Второй доминирующий
подход к пониманию термина
«политический анализ» признает
факт «дуализма» политологического
знания, однако, предполагает, что наряду
с делением политических исследовании
на теоретическое и прикладное
направления необходимо разделить
на два типа и политический
анализ.
Сторонники данного
подхода настаивают на существовании
теоретического политического анализа,
используемого в фундаментальных
исследованиях, и прикладного
политического анализа, применяемого
соответственно в исследованиях прикладных.
Данный подход характерен для отечественной
политологической школы - например, он
активно отстаивается А. Дегтяревым, выделяющим
по аналогии с двумя уровнями политической
науки и два типа политического анализа.
Подобное разграничение можно найти и
у западных политологов - в частности,
у В. Дана, определяющего политический
анализ как «процесс продуцирования знания
о и в политическом процессе».
Результатом политического
анализа является заключение. Однако
не каждое заключение будет
являться политическим анализом.
Это заключение должно быть
связано с общественно значимыми
решениями и быть подвержено
действию социальных ценностей.
Политический анализ, проводимый
либо в общественной, либо в
частной обстановке, имеет клиентов,
которые принимают участие в
выработке политических решений.
Таким образом,
простейшее определение политического
анализа состоит в том, что
это ориентированное на клиента
заключение полезно для общественных
решений и подвержено действию
социальных ценностей.
Д. Веймер и А.
Вайнинг дают более строгое
определение политического анализа
- по их мнению, это «ориентированный
на клиента совет, относящийся
к сфере публичных решений
и определяемый социальными ценностями».
Данное определение фактически
указывает на строгую ориентацию
на конкретного клиента и непосредственное
участие в процессе принятия
политических решений. Аналогичным
образом понимает политический
анализ и В. Вильямс, считающий
его «совокупностью средств синтезирования
информации (включая и результаты
исследований), которые используются
для определения формата политических
решений и составления прогнозов
относительно будущих потребностей
в подобной информации».
В то время как
академические исследования в
области общественных наук рассматривают
взаимосвязи между широким спектром
переменных, связанных с поведением,
практические политические исследования
основное внимание обращают на
взаимосвязь между переменными,
которые отражают социальные
проблемы, и другими переменными,
которые могут изменяться под
действием общественной политики.
Политические исследования
и политический анализ отделяет
очень тонкая грань. Политические
исследования менее тесно связаны
с лицами, принимающими общественные
решения. Хотя одно или несколько
таких лиц и могут быть заинтересованы
в результатах этих исследований,
исследователи обычно склонны
ассоциировать себя в первую
очередь как члены академической
дисциплины. Редко основным стимулом
для проведения таких исследований
является личная финансовая заинтересованность
или желание видеть, как результаты
исследования влияют на политику.
Гораздо чаще представители этого
направления заинтересованы в
публикации своих работ в профессиональных
журналах в той же степени,
как и в использовании их
лицами, принимающими политические
решения.
В общих чертах
планирование может быть представлено
как определение целей, достижение
которых приведет к лучшему
обществу, и затем определение
наиболее эффективных путей достижения
этих целей. Необходимым условием
для эффективного планирования
является централизация власти
для создания и выполнения
плана. Одним из проявлений
парадигмы планирования является
системный анализ, который распространил
операционные исследования за
пределы узких приложений. Рассмотрим
это проявление парадигмы планирования
более подробно.
Цель классической
школы общественного администрирования
более скромная, чем у планирования.
Она заключается в более рациональном
управлении программами, входящими
в сферу политического процесса.
Его приверженцы выступают за
отделение управленческих функций
от того, что они видят как
коррумпированная политика. Идеалом
для этой школы является квалифицированная
и лояльная гражданская администрация,
независимая от политического
давления и имеющая основной
целью эффективное управление
связанных с политикой программ,
согласно принципам менеджмента.
Другими словами наука управления
должна быть отделена от искусства
политики.
Представители "нового"
общественного управления отказываются
от положения о том, что управление
должно быть отделено от политики.
Они стремятся влиять на процесс
выработки и исполнения политических
решений.
Сжатые сроки, необходимые
для подготовки материалов, привели
к сходству методов сбора информации
между журналистикой и политическим
анализом. Кроме того, для обоих
направлений имеет огромное значение
возможность привлечь внимание
потребителя.
Таким образом,
политический анализ, подобно политическим
исследованиям, применяет теории
общественных наук и эмпирические
методы для предсказания последствий
альтернативных политических курсов.
Подобно журналистике, политический
анализ требует способности собирать
информацию и доводить конечный
продукт до потребителя. С другой
стороны, политический анализ
не столь узок, как старая школа
общественного управления, и не
столь широк, как классическое
планирование.
Практика показывает,
что для процесса политического
анализа очень важными являются
следующие ценности: аналитическая
честность, ответственность перед
клиентом, приверженность индивидуальным
концепциям лучшего общества. Конфликты
между этими тремя ценностями
приводят к этическим проблемам.
Обобщенно взаимосвязь роли политического
аналитика и его приверженности
той или иной ценности можно
представить следующим образом:
аналитическая честность; ответственность
перед клиентом; приверженность
собственной концепции добра.
Как правило, одна
из трех ценностей выбирается
основной. Две другие ценности
при необходимости могут приноситься
ей в жертву. Если же позволяют
условия, аналитик должен стремиться
к защите всех трех ценностей.
Этические проблемы возникают,
когда необходимо решать, «сколько»
из каждой ценности можно принести
в жертву.
Одна из целей
общественной политики - защита существенных
ценностей. Однако два обстоятельства
отвлекают от них внимание. Во-первых,
общественная политика является
результатом политического процесса,
а не прямым отражением каких-либо
философских воззрений. Во-вторых,
последствия той или иной политики
могут быть предсказаны на
основе ценностей, связанных с
существенными, но не идентичными
им. Поэтому оценка политики должна
производится на основе так
называемых инструментальных ценностей.
Первая такая ценность
- политическая осуществимость. Ни
одно политическое решение не
может способствовать защите
существенных ценностей, до тех
пор, пока оно не будет выполнено
успешно.
Другая инструментальная
ценность - достижение благоприятных
социально-экономических индикаторов.
Такими индикаторами являются, например,
валовой национальный продукт;
уровни безработицы и инфляции;
платежный баланс; уровень преступности;
продолжительность жизни; уровень
образования. Для оценки каждого из этих
показателей существуют различные системы
измерения.
Каждое общество
осуществляет распределение материальных
благ методами, основанными на
сочетании индивидуальных и общественных
решений. Большинство индивидуальных
решений выражается участием
в рыночных отношениях на основе
свободного обмена. Эти решения
обеспечивают такие ценности, как
эффективность и свобода. Например,
в случаях ошибок исполнительной
и законодательной власти индивидуальные
решения наносят ущерб общественным
ценностям. В то же время
коллективные решения, осуществляемые
через правительственные структуры,
предоставляют возможность для
исправления ошибок индивидуальных
решений. Однако так же, как
индивидуальные действия не всегда
способны поддерживать общественные
ценности, такая возможность есть
и при коллективных решениях.
Поэтому необходимо учитывать
не только возможности ошибок
рынка, но и последствия ошибок
правительства.
При этом, как показывает
мировой опыт, основными источниками
ошибок правительства могут быть:
проблемы, типичные для прямой
демократии; расплывчатость мандата;
обязанность меньшинства нести
на себе издержки; проблемы, типичные
для представительной демократии;
влияние организованных интересов;
географическая база поддержки
избирателей; электоральные циклы;
влияние общественного внимания;
проблемы, связанные с бюрократией;
неэффективное использование организационных
ресурсов; неэффективность, являющаяся
следствием малой гибкости и
др.
Основная задача
политического анализа - основываясь
на конкретных целях и критериях,
выделить те стратегии, которые
имеют перспективы для улучшения
социальных условий. Рынок имеет
потенциал для эффективного распределения
материальных благ. Поэтому обеспечение
функционирования рыночных механизмов
является одним из способов, который
принимается во внимание при
выработке конкретной политики.
В связи с этим установление
правил имеет свои преимущества
и недостатки по сравнению
со стимулированием. Оно происходит
в двух основных формах: установление
рамочных правил, включающих гражданское
и уголовное право; регуляции,
включающие в себя ограничения
цен, количество или качество
товара или информацию (обязательное
предоставление информации), а также
регистрацию, сертификацию и лицензирование
участников рынка.
Круг потребителей
аналитической продукции сегодня
крайне широк - к ее услугам
прибегают практически все субъекты
политического процесса. Это хорошо
видно по классификации экспертных
корпораций - объединений экспертов,
которую можно назвать и классификацией
субъектов политического анализа.
В политической
науке выделяются следующие группы
субъектов политического анализа:
аналитические подразделения властных
структур, зависящие от конкретного
органа государственной власти,
на который они работают и
в который они инкорпорированы;
крупные исследовательские центры,
занимающиеся разработкой новых
аналитических методов и апробирующие
их в прикладных политических
исследованиях; коммерческие аналитические
центры, среди которых выделяются
привязанные к одному субъекту
политического процесса или же
работающие сразу с несколькими
заказчиками, а также средства
массовой информации, наиболее авторитетные
из которых выступают уже не
просто как поставщики информации,
а как фирмы, способные обработать
ее и препарировать именно
в аналитическом ключе.
Как показывает
практика, знание основ методологии
политического анализа и компетентность
в применении основных его
приемов весьма важны для политического
аналитика, поскольку эти знания:
способствуют выработке
целенаправленного аналитического
процесса мышления и логического
подхода к решению проблемы;
позволяют лучше
понимать сущность политической
ситуации в мире, стране, регионе;
способствуют получению
узкой, но глубокой специализации
в данной области;
помогают понять
смысл проведенных ранее политических
исследований.
При использовании
широкого массива методов политические
аналитики осуществляют процесс
формирования политики, обеспечивая
проникновение в пять критических
областей: природа стратегических
политических проблем, результаты
нынешнего и прошлого политических
курсов, значение этих результатов
для решения проблем, существующие
или новые альтернативы политических
стратегий и их вероятные результаты,
а также альтернативы, которые
должны фактически решить проблему.
Анализ существующих
и наиболее часто применяемых
методов политического анализа
позволил политологам выделить
основные из них.
Метод проблемного
структурирования. Этот метод является
общепринятым в управляемых частных
компаниях и позволяет политическим
аналитикам подвергать сомнению
существующие предположения и,
таким образом, входить в процесс
формирования политики еще на
этапе разработки повестки дня.
Разрабатываемые подходы направляют
движение от относительно неструктурированных
методов "мозгового штурма"
к более структурированной теории
статистических решений. Эти методы
помогают в обнаружении скрытых
предположений, диагностировании
причин, выборе целей, синтезировании
находящихся в противоречии перспектив
и обнаружении новых политических
возможностей.