Гражданское общество в истории политической мысли Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.

Содержание

Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256

Работа содержит 1 файл

+Гражданское общество в истории политической мысли Европы_Слесарева, Г.Ф.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

 

Чтобы большинство не обладало наибольшей властью и исход голосования зависел не от толпы, а от людей состоятельных, он учредил сорок старших и сорок младших центурий, состоявших из граждан, имевших по 100000 сестерциев и больше. К ним он присоединил 18 центурий всадников с наибольшим имущественным цензом. Остальное огромное большинство людей в составе девяноста шести центурий не отстранялось от голосования, но и не было опасно сильным. Поскольку в каждой из девяноста шести центурий на основании ценза состояло людей больше, "чем почти во всем первом разряде. Таким образом, с одной стороны, никто не лишался права голоса; с другой стороны, при голосовании наиболее влиятельными были те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы государство было в наилучшем состоянии"13 Подобный порядок управления был воспринят в XVIII веке и "отцами" конституции США.

 

Предоставление прав вспомогательным войскам, трубачам, горнистам, пролетариям Цицерон также расценивает как удачное средство, ведущее к равновесию трех видов власти (нечто выдающееся и царственное; власть авторитета первенствующих людей; предоставление некоторых дел суждению и воле народа).

 

Свобода граждан выступает в качестве критерия классификации форм государственного правления.

 

Отношение видов власти было таким, что цари не переставали обогащать своих сограждан; а стремление к единовластию, несправедливое и жестокое правление наказывались смертной казнью, изгнанием, отказом в повиновении. Защита прав народа, "пользы и достоинства граждан", по убеждению Цицерона, необходимы в стабильном обществе и государстве: "Удели некоторую власть также и народу, как поступили Ликург и Ромул: свободой ты его не насытишь, но жаждой свободы зажжешь, если только дашь ему возможность вкусить власти".14

 

И, напротив, при нарушении равновесия властей "не прочна судьба народа", особенно когда она зависит от воли или нрава одного человека. Тиран - лишь по внешности человек, " но дикостью своих нравов превосходит самых лютых зверей ''. Из крайнего своеволия рождается тиран. К общественным потрясениям и государственным переворотам ведeт такое положение дел, которое сложилось на третьем году децемвирата. Тогда всем сословиям граждан не предоставлялось одинаковых прав, вся власть была в руках децемвиров, и им не были противопоставлены плебейские трибуны, "не было никаких других магистратов и не было сохранено право провокации к народу, если гражданину грозила казнь или наказание розгами".15

 

Воины нередко использовали свои гражданские права, чтобы с оружием в руках выступить против произвола и несправедливых законов, отказываясь продолжать военные действия.

 

Опека народа властью выражалась, в частности, в том, что уже Ромул распределил плебс на клиентелы у первенствовавших людей, а постановления народных комиций входили в силу только после одобрения их решением "отцов".

 

Свободны ли граждане Рима? Они, "правда, подают голоса, предоставляют империй и магистратуры, их по очереди обходят, добиваясь избрания, на их рассмотрение вносят предложения, но ведь они дают то, что должны были бы давать даже против своего желания, и они сами лишены того, чего от них добиваются другие; ведь они лишены империя, права участия в совете по делам государства, права участия в судах, где заседают отобранные судьи, лишены всего того, что зависит от древности и богатства рода. А среди свободного народа, как, например, родосцы или афиняне, нет гражданина, который ... [сам не мог бы занять положение, какое он предоставляет другим].16

 

Общество и государство прочны только в том случае, когда народ действительно сохраняет свои права, когда "он -господин над законами, над правосудием, над делами войны и мира, над союзными договорами, над правами каждого гражданина и над его имуществом".17

 

Чувство меры в сочетании "высших, низших и средних сословий" ведет к их согласию, этой наилучшей связи, обеспечивающей справедливость и безопасность.

 

Проблемам справедливости и оптимального сочетания сословий в обществе Цицерон вслед за мыслителями Греции уделяет серьезное внимание. Он считает, что справедливость дороже всякого золота. Платон и Аристотель превозносили справедливость как истину и доблесть, достойную высшей хвалы, т.к. она воздает каждому свое и сохраняет равенство между всеми. Справедливость обнаруживается в хороших поступках ради того, чтобы приносить возможно большую пользу.

 

Только благодаря великой справедливости могут сохраняться и управляться государство и общество. Когда несправедлив царь (тираны), или несправедливы оптиматы, сговор которых он назвал кликой, или же несправедлив сам народ, то государство уже не только порочно, - его вообще не существует, т.к. оно уже не достояние народа, раз его захватил тиран или клика, да и сам народ в этом случае уже не народ, раз он несправедлив, т.к. это не множество людей, объединенных согласием относительно права и общностью интересов.

 

Обращаясь одинаково справедливо с гражданами, не следует вносить противоречий в их интересы. Например, в отношении собственности было бы несправедливо у одних отнимать имущество, а другим давать чужое. Одинаково несправедливо было бы отменить долги.

 

Сознавая единство интересов граждан и государства, Цицерон в год своего консулата провел решительные действия в пользу уплаты долгов. Он позаботился о том, чтобы у людей не было долгов, поскольку это вредит государству: "ведь государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите, который совершенно не будет возможен, если уплата денег, взятых взаймы, не будет обязательна".18

 

Утрата надежды обмануть повлекла за собой необходимость уплатить долги. Благодаря равноправию и правосудию каждый должен владеть своим имуществом, возвеличивая государство в его могуществе и доходах. Таким образом, уплата долгов рассматривается как обязанность каждого гражданина перед государством.

 

Более славными Цицерон считает дела не военные, а гражданские дела среди государственных дел. Например, учреждение Ареопага по решению Солона Цицерон считает более славным делом, чем победу Фемистокла под Саламином. Дело в том, что решение Солона всегда будет служить гражданам на пользу, охраняя афинские законы и установления предков. К тому же и саму войну вели по решению сената, который был учрежден Солоном: "невелика цена оружию за пределами страны, если мудрого совета нет дома".19 Надо искать пути для разрешения спора, а не проявлять решимость на войне. Полководцы призваны рисковать своей жизнью, а люди, которые стоят во главе государства - расположением граждан. По мнению консула, "мы должны быть более склонны сами подвергаться опасностям, чем подвергать им сограждан..."20

 

Учитывая общественное мнение, "на основании суждения других людей" государственный деятель должен очень многое делать, многого не делать, многое должен изменять и направлять. История свидетельствует, что "ни один полководец во время мира не мог совершить ни великих, ни полезных деяний без содействия людей".21

 

Сравнивая обязанности лиц, занимающих высшие государственные должности, с обязанностями рядовых граждан, Цицерон пишет, что первые, представляя городскую общину, должны "поддерживать ее достоинство и честь, соблюдать законы, определять права" и следить за их исполнением. Честному же гражданину следует "жить среди сограждан на основании справедливого и равного для всех права, не быть ни приниженным и унылым, ни заносчивым, а в государственных делах желать всего того, что спокойно и прекрасно в нравственном отношении".22

 

Заслугой римского мыслителя является обоснование необходимости равенства прав граждан: "...если закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех, то на каком праве может держаться общество граждан, когда их положение неодинаково? И в самом деле, если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то во всяком случае, в правах граждане одного и того же государства должны быть одинаковы. Да и что такое государство, как не общий правопорядок?"23

 

Право он рассматривает как нечто "относящееся к гражданственности, но отнюдь не к природе. Ибо, если бы оно относилось к природе, то - подобно горячему и холодному, подобно горькому и сладкому - справедливое и несправедливое были бы одинаковыми для всех людей".24 Поэтому, долг справедливости человека и честного мужа - повиноваться законам.

 

При этом истинный закон трактуется как разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, которое призывает к исполнению долга, приказывая. Таким образом, отчетливо просматривается цепочка: право - гражданственность - справедливость - закон -равенство - долг. Их реализация - основа долговечности общества и государства, гражданского мира и согласия, милосердия.

 

Итак, Марк Туллий Цицерон в понятие гражданской общины и государства вводит закон в качестве из связующего звена. Равное право для всех граждан утверждается как залог стабильности гражданского общества и государства. Последние прочны, когда народ издает законы, вершит правосудие, решает вопросы войны и мира, союзных договоров, прав и имущества граждан. В основание теории международного права закладывается тезис о необходимости соблюдать права человека не только в мирное, но и в военное время.

 

В самом анализе проблемы прав граждан намечается сравнительно-исторический подход, обращается внимание на то, что свобода гражданина Афин включала больший набор прав, чем свобода гражданина Рима.

 

Согласно Цицерону, власть должна уважать такие права римских граждан, как право избрания царя и магистрата, право провокации, наличие института плебейских трибунов. Он отметил также, что правосудие укрепляется любовью граждан к миру и спокойствию, а государственную власть укрепляет авторитет лучших граждан в сенате.

 

Исполнение гражданского долга рассматривается как высшая обязанность, находящая важнейшее применение в управлении государством. Патриотизм определяется как долг римлян перед родиной и согражданами. Наряду с несением военной службы в качестве гражданского долга рассматривается также уплата налогов (подати).

 

Заслугой Цицерона, на наш взгляд, является также стремление определить рамки гражданской свободы. Она должна реализовываться в строгих границах закона. Чрезмерная свобода имеет тенденцию перерождения в рабство.

 

Оптимальное соотношение сословий в обществе и распределение между ними власти великий римлянин предлагает отрегулировать равномерным распределением прав, обязанностей и полномочий.

 

Цицерон применил теорию "смешанной конституции" к интерпретации римской истории и призывал вернуться к культуре и общественной структуре ранней римской республики, не знавшей периода гражданских войн Гракхов, Мария и Суллы.

 

Значительным был его вклад в развитие доктрины стоиков о естественном праве. Он был убежден, как отмечает Алмонд, в существовании всеобщего естественного права, определяемого божественным порядком космоса, рациональной и социальной природой человечества. Сформулированная им концепция естественного права вошла в римское законодательство, далее - в доктрину католической церкви, в труды мыслителей эпохи Просвещения и современные формулировки.

Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества

 

Новый этап в становлении концепции гражданского общества связан с формированием в обществе третьего сословия - буржуазии и его борьбой за расширение гражданских и политических прав.

 

§ 1. Ж.Боден (Bodin, Bodinus, 1530-1596) и его понимание общества и суверенитета

 

Жан Боден, французский общественно-политический мыслитель, теоретик естественного права, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 г. был депутатом от 3-его сословия на Генеральных штатах в Блуа.на этом собрании он выступил горячим защитником свободы вероисповеданий, чем навлек на себя массу гонений. Когда Генрих III выразил намерение присвоить часть государственных имуществ (доменов), Боден уговорил третье сословие отклонить требование короля на том основании, что домены составляют народное достояние. Как один из сторонников веротерпимости, руководителей партии "политиков", он боролся за прекращение религиозных войн во Франции второй половины XVI века.

 

Жан Боден был идеологом той части общества, от имени которой выдвигается требование чисто светского, независимого от церкви государства. Буржуазия эпохи Возрождения все решительнее боролась с открытым вмешательством в светские дела и государственное правление феодально-церковных кругов, подчинявшихся римскому папе.

 

Господствовавшее религиозное учение стало идеологическим препятствием на пути реализации политических требований идущей к власти буржуазии. Эта борьба соответствовала прогрессивному преодолению феодальной раздробленности, развитию экономических и национальных связей посредством укрепления государственной централизации.

 

Выражая интересы буржуазии, партия добивалась единства страны путем укрепления королевской власти и установления религиозной веротерпимости.

 

Основное внимание своих произведений государственный деятель и правовед, автор теории государственного суверенитета направляет на исследование гражданского и политического общества.

 

В сочинении "Метод легкого изучения истории" (1566) он утверждал, что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственных союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же - круговое вращение.

 

Умение "в течение очень длительного времени сохранить в величайшем расцвете свои империи" Боден связывает со знанием того, "как обзавестись рассудительными людьми, встретившись с народами, способными к политической жизни".1 Иными словами, знание политической жизни и рассудительное применение этих знаний расценивается как залог стабильности и процветания общества и государства. Например, римляне умели упражняться как в письменности и политических науках, так и с оружием. "Секрет гражданской жизни", т.е. право и литературу они получили от греков, искусство кораблевождения переняли от карфагенян и сицилийцев, а наукой военного дела овладели сами. Поэтому их общество и государство отличались стабильностью.

Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы