Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо через  своих представителей, а власть несет  ответственность перед гражданами за свои действия.     

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.     

1. Суверенитет народа. Признание  этого принципа означает, что  народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.  Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления  могут быть изменены при всеобщем  согласии народа и по установленным,  закрепленным в законе процедурам.      

2. Периодическая выборность  основных органов власти позволяет  обеспечить четкий легитимный  механизм преемственности власти. Государственная власть рождается  из честных выборов, а не  посредством военных переворотов  и заговоров. Власть выбирается  на определенный и ограниченный  срок.     

3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование.  Демократические выборы предполагают  реальную соревновательность различных  кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин  - один голос" раскрывает смысл  политического равенства.

    • 4. Гарантия  основных прав человека. Права  человека характеризуют принципы  отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода. В преамбуле Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной ассамблеей ООН в  1948 г., описаны четыре свободы:  свобода слова, свобода убеждений,  свобода от страха и свобода  от нужды. Эти, а также другие  свободы ассоциируются с несколькими  категориями прав.

           5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

           6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

           7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

   Рассматривая перспективы  развития демократии, ряд авторов  указывает на актуализацию в  будущем требований гарантий  равенства в сфере экологии2.     

Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам  информации рассматриваются демократической  общественностью как необходимые  условия реализации других прав. Эти  свободы позволяют гражданам  критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим  общественным проблемам.     

Демократическая практика последних  десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и  языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.     

Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства  государства по защите этих прав и  предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.      

Принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности  злоупотреблений со стороны любой  из ветвей власти.     

Наличие развитой системы  представительства (парламентаризма).      

Политический плюрализм. Дает возможность легально действовать  не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и  организациям.     

Демократическая процедура  принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и  др.     

Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов  при одновременном признании  права меньшинства проявлять  несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет  право выступать с критикой в  адрес правящей власти и выдвигать  альтернативные программы, создавать  свои объединения.

   В зависимости от  форм участия народа в осуществлении  власти выделяют прямую и представительную  демократию.

   1. Прямая демократия. В прямой демократии между  волей народа и ее воплощением  в решения нет опосредующих  звеньев - народ сам участвует  в обсуждении и принятии решений.  В подобной форме демократия  была реализована в Афинском  полисе. Известно, что Народное собрание  обычно собиралось каждые девять  дней для принятия важнейших  решений. Подобный вариант самоуправления  используется и сегодня в организациях  и небольших территориальных  сообществах (городах, общинах)  в форме собраний, в ходе которых  граждане обсуждают проблемы  управления, финансирования общественных  проектов, социальных программ. Распространенность  подобной практики ограничивается  территориальным фактором и зависит  от того, насколько децентрализован  процесс принятия решений. Другой  формой прямой демократии является  сам процесс выборов, в ходе  которых осуществляется волеизъявление  народа в отношении своих представителей  в органы государственной власти.

   Законодательство  многих стран предусматривает  и непосредственные формы участия  граждан в законотворчестве - референдумы  и инициативные движения.     

Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой  прямое голосование народа по важнейшим  государственным вопросам. Различают  два вида референдумов. Одни из них  представляют собой своеобразный опрос  мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать  его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).      

Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно  на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через  сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.     

К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам  влиять на власть, можно отнести  демонстрации, митинги, шествия, обращения  во властные структуры всех уровней  и в СМИ.

   2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается  не прямо, а через институт  посредников, поэтому ее еще  называют делегируемой демократией.  Депутаты, политические лидеры, получив  "мандат доверия" от народа  через процедуру голосования,  должны воплотить эту волю  в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями  и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные  на полномочиях и ответственности  власти перед народом.

 

   Плюсы и минусы  каждой формы демократии

 

   Ученые спорят о  плюсах и минусах каждой формы  демократии. Оппоненты прямой демократии  приводят аргумент ее неэффективности,  указывая:

        1. на  сложность принятия согласованных  решений;

        2. на  недостаточную компетентность и  эмоциональную неуравновешенность  народа;

        3. на  высокую степень манипулируемости  общественным мнением со стороны  профессиональных политиков, что  позволяет победить на выборах  не мудрым лидерам, а демагогам;

        4. на  большой разброс мнений, что мешает  выработке решений.

   Кроме того, проведение  референдумов сложно и дорого  стоит. Важнейшей проблемой является  низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей  от голосования.

   Сторонники прямой  демократии, наоборот, указывают на  ее истинность, на то, что она  способствует расширению политического  кругозора граждан, и критикуют  представительную демократию за  возможность появления ряда негативных  моментов:

        1. отрыв  депутатов от народа и их  обюрокрачивание;

        2. приоритетное  влияние на принятие решений  мощных групп давления;

        3. отстраненность  рядовых депутатов от принятия  решений;

        4. возрастание  влияния специализированных органов  (комитетов и комиссий), которые  превращаются в центры принятия  решений;

        5. на  ослабление демократического контроля  снизу.

        Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

 

 

 

        Вопросы  для самоконтроля

 

 

 

       1. Дайте  классификацию политических режимов  современности.

       2. Назовите  предпосылки возникновения тоталитаризма.

       3. Перечислите  особенности политической системы  в условиях тоталитарного режима.

       4. Какие  разновидности тоталитарных режимов  Вы знаете?

       5. Назовите  особенности авторитарных политических  режимов.

       6. Перечислите  основные подходы к определению  термина "демократия".

       7. В чем  особенности античной и средневековой  демократии?

       8. В чем,  на Ваш взгляд, заключаются сильные  и слабые стороны представительной  демократии?

       9. Как  соотносятся между собой понятия: "демократия", "равенство", "соци-альная  справедливость"?

      10. Назовите  основные черты современной плюралистической  демократии.

 

 

Список рекомендуемой  литературы:

    • Булатова  А.Н. Политология: Учеб.пособие/  Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. - Алматы: Данекер, 2000

    • Мальцев В.А.  Основы политологии: Учебник для  вузов - 2-е изд., доп. — М.: ИТРК  РСПП, 1997.

    • Политология:  Учеб.пособие.-Алматы «Қазақ Университеті», 2000

    • Политология:  Курс лекций. - Алматы: Творч.объед.»Журналист», 1994

    • Политология:  учебник / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России. - М.: ООО Изд-во "Проспект", 2005

 

 

 

       Лекция  № 11.

       Политическое  сознание и политическая культура

 

 

    Содержание темы:

    Сущность политического  сознания. Пути формирования политического  сознания. Формообразование политического  сознания: политическая теория, государственно-партийное  и массовое политическое сознание. Структура политического сознания. Общественное мнение.

Информация о работе Лекции по "Политологии"