Гражданское общество в истории политической мысли Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.

Содержание

Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256

Работа содержит 1 файл

+Гражданское общество в истории политической мысли Европы_Слесарева, Г.Ф.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

 

Гражданские права включают свободу слова и равенство перед законом. Как либеральные ограничительные права (Abwehrrechte), защищающие частного правового субъекта от незаконного посягательства государства на свободу и собственность, трактует их Ю. Хабермас.

 

Политические права на участие (Teilnahmerechte) обеспечивают активному гражданину право на участие в голосовании и политических организациях, т.е. гарантируют право участия в формировании мнений и воли.

 

Социальные долевые права (Teilnahberechte) - гарантируют в государстве право на минимальный доход и социальную защищенность.

 

При этом в процессе капиталистической модернизации негативные права на свободу были сначала дополнены демократическими правами, а впоследствии эти два классических вида основных прав дополнили социальные права, распространяясь постепенно на всe более широкие слои населения.

 

Этот образ линейного прогресса гражданства нейтрален по отношению к реальному использованию статуса активного гражданина. Дело в том, что негативные права на свободу и социальные долевые права, как отмечает Ю.Хабермас, "могут выступать как патерналистский дар", и только политические права участия способствуют рациональному утверждению правового положения гражданина.

 

В анализ содержания гражданских прав вводятся функциональный и нормативный аспекты. При таком подходе либеральные права, юридически гарантирующие общественное положение частного собственника, в функциональном плане могут быть поняты как институализация рыночной хозяйственной системы, в то время как в нормативном плане они гарантируют индивидуальные свободы. Социальные права "в функциональном плане означают формирование бюрократии и государства благосостояния, в нормативном плане они обеспечивают компенсаторные требования справедливого распределения общественного богатства".28 Эффективное использование политических прав становится возможным благодаря индивидуальным свободам и социальным гарантиям.

 

Таким образом, "гражданский суверенитет народа трансформируется в институциализированную правом процедуру" и неформальные процессы коммуникации, связывающие "публичное управление рациональными принципами".

 

В оценке шансов будущего европейского гражданства следует исходить в частности из того, что слишком узким является взгляд на гражданские права как результат борьбы классов.29 На политическую стабилизацию населения и более активное использование гражданских прав влияют также такие социальные движения, как миграция, войны, революции.30

 

Социальные движения нового типа могут возникнуть в условиях большей горизонтальной мобильности и единого европейского внутреннего рынка. Однако до сих пор национальные сферы общественности в культурном отношении достаточно изолированы друг от друга. И европейский конституционный патриотизм еще должен вырасти из национальных толкований демократических правовых принципов. Необходимо новое политическое самосознание, соответствующие роли Европы ХХI века.

 

Разделяя оптимистическую позицию Ю. Хабермаса, можно утверждать, что демократическое гражданство подготавливает становление статуса гражданина мира, и мировое гражданство уже начинает вырисовываться.

 

Итак, на основании проведенного выше анализа можно заключить, что современная интерпретация феномена ГО базируется на европейской традиции.

 

Вместе с тем таковы в целом идейно-теоретические предпосылки изучения феномена ГО.

Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции

 

Европейская традиция в концепции гражданского общества имеет античные корни и связана с периодом наивысшего расцвета афинской демократии. Греция уже эпохи Геродота (484-425) в сфере житейской мудрости анализировала природу гражданства и государственной власти, рассуждала о политических идеалах.

 

Для республиканской традиции античности характерно представление об обществе как изначально политической величине (societas civilis). Общество в творчестве основных мыслителей эпохи понимается как производные от естественных свойств индивида и его неизменных природных качеств.

 

Демократия в Древней Греции и Риме осмысливается и переживается как политическая самоорганизация целого общества. Государственная власть рассматривается как инструмент демократического самоопределения общества.

 

В творчестве Платона, Аристотеля и Цицерона дается характеристика демократических систем античности как действующих в состоянии относительного равновесия. Условия создания и сохранения стабильности в обществе и государстве являются базовой проблемой. Вместе с тем определяющее значение для зарождения концепции гражданского общество имело рассмотрение процесса законодательства в качестве механизма социальной интеграции, существенная оценка роли закона и знания в организации общественной жизни.

 

В период расцвета афинской демократии зарождаются представления о гражданских добродетелях. Сократ (ок. 470-399) как философ-гражданин своей жизнью и смертью решает проблему соотношения предписываемого гражданской культурой и реального политического поведения.

 

Сократ учитель Платона, обратил внимание на роль законов в организации общественной жизни, а законопослушание считал основной гражданской добродетелью. Под властью закона общество благодействует.

 

По мнению Сократа, отношение человека к людям и Богам определяется не произволом, а законами. Подчинение законам и есть справедливость. Там, где сограждане строже всего повинуются законам, государство является самым счастливым во время мира и самым непобедимым во время войны. Согласие граждан самое важное благо для государства. Везде в Греции действует закон, обязывающий граждан клясться, что они будут жить в добром согласии, т.е. одинаково подчиняться законам.

 

С точки зрения отдельных граждан подчинение законам есть самое верное средство избегнуть наказаний и стяжать почести. Кому, как не соблюдающему законы, доверит каждый свое имущество и семью? И кто скорее заслужит доверие всего народа, как не тот, кто исполняет законы?

 

Лучшие граждане, справедливые и опытные в искусстве управления, должны осуществлять власть в государстве. Общество, считает Сократ, не может существовать, если судебные решения в нем не имеют силы.

 

Подчеркивая роль законов, суда и гражданского согласия в жизни полиса, Сократ существенное внимание уделял также знанию и полагал, что нравственность есть знание того, что хорошо и полезно человеку, способствует его земному счастью. Претендовать на знание могут только благородные люди, и Сократ видел свою задачу в том, чтобы подготовить больше граждан, способных заниматься политической деятельностью, требующей знаний.

 

Непреходящее значение для теории общества в целом и концепции гражданского общества в частности имеет эллинистическая модель "частное-общественное", а также предпочтение смешанному или конституционному типу правления перед остальными.

§1. Платон (Платwn, 427-347) о принципах гармоничного устройства общества

 

Платон родился в Афинах и был представителем старинного и богатого аристократического рода, исконно связанного с политикой. Его настоящее имя было Аристокл. По отцу он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери был в родстве с законодателем Солоном.

 

В 20-летнем возрасте (408 г.) познакомился с Сократом и увлекся исканиями мудрости и правды. Во время суда над мудрейшим из эллинов Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После приговора он заболел и не присутствовал при последней беседе в темнице. Впоследствии образ Сократа как бы объединяет все творчество Платона.

 

После смерти Сократа (399 г.) он с некоторыми другими учениками переселяется в Мегару, где исследует вопросы бытия и познания. Первые путешествия он совершает в Кирену к математику Феодору и в Египет как очаг мудрости. Путешествует в Сицилию для ближайшего знакомства с пифагорейцами и ради опыта создания образцового государства посредством подчинения своему влиянию сиракузского тирана Дионисия Старшего.

 

Вернувшись после приключений в Афины (386 г.), Платон собирает вокруг себя учеников в пригородном публичном саду Академии в версте от Афин. Мечта Платона о юном тиране, преобразующем общество под руководством философа, как будто начинает сбываться (~367 г.), но Дионисию Младшему надоедает опека философа. Вновь призвав к себе философа в 361 г., тиран снова его обманывает, так что 70-летнему мудрецу приходится с опасностью для жизни бежать из Сиракуз. Умирает Платон вероятно в совсем загородном доме, по соседству с Академией.

 

Социальные неурядицы эпохи разложения племенного строя Платон отразил в произведениях "Государство" (~387-366), "Политик"(~365-361) и "Законы" (~354)1.

 

Теоретический и политический дуализм Платона между истинно-сущим и призрачно - являющимся есть его ответ на нравственный вопрос, поставленный фактом законного убийства праведника за исповедание правды. Тот мир, в котором это бывает, не есть настоящий. Мечта об идеальном обществе и ненавистное ему действительное положение дел в общественной жизни подчеркнуты в противоположности между стабильным обществом и обществом трансформирующимся. Единое общество, государство, способные достичь совершенства, противопоставляются огромной массе частных граждан, остающихся всегда несовершенными, чьи особенности должны подавляться ради сохранения единства государства.

 

У Платона понятие общество совпадает с понятием государство. Оно изображается как единое целое, и в нем соблюдается принцип морально-политического единства всех граждан, как трехсословное, иерархическое, управляемое "разумным" сословием на основании знания, а не мнения. Способствующими развитию государства он считает такие факторы, как рост численности населения, расширенное воспроизводство, и соответствующее воспитание граждан. В качестве мер по их осуществлению предполагается контроль над рождаемостью и цензура в отношении всех произведений художественного творчества.

 

Общество по своей структуре делится на три сословия соответственно принципу разделения труда: философы, стражи и трудящиеся. Каковы взаимоотношения между сословиями? Отношения между тремя сословиями складываются на основе взаимного уважения и общности интересов, которая проявляется в служении идее справедливости. Каждое сословие осознало необходимость своего положения и потому они свободны. Они равны, потому что каждый занимает в соответствии со своими умственными способностями то место в обществе, для которого он рожден. Критерий для оценки этих способностей находится вне самого гражданина, у правителей, философов. Права всех граждан ограничены их реальными возможностями, и в этом смысле они равны.

 

Личность у Платона растворяется в государстве. Оно создается не ради индивида или отдельного сословия, а ради целого, вне которого индивид существовать не может. Платон исходит из убеждения, что свободный член общества непременно участвует в управлении государством. Но создателем и правителем совершенного государства могут быть только философы. Лишь небольшое число граждан может соответствовать самым высоким и строгим критериям их отбора.

 

От прочих граждан философа отличает страстное стремление к знанию, правдивость, неприятие лжи и любовь к истине. Он обладает хорошей памятью, способен к учению и никоим образом не может стать неуживчивым и несправедливым. При должном воспитании природные задатки философа достигнут добродетели, а при плохом воспитании одаренные души становятся особенно плохими, могут совершать крупные преступления и проявлять крайнюю испорченность.

 

При извращенном государственном устройстве философ, избежавший дурного воспитания, обычно не встречает признания со стороны толпы и лиц, которые стремятся угодить черни.

 

Как определить, пригоден ли гражданин к управлению государством?

 

Для определения пригодности гражданина к управлению или охране государства самое важное - это знание блага. Идея блага - причина всего истинного и прекрасного, и именно ею должен руководствоваться тот, кто хочет сознательно действовать в частной и общественной жизни.

 

В совершенном государстве философы воспитаны лучше и совершеннее других, и ими следует воспользоваться для управления государством. В несовершенных государствах философы вправе не принимать участия в государственных трудах, так как там философы складываются сами собой и не обязаны государству своим питанием и не должны возмещать понесенные на них расходы. Совершенному государству не грозит опасность, что воспитанные и обученные для управления не пожелают трудиться вместе с гражданами и предпочтут яви сны. В свой черед они будут трудиться над гражданским устройством и занимать правительственные должности.

 

Как воспитывать правителей?

 

Воспитание и обучение правителей совершенного государства должны включать физические упражнения и мусическое искусство, арифметику, геометрию, астрономию, учение о музыкальной гармонии. Большинство положительных свойств души близки к положительным свойствам тела и развиваются путем упражнения. И только способность мыслить в зависимости от направленности может быть то полезной, то вредной.

 

Совершенную форму общежития Платон связывает с правлением богов, достаточностью всего необходимого для жизни людей и дружбой между людьми. Препятствуют правильному устройству государства зло, порождаемое хозяйственной нуждой, семейными отношениями, межгосударственной борьбой. В отрицательных типах государства общей чертой является приоритет материальных забот и стимулов.

 

Заслугой Платона с точки зрения концепции гражданского общества является разработка вопроса о месте и роли граждан и их сословий в обществе и государстве.

 

Необходимым условием возникновения и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, которая состоит в том, что каждому гражданину государства и каждому сословию отводится особое положение и занятие.

 

Начало общества создают наши материальные потребности в пище, жилье, одежде и так далее. Человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. "Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...".2 Возникшее государство и община рассматриваются Платоном как понятия-синонимы.

Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы