Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат
Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.
Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256
Мера власти определяется задачей защитить граждан, поэтому государственной власти принадлежит:
право наказывать нарушителей закона;
право войны;
право суда;
право законодательства;
право учреждать подчиненные власти;
право запрещать вредные учения.
Следовательно, власть государства, по Гоббсу, не ограничивается сферой внешних действий, но распространяется и на духовный, внутренний мир человека. Государство может осуществлять и церковную власть.
Отрицает Гоббс и право подданных иметь собственное суждение о добре и зле. Это справедливо в естественном состоянии, а не в гражданском. Здесь правила добра и зла определяются гражданским законом и законодателем. Частные люди не могут предписывать себе суждения о добре и зле.
Повиновение власти ни в каком случае не может быть греховным. Подданный, таким образом, является совершенным рабом, с той лишь разницей, что подданный подчинен государству, а раб частному человеку. Гражданским правителям вручает Гоббс и церковную власть. Толкование естественного закона в человеческих обществах является функцией государственной власти.
Теорию абсолютной власти Гоббс выводит из требований общежития. Верховная власть связует общество и образует из него единое целое. Но учение Гоббса ведет к уничтожению свободы. Право сопротивления верховной власти признается в силу естественного закона. Ослушание не допускается при достижении такой общественной цели, как сохранение мира и общей защиты.
В некоторых случаях он оправдывает возмущение против общественной власти: когда она предписывает что-либо опасное или беспечное, когда людям грозит смерть. Подданный имеет право подчиниться новой власти, когда перестает пользоваться покровительством прежней. Эти оговорки против безусловного господства власти открывали дверь революционным идеям.
В трактате "О гражданине" Гоббс делает гражданскую власть единственною толковательницей естественного закона как в нравственном отношении, так и относительно способов поклонения Божеству. Причина состоит в том, что разум может ошибаться, следовательно, частное суждение должно подчиняться общественному. Это первое предписание естественного закона. Если даже власть повелевает что-либо противное нравственности, то грех лежит не на подданных, которые, повинуясь, исполняют свою обязанность, а на правителе, который издает приказание.
Повиноваться власти не следует единственно в том случае, если государственная власть предписывает действие, оскорбляющее Бога, или вовсе запрещает поклонение. Ибо никакое отдельное лицо само по себе не имеет подобного права, а потому не может перенести такое право на государство. Точно также не следует воздавать человеку божеских почестей. За этими исключениями повиновение должно быть полным.
"Левиафан", в угоду абсолютной власти Стюартов утверждает, что граждане обязаны полным повиновением власти во всем, что не противоречит законам Божьим. Власть имеет право предписывать естественные способы поклонения.
Гражданские свободы автор "Левиафана" трактует следующим образом. Подобно тому, как для достижения мира и самосохранения люди создали государство, точно так же, по соглашению, они создали гражданские законы, которые держатся благодаря опасности. Гражданская свобода заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, то есть в государственных законах. Например, "свобода получать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д. 3
Однако гражданские свободы Гоббс рассматривает не в отношении граждан, а подданных, совмещая их с властью суверена над жизнью и смертью его подданных. Подданный является виновником каждого акта, совершаемого верховным представителем, который, в свою очередь, сам являясь поданным Бога, обязан соблюдать естественные законы. Беззаконие может быть совершенно верховным представителем, как считает Гоббс, лишь по отношению к Богу.
Гоббс сторонник свободы не частных лиц, а государства. Свобода афинян и римлян, по его мнению, "значит не то, что какие-нибудь частные лица пользовались там свободой оказывать сопротивление своим представителям, а то, что их представители имели свободу оказывать сопротивление другим народам и завоевывать их" 4 . Сторонник монархии замечает, что люди легко вводятся в заблуждение соблазнительным именем свободы и принимают за свое прирожденное и доставшееся по наследству право то, что является лишь правом государства. Не приходится удивляться, заключает он, что это приводит к мятежу и государственному перевороту.
Гоббс определяет свободу как отсутствие препятствий, определяет свободу воли человека и называет некоторые основные гражданские свободы: право на жизнь, безопасность, собственность, справедливый суд, равенство людей при заключении договора, свобода покупать и продавать, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни и т.д. Однако в сравнении частных прав с государственным предпочтение отдается последнему. Гражданскими правами называются те, которые не предусмотрены законом.
От каких прав человек отказывается или от какой свободы он отрекается, когда создает государство? Верховная власть, основная как на установлении посредством соглашения каждого с каждым, так и на приобретении посредством соглашения между побежденными и победителями, оставляет подданным (гражданам) свободу в отношении всего, право на что не может быть отчуждено соглашением. Это прежде всего право защищать свою жизнь, не наносить себе повреждений. Никакой договор также не может обязать человека обвинить себя.
Под гражданскими законами Гоббс понимает законы, которые люди обязаны соблюдать как члены государства вообще (т.е. как граждане, выражаясь современным языком - Г.С.). Гражданский закон надлежит знать любому. Гражданским правом являются те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало людям (подданным, гражданам) для различения между правильным и неправильным. Законы суть правила, определяющее, что справедливо и что несправедливо.
Естественный и гражданский законы в целом совпадают по содержанию. Естественные законы, заключающиеся в беспристрастии, справедливости, признательности и других вытекающих отсюда моральных качествах, в естественном состоянии являются не законами, а лишь качествами, располагающими людей к миру и повиновению. Лишь по установлении государства они становятся действительно законами, и только государство может установить наказание за их нарушение. И поэтому такие правила являются гражданскими законами: "во всех государствах мира естественный закон есть часть гражданского закона. В свою очередь гражданский закон также является частью предписаний природы, ибо справедливость, т.е. соблюдение договоров и воздание каждому того, что принадлежит ему, есть предписание естественного закона... Гражданский и естественный законы не различные виды, а различные части закона, из которых одна (писаная часть) называется гражданским, другая (неписаная) - естественным." 5 Вместе с тем следует иметь в виду, что гражданский закон урезывает естественную свободу человека, естественное право.
Таким образом, в учении Гоббса естественный закон и общественный договор, создающий государство, являются идейными истоками гражданского закона. Естественный и гражданский законы совпадают через категорию справедливости, объединяющую их. Повиновение гражданскому закону является частью естественного закона. Впрочем, гражданский закон урезывает естественное право. Договор определяется как взаимное перенесение права.
Заслугой Гоббса с точки зрения концепции гражданского общества является также разработка им категорий естественного и гражданского закона, их взаимосвязи и роли наряду с индивидуалистической трактовкой человека в создании общества и государства; разработка понятий свободы и гражданских свобод, равенства, справедливости, права и собственности.
Он приходит к выводу, что суверенная власть в обществе необходима, чтобы избавить его членов от хаоса и насилия. Гражданин получает безопасность и защиту в обмен на исполнение обязанностей и подчинение. Заслугой Гоббса современные мыслители справедливо считают его вывод о том, что оптимальной формой правления является соответствующая материальным условиям и человеческим потребностям граждан.
51
Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы