Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат
Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.
Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256
Слесарева, Г.Ф. Гражданское общество в истории политической мысли Европы (от античности до первой трети XIX века) [Электроний ресурс]: Учебное пособие / Г.Ф. Слесарева // М.: Интернет-журнал «Махаон». – 2000. – № 10. – Режим доступу: http://history.machaon.ru/all/
Гражданское общество в истории политической мысли Европы
Г.Ф.Слесарева
(от античности до первой трети XIX века)
http://krotov.info/history/17/
Учебное пособие
Москва 2000 г.
Оп. в интернет-журнале "Махаон", №10, июль-август 2000 г. http://history.machaon.ru/all/
Содержание
Предисловие 5
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества: 9
А) Европейская традиция и современное осмысление сущности гражданского общества. 10
Б) Методы исследования 19
В) Роль европейской традиции в современной интерпретации феномена гражданского общества 30
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции 44
§ 1. Платон (Платwn, 427-347) о принципах гармоничного устройства общества 45
§ 2. Аристотель (Aristotel, 384-322) о статусе человека и гражданина, о роли собственности для сохранения стабильности общественных и государственных институтов 54
§ 3. Цицерон (M. Tullius Cicero, 106-43) о государстве как общем деле народа, о роли гражданских обязанностей и закона 72
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества 86
§ 1. Ж. Боден (Bodin, Bodinus, 1530-1596) и его понимание общества и суверенитета 86
§ 2. Г. Гроций (Grotius, de Groot, 1583-1644) о естественном праве как основе права внутригосударственного и права народов 96
§ 3. Т. Гоббс (Gobbs, 1588-1679) об индивидуализме как стержне гражданского общества и мире как естественном законе сохранения людей в гражданском обществе 112
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа 122
§ 1. Дж. Милтон (Milton, 1608-1674) и обоснование правомерности народного суверенитета. Свобода выбора религий и приоритет светского правления 122
§ 2. Б. Спиноза (Spinoza, 1632-1677) о естественном, божественном и гражданском праве как основе общества 132
§ 3. Дж. Локк (Lock, 1632-1704) о правовых принципах гражданского общества 148
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей 162
§ 1. Ш. Монтескье (Montesquieu, 1689-1755) об институционализации гражданских и политических свобод 162
§ 2. Гражданственность в трактовке Ж.Ж. Руссо (Rousseau, 1712-1778), его понимание структуры общества и народного суверенитета 178
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении 187
§ 1. С. Пуфендорф (Pufendorf, 1632-1694) об источнике власти, права и обязанностей в гражданском обществе 188
§ 2. Г. Лейбниц (Leibniz, 1646-1716) о свободе, о необходимости религиозного единства Европы, об этапах возникновения общества 195
§ 3. Хр. Томазий (Thomasius, 1655-1728) о религиозной свободе и светском происхождении власти 204
§ 4. Хр. Вольф (Wolf, 1679-1754) об обязанностях как основе общества 207
§ 5. И. Кант (Immanuel Kant, 1724-1804) о всемирном гражданстве и правовом государстве 211
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831): 219
А) Личность- семья- гражданское общество 223
Б) Структура гражданского общества 229
В) Гражданское общество и государство 239
Примечания 256
Предисловие
Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы. И в России гражданское общество рассматривается в качестве ключа, открывающего дверь в мир свободы и прав человека, в качестве рычага становления демократии и рыночной экономики, в качестве пути к правовому государству. Поэтому выяснение его сущности и условий функционирования, предпринятое в западном обществознании и составившее проверенную историей традицию, представляется сегодня актуальным для России.
На протяжении этих десятилетий тема гражданского общества срослась не только с представлениями о демократии и правовом государстве, но и с представлением об открытом обществе, основанном на политическом плюрализме, гражданском консенсусе и партнерстве разных групп населения, на широких связях институтов и ассоциаций с общественностью.
Исследуемая проблема вместе с тем дает возможность выявить человеческое измерение политики; определить Homo politicus как культурно-исторический феномен; осознать либерально-правовое измерение политики и статус гражданина, с которым сопряжена концепция прав человека. Само обращение к теме должно способствовать социализации личности и укреплению государственности, внести определенную лепту в отечественный дискурс, разрабатывающий глобальную теорию гражданского общества.
Эта творческая перспектива с необходимостью сочетает в интерпретации гражданского общества
"философский" подход, определяющий место и роль гражданского общества в общественной жизни в целом, намечающий понятия и методы исследования;
"политический" подход, рассматривающий данное общество во взаимосвязи с государством, политической системой в целом;
"правовой", раскрывающий содержание и роль естественного и позитивного права, соотношение прав и обязанностей в становлении личности как гражданина, в определении социальных групп как институтов гражданской жизни. "Правовой" подход анализирует также содержание и роль общественного договора, конституции, международного права в формировании общества и его взаимодействия с государством, а также функции международного права в вопросах войны и мира, в воплощении идеи вселенской христианской империи с универсальными нормами общежития;
"социальный" подход акцентирует внимание на наличии и функционировании социальных групп и институтов;
"экономический" делает акцент на роли собственности в его происхождении и институционализации;
"исторический" исследует конкретные формы гражданского общества на определенных этапах национальной истории. При этом политическая история основное внимание уделяет правовой регламентации по созданию и функционированию государственных и общественных институтов.
Действительно, подлинное развитие политического знания в целом и историко-политического в частности сегодня возможно лишь при поддержке стратегии междисциплинарных исследований.
Анализ феномена гражданского общества в истории политической мысли Западной Европы предоставляет возможность обратиться к истокам социальности: условиям возникновения общества, власти, государства и права, что, как надеется автор, укрепит теоретическую базу таких преподаваемых в ВУЗах гуманитарных дисциплин, как история, политология, философия, социология и право.
Как самостоятельный объект исследования, идея гражданского общества в ее историческом ракурсе рассмотрена в отечественном дискурсе в работах Ю.М. Резника "Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть 1. Идея гражданского общества в социальной мысли". (М., изд-во "Союз", 1993, 167 с.), где автор высказывает ряд интересных, но не бесспорных положений относительно исторических форм идеи, и работа В.В. Витюка "Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция" (М., 1995, 91 с.), где внимание уделяется прежде всего развитию идеи гражданского общества после Гегеля, марксистской традиции и формам ее модернизации.
Отечественный дискурс по проблемам гражданского общества представлен также соответствующими главами в учебниках и учебных пособиях по политологии, рядом работ по проблемам формирования гражданского общества в современной России, статьями в периодических изданиях. Из публикаций в периодических изданиях обращает на себя внимание попытка применения синергетического подхода к анализу феномена гражданского общества.
В отечественной научной литературе существуют разные трактовки содержания понятия гражданское общество, его структуры, взаимосвязи элементов, и, проанализировав исходные методологические положения, на которых строятся компоненты или целые концепции гражданского общества, обозначающие исторические вехи еe формирования от античности до нового времени, автор занимает определенные позиции в научном дискурсе. Одновременно в задачу автора входила корректировка содержания одних понятий, которыми оперирует теория гражданского общества, и введение в научный оборот других понятий, не востребованных наукой на протяжении ряда веков. Без совершенствования категориального аппарата создание глобальной теории гражданского общества не представляется возможным.
Права человека и гражданина, гражданские и политические свободы, роль права частной собственности исследуются в системе властных отношений общества и государства. В работе дается авторская оценка вклада мыслителей разных эпох в создание концепции гражданского общества, проводится сравнительный анализ их взглядов и национальных традиций. Вместе с тем, наряду с индивидуальными и национальными различиями выявляются основы традиционного подхода к исследуемым проблемам, которые способствуют формированию у современников методологии построения теории и практики гражданского общества.
Связь с прошлым сообщает настоящему легитимность, вдохновляет современников идеями вечного мира, гражданского согласия, договора, гармоничной структуры общества.
На основе исследования построена программа спецкурса.
Автор рассматривает данную работу как пролог к исследованию вклада других мыслителей и исторических эпох в разработку анализируемой темы. Поскольку рассматриваемые вопросы еще не были отчетливо поставлены и полностью продуманы, то предлагаемая форма изложения - это очерки. Разбивка текста рассчитана на выявление тенденций, а не единичных выражений отдельных форм идеи гражданского общества.
На данной стадии исследования важно отчетливое выявление всех различий, с тем чтобы они были осмыслены на более высоком уровне и в более широком масштабе при последующих попытках решения. Некоторая неопределенность оставляет открытыми все возможности и стимулирует воображение исследователя.
Учебное пособие предназначено для интересующихся общественными науками, проблемами формирования гражданского общества и правового государства. При изучении политологии, истории политических и правовых учений, теории государства и права, государственного управления, социальной философии и социологии, экономики - оно может быть полезным.
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества
Модернизация и демократизация политической системы современной России предполагает расширение объема и уровня политического участия граждан. Институциализация этой деятельности и организация еe контактов с властью и власти с общественностью актуализируют интеллектуальную востребованность и последующее применение знаний по проблематике гражданского общества. Наше политическое и собственно человеческое развитие также связаны с активным творческим созиданием свободной личности, открытого стабильного общества, его диалога с государством.
Современная эволюционная развитость феноменов гражданского общества в Западной Европе и США, условия его формирования и тенденции развития в России стимулируют наш интерес обратиться к античной традиции и достижениям нового времени для определения сущности анализируемого феномена. В свою очередь, знание состояния гражданского общества и ресурсов его мобилизации открывают возможности для политики на основе консенсуса.
Гражданское общество (civil society) является одной из ключевых категорий современного обществознания. События и процессы, протекающие в гражданском обществе, определяют в значительной степени содержание политики и формы еe реализации. Вопрос о сущности гражданского общества, его происхождении, исторических судьбах остается дискуссионным. Одни мыслители сегодня видят в гражданском обществе синоним рыночных или других форм частой жизни (либертаристы); другие негативно воспринимают идею о разделении гражданского общества и государства (ортодоксальные левые); третьи идею гражданского общества как автономного от государства образования относят лишь к ранней либеральной стадии развития капитализма. Как взаимодополняющие друг друга явления рассматривают гражданское общество и правовое государство представители либеральной и умеренно консервативной традиций.
Гражданское общество состоит из граждан, наделенных не только определенными правами, но и обязанностями перед обществом. Исторический путь к гражданскому обществу и разработка концепции гражданского общества были полны острых социальных, политических и идеологических коллизий.
А) Европейская традиция и современное осмысления сущности гражданского общества
Гражданское общество как исторический феномен возникло на определенном этапе развития личности и общества в западной цивилизации и общественно-политической мысли и прошло ряд трансформаций социальных, политических и идеологических, анализируемых в данной работе. Идея гражданского общества имеет античные корни, и до XVIII века происходит постепенное вызревание институтов, ценностей и идеологических компонентов гражданского общества.
Демократическое афинское и римское общество нередко гарантируют доступность общественных средств и ресурсов, будь то воспитание граждан, или сисситии1, или нечто другое. Подобная система удовлетворения потребностей уже намечает сближение индивидуального и социального аспектов общественного развития.
Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы