.
Референдумы бывают:
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ (США, Швейцария)- по масштабам. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ, проводимые при наступлении точно установленных в законе условий, т.е. заложенные в закон и ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ, проведение которых зависит от решения какого-либо государственного органа (президент, парламент, правительство) или структур гражданского общества, организующих избирателей на его проведение.
Выделяют
также такую форму
Конституция РБ предусматривает проведение референдумов. Они назначаются президентом по собственной инициативе, по предложению палат Национального собрания, по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающим избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г.Минска.
Местные
референдумы назначаются
ДОСТОИНСТВА: