Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

    • в работе  различных государственных и  общественных органов и организаций;

    • в других  различных общественно-политических  кампаниях и мероприятиях.    

Культура функционирования политических институтов включает в  себя:

   1. законную и справедливую  организацию выборов субъектов  власти;

   2. функциональное  разведение всех элементов политической  системы и строгое следование  своим функциям;

   3. систему выработки,  принятия и реализации политических  решений всеми элементами политической  системы;

   4. способность и  возможность регулировать отношения  между различными группами людей  в обществе (недопущение или позитивное  разрешение социально-политических  конфликтов).

 

 

3. Функции   политической   культуры

 

 

    В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются  ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеческого  общества. Именно с помощью функций  она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически  значимой и достижимой.

 

Основные функции политической культуры:

 

 

    Познавательная.    

Политическая культура вооружает  людей знаниями, необходимыми для  формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере  политики.    

Познавательная функция  является основой остальных функций  политической культуры, ибо всякая функция начинается с овладения  определенными знаниями. Особое значение здесь имеют знания политических и правовых норм, законов страны, политических принципов, способов политического  управления обществом, структуры и  функций политической системы и  т. д.    

Воспитательная.    

Эта функция предусматривает:

    • формирование  и развитие у людей политического  сознания, умения осмысливать полученные  знания;

    • привитие  навыков практического участия  в политической жизни;

    • формирование  умений грамотно анализировать  политические и социальные процессы, происходящие в обществе;

    • формирование  умного, непредвзятого, неистеричного  отношения к политическим лидерам,  к политическим партиям.    

Регулятивная.    

Регулятивная функция  обеспечивает компетентное воздействие  граждан на политический процесс  индивидуально и через политические и гражданские ассоциации.    

От уровня и состояния  политической культуры зависит - воспримет  или не воспримет население страны определенные политические и социальные решения государственных органов; согласится ли оно с этими решениями  добровольно по внутреннему убеждению  или по принуждению, воспримет их активно или пассивно с одобрением или возмущением, примет на веру или  потребует доказательств правильности политических решений.    

Коммуникативная.    

Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции.    

Все это усваивается новыми поколениями, используется на практике. Здесь важно использовать опыт других стран, изучать и применять социально-политические учения прошлого.    

Нормативно-ценностная.    

Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или подтверждена законами страны.    

Они становятся теми ориентирами, на которых и с помощью которых  строится политическая жизнь данного  общества. Как правило, ценности политической культуры поддерживаются идеологией, общественным мнением, моралью и  правом.    

Интегративная.    

Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан  страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность  более эффективной интеграции в  экономической, социальной, духовной сферах.     

Политическая культура всегда служит опорой существующей политической системе, и наличие высокого уровня политической культуры у граждан  страны объективно интегрирует этих граждан в единое общество путем  формирования широкой социальной базы существующей системы власти, существующего  политического режима.    

Защитная (охранная).    

Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического  строя, который является выбором  большинства народа.    

Эта функция политической культуры выглядит как защита экономической, социальной, политической и духовной сфер нашего общества от самих себя, от нашей политической серости, от нашего политического и общего бескультурья. Политическое бескультурье опаснее  внешнего нашествия. Подлинная политическая культура защищает от разрушения государственные  структуры, демократические институты, право, нравственность. Без политической культуры невозможно обеспечить стабильность политической системы.    

Прогностическая.    

Наличие политической культуры способствует определению возможных  путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать будущее.     

Чтобы каждый гражданин стал политически культурным, он должен обладать следующими видами знаний :  

    • знание существующих  в стране политических отношений,  происходящих событий и явлений  в политической жизни общества  в целом, его отдельных регионов;

    • знание сущности, структуры и функций органов  государственной власти, политических  партий, общественных организаций  и проводимой ими политики;

    • знание норм, принципов, идей, лежащих в основе  управления политическими, экономическими, социальными, духовными процессами  в обществе;

    • знание Конституции  страны, действующих норм права,  правового статуса гражданина (совокупность  прав, свобод и обязанностей);

    • знание форм  и способов участия граждан  в управлении обществом и государством, в решении многочисленных политических  проблем;

    • знание и  понимание правильного сочетания  общественных, государственных, коллективных  и личных интересов, что является  одной из коренных проблем  политической жизни;

    • знание внешней  политики страны и сложившихся  международных отношений, понимание  тесной взаимосвязи внутренней  и внешней политики, проблем безопасности  страны.

 

 

4. Типология политической  культуры.

 

   Политологи выделяют  несколько базовых моделей политической  культуры. Различают фрагментарную  и интегрированную политическую  культуру. Для первой характерно  наличие разнородных политических  ориентаций и деятельности, отсутствие  процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными  слоями общества (примером подобного  типа является современная Россия), для второй - низкий уровень политического  насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической  культуры является причиной общественной  нестабильности.

   Американские политологи  Г. Алмонд и С. Верба выделили  три базовых типа политической  культуры:

    1. патриархальная, или приходская, культура характеризуется  полным отсутствием у населения  интереса к политике, слепым подчинением  власти, слиянием политических ориентаций  с религиозными и социальными;

    2. подданическая  культура предполагает слабое  индивидуальное участие в политической  жизни, признание особого авторитета  власти, почтительное или отрицательное  отношение к ней;

    3. активистская  культура (культура участия) отличается  от всех других типов активным  участием граждан в политике  вне зависимости от позитивного  или негативного отношения к  политической системе.

   В истории преобладают  смешанные политические культуры, представляющие собой разные  варианты сочетания базовых типов:  патриархально-подданическая, подданическо-активистская  и патриархально-активистская. Алмонд  и Верба утверждают, что демократической  системе присуща гражданская  культура, в которой отдельные  патриархальные и подданические  ориентации уравновешивают активность  индивида, тем самым обеспечивая  стабильность демократии (в качестве  примера политологи приводят  США и Великобританию). В гражданской  культуре будут сочетаться политическая  активность и абсентеизм (в западных  демократических системах наблюдается  снижение электоральной активности  избирателей), законопослушность и  протест против определенных  действий правительства, лояльность  к власти и ее критика.     

Существуют и другие типологии  политических культур. Так, в зависимости  от типа политической системы говорят  о тоталитарной, авторитарной и демократической  культура.

   В тоталитарной  культуре доминируют следующие  признаки:

   1. дихотомичное восприятие  мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В  качестве "чужих" выступают  другие классы, нации, расы и  идеологические противники. "Чужие"  воспринимаются как враги;

   2. отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;

   3. отрицание компромисса  и ставка на силовое разрешение  конфликтов;

   4. сакрализация вождей, создание их культов. В массовом  сознании вожди теряют свойства  живых людей и приобретают  символические черты, становятся  носителями харизмы;

   5. доминирование в  общественном сознании мифов,  например о коммунистическом  или расовом рае;

   6. фанатичное служение  идеям, ощущение единства с  властью.

   Для авторитарной  культуры характерно отсутствие  активной поддержки власти, последняя  теряет сакральность. В основе  авторитарной культуры лежат  либо патриархальные, либо подданнические  ориентации населения.

   1. Характерные признаки  демократической политической культуры:

   1. толерантность к  инакомыслию, признание за инакомыслящими  права отстаивать свою точку  зрения;

   2. склонность к  поиску компромисса как главного  средства разрешения конфликтов;

   3. согласие (консенсус)  в отношении базовых либеральных  ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.

 

5. Особенности современной  казахстанской политической культуры

       Рассматривая  феномен политической культуры  в целом, мы не можем пройти  мимо особенностей казахстанской  политической культуры, характер  которой во многом предопределил  и предопределяет направление  развития страны. Следует отметить, что в Казахстане на протяжении  всей ее многовековой истории  сложилась уникальная политическая  культура, формирование которой  стало результатом влияния следующих  факторов:

1) Особенности геополитического  положения страны - традиционно враждебное  внешнее окружение, постоянная  угроза либо состояние войны  и обширные размеры территории;

2) Преобладание коллективного  образа и форм жизни под  влиянием традиции и культуры;

3) Многовековая отстраненность  граждан от рычагов власти  и их отчуждение от государства;

4) Как результат административно  - бюрократической опеки и ограничений  - низкая способность общества  к самоуправлению и саморегуляции  при решении проблем обыденной  жизни, и одновременно - его высокая  способность к мобилизации в  ситуации войны и иных масштабных  бедствий.

       Влияние  всех вышеперечисленных и ряда  других факторов предопределили  следующие общие особенности  казахстанской политической культуры:

 

1) Приоритет интересов  государства и коллектива перед  интересами отдельного индивида;

2) Признание решающей роли  государства в решении общественных  проблем, надежда на защиту  и опеку с его стороны;

3) Традиционное патриархальное  отношение к власти, персонифицированнное  ее восприятие (т.е. в связи  с определенными фигурами - носителями), высокие требования к моральному  облику руководителей (честность,  бескорыстие, самоотверженность  и др.);

4) Надежда на призванного  разрешить все проблемы сильного  лидера;

5) Недооценка и недопонимание  роли парламента и иных представительных  органов в общественной жизни,  подсознательное отождествление  власти только с исполнительными  органами (президент, правительство,  и т.д.) - как следствие этого  низкий уровень культуры самих  парламентариев;

6) Неуважение к единым  законам государства, предпочтение  им местных законов, традиций  и обычаев;

7) Характерная для представителей  практически всех политических  сил и идеологий непоколебимая  уверенность в правоте собственных  идей и принципов, и нетерпимость, агрессивное неприятие чужих;

8) Склонность к стихийным  формам политического протеста  и бунтам, и одновременно - неспособность  к сознательному и организованному  гражданскому действию.

              Очевидно, что подобный тип политической  культуры вряд ли может способствовать  нормальному и устойчивому функционированию  и развитию политической системы,  а также цивилизованному протеканию  политического процесса.

 

 

        Вопросы  для самоконтроля

 

   1. Почему появляется  необходимость исследования понятия  "политическая культура"?

   2. Какие сферы политической  жизни общества охватывает политическая  культура?

   3. Что вкладывается  в понятие "политическая культура"?

   4. Какие факторы  способствуют формированию политической  культуры?

   5. Что является  агентами формирования политической  культуры? Какие общественно - политические  силы формируют политическую  культуру?

   6. Какие типы политической  культуры Вы могли бы назвать  и как они характеризуются?

   7. Как проходит  процесс трансформации политической  культуры? Каков его механизм?

   8. В чем состоит  соотношение понятий "господствующая", "субкультура", "контркультура"?

Информация о работе Лекции по "Политологии"