Гражданское общество в истории политической мысли Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.

Содержание

Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256

Работа содержит 1 файл

+Гражданское общество в истории политической мысли Европы_Слесарева, Г.Ф.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

 

Различие между верховенством власти и полнотой обладания ею состоит в том, что обладание верховной властью нередко является неполным, а обладание подчиненной властью зачастую бывает полным. Например, графское достоинство может легче, чем царская власть продаваться и передаваться в наследство по завещанию. Регентство - пример неполного обладания верховной властью.

 

Соблюдение права естественного, божественного и права народов связывает всех государей, хотя бы они не давали на то никаких обязательств. Дело в том, что действительное обещание сообщает права тому, кому дано обещание. Например, Плутарх свидетельствует, что царь персов имел верховную власть, был предметом поклонения, как образ божества, и сменялись персидские цари не иначе, как в случае смерти. Тем не менее и они произносили клятву при вступлении на царство, и здесь считалось грехом вносить изменения в законы. "Египетские цари, которые: обладали не меньшей верховной властью, нежели прочие владыки Востока, тем не менее были обязаны соблюдать многие обычаи; в случае же нарушения своих обязанностей они не могли подвергнуться обвинению при жизни, но после их смерти выносился обвинительный приговор их памяти, и осужденные лишались торжественных похорон. Точно так же, если еврейские цари правили неправедно, то после смерти их хоронили вне места царского погребения. Это было отличным мероприятием, которое не посягало на священный характер верховной власти и тем не менее страхом посмертного суда удерживало царей от нарушения ими клятвы верности".12

 

Итак, верховная власть, единая, неделимая и совершенно независимая, тем не менее иногда бывает разделена, например, между царем и народом. Таково управление царей в пределах, предписанных законами.

 

Например, Сервий Туллий, владевший царской властью не столько по праву, сколько по расположению к нему народа, значительно способствовал умалению царской власти, утвердив законы, которым должны были подчиняться даже цари. Сходное смешение народной и олигархической власти имело место в Риме во времена междуцарствования и в первые консульства. Смешение власти знатных с народным правлением существовало и в Афинском государстве времен Солона.

 

Гражданская независимость не мыслима без сохранения верховной власти: "свободен тот народ, который не подчинен власти другого народа, даже если он и вовлечен в такой договор, согласно которому он обязан оказывать добрые услуги для поддержания величия другого народа".13 Например, у римлян союзники пользовались покровительством, но не были подвластными. Тит Ливий отмечал, что народ римский предпочитает привязывать народы благодеяниями, а не страхом, привлекать чужестранцев доверием и союзами, а не держать их в узах печального рабства. Таким образом, государственное покровительство не посягает на гражданскую независимость, предполагающую сохранение верховной власти.

 

В равноправном союзе государств тот, кто избран главой союза, обычно повелевает прочими членами союза, не мешая их гражданской независимости. Так, например, афиняне руководили остальными греками: "Они жили заботой о делах всех союзников, но так, что последние сохраняли полную независимость: Они полагали, что им должно принадлежать предводительство на войне, но не господство над прочими союзниками".

 

Поводя итоги, следует заметить, что Гроций как основоположник теории естественного права, выводит его из начал природы, а право народов - из общего согласия и свободной воли народа. Право рассматривается как основа безопасности любого общественного союза, включая род человеческий или несколько народов. Источником права считается соблюдение разумных правил общежития. Естественным правом предписывается соблюдение договоров. Провозглашается вечность и незыблемость естественного права, которое служит основой права внутригосударственного и права народов.

 

Гроций расширил применение понятия гражданское общество с масштаба внутригосударственного до всемирного, распространяя принципы мирного сосуществования, характеризующее естественное право, на право народов. Справедливость и право составляют основу благополучия человека и народов, поэтому справедливость нельзя ограничивать пределами только своего государства.

 

Отмеченные идеи Гроция будут осмысливаться и разрабатываться его младшими современниками и последователями.

§ 3. Т.Гоббс (1588-1679) об индивидуализме как стержне гражданского общества и мире как естественном законе сохранения людей в гражданском обществе

 

Борьба граждан с верховной властью и королей с парламентом в середине XVII века в Англии обусловили интерес к гражданским правам и праву власти. Т. Гоббс выступил врагом революции и на основании естественного закона стремился утвердить права верховной власти династии Стюартов против взбунтовавшихся подданных.

 

Взгляды Т. Гоббса на природу человека и причины, заставляющие людей объединяться в общество, сущность политических обязательств и легитимность разных форм правления формировались под влиянием размышлений о падении Афин (он перевел "Пелопонесские войны" Фукидида) и хаосе гражданской войны в Англии.

 

Мыслитель исходил из того, что наука о гражданине, обществе и государстве имеет своим предметом движения, совершающиеся в душе людей и определяющие их взаимные отношения. Основная причина человеческих действий состоит в вечном и непрерывном желании власти, которое прекращается только со смертью. В качестве метода исследования используется дедуктивный. Трактат "О гражданине " (1642-1646) заключает все существенное и отличается последовательностью выводов. "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651) представляет популярное изложение идей первого трактата.

 

Учение Гоббса о гражданине основывается на принципах индивидуализма. Эгоистические стремления составляют основу человеческой природы. В обществе человек ищет прежде всего собственного блага. Между людьми, не сдерживаемыми верховной властью, господствует страх. Причина опасений заключается отчасти в естественном равенстве людей, вследствие которого даже слабейший может убить сильнейшего, отчасти также в соперничестве, но главным образом в стремлении к приобретению благ, которыми все не могут пользоваться сообща. Это стремление проистекает из самых коренных свойств человеческой природы. Каждый ищет для себя добра и избегает зла, особенно смерти. Это стремление столь же естественно, как падение камня вниз.

 

Гоббс опровергает убеждение Г. Гроция в общительной природе человека. Люди соединяются с другими не ради самого общения, а ради выгод, какие могут извлечь для себя из этого. Себялюбие может побуждать людей к сообществу или ради чести, или ради пользы. Но и то и другое удобнее достигается не соединением с людьми, а господством над ними. Удержать людей от стремления к господству друг над другом может взаимный страх, который и следует рассматривать как истинное основание всякого соединения людей в общества. Таким образом, индивидуалистическая трактовка природы человека является, согласно Гоббсу условием возникновения общества и причиной его функционирования.

 

Соглашение или договор между всеми членами догосударственного сообщества людей Т.Гоббс считает необходимой предпосылкой легитимности государства. В "Левиафане" он рассматривает гражданское общество, возникшее на основе этого соглашения, как эквивалент государства.

 

Естественное право и естественный закон Гоббс считает частью гражданского закона. При этом естественное право понимается как свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. Естественный закон есть "общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению..."1 Право состоит в свободе делать или не делать, между тем как закон обязывает к тому или другому. Закон и право различаются между собой как обязательство и свобода.

 

В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Это состояние войны всех против всех. Для сохранения жизни основной естественный закон предписывает, что следует искать мира и следовать ему, защищать себя всеми возможными средствами.

 

В случае согласия на это других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Гоббс справедливо считает, что до тех пор, пока каждый человек держится за право делать все, что он хочет, все люди будут находиться в состоянии войны. Чтобы показать свою готовность к миру, поступай в соответствии с Евангелием по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

 

Отказаться от своего права - значит устраниться с пути другого, лишиться свободы препятствовать другому пользоваться выгодой от права на то же самое. От права можно отречься или перенести его на другое лицо или лица. Однако не все права могут быть отчуждаемы. Прежде всего человек не может отказаться от права оказывать сопротивление тем, кто нападает на него с целью лишить его жизни, нанести раны, наложить оковы или заключить в тюрьму. Взаимное перенесение права есть договор.

 

Заключение договоров Гоббс рассматривает как источник справедливости. Люди должны выполнять заключенные или соглашения, без чего соглашения не имеет никакого значения и оставляют право на ведение войны. Нарушение заключенного договора несправедливо.

 

Справедливость и собственность начинаются с основания государства, как считает Гоббс. Продолжая традиции схоластов, он утверждает, что справедливость есть неизменная воля давать каждому человеку его собственное. Неизменная воля предполагает власть, которая может появиться лишь с основанием государства.

 

Где нет государства, там нет собственности, ибо там имеют право на все. В гражданском обществе неделимые вещи должны быть использованы сообща пропорционально числу тех, кто имеет право, если количество вещей позволяет. Когда же вещи не могут быть делимы или использованы сообща, устанавливается поочередное пользование по жребию или пользование по принципу первородства.

 

Природа справедливости, как считает Гоббс, "состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, но обязательная сила соглашений начинается лишь с установления гражданской власти, достаточно сильной, чтобы принудить людей к выполнению своих соглашений". 2 Называя власть государства гражданской властью, он фактически использует как тождественные понятия гражданского общества и государства.

 

К жизни в обществе люди в различной степени приспособлены в зависимости от различия их склонностей. Естественным законом общественной жизни Гоббс считает взаимную уступчивость людей, когда каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным. Согласно этому закону, не должен быть принят в общество человек, который стремится держать за собой излишнее, что для других является предметом необходимости. Кто соблюдает естественный закон добиваться мира, может быть назван законопослушным.

 

Для мирной жизни в обществе также естественно при наличии гарантии в отношении будущего прощать прошлые обиды раскаявшимся. В случае отмщения следует сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением. Наказание должно иметь целью исправление преступника или предостережение других. Месть не может служить предостерегающим примером и потому является торжеством по поводу ущерба, нанесенного другому. Месть ведет к войне и именуется жестокостью.

 

В обществе каждый человек должен признать других равными себе от природы, так как люди вступят в мирный договор не иначе как на равных условиях. При вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, предоставить которое другому человеку он не согласился бы. Нарушение этого естественного закона греки называли желанием получить большее, чем причитается.

 

Мир как средство сохранения людей в гражданском обществе предполагает существование беспристрастного суда. В противном случае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной. Защита прав граждан возможна при условии, что никто не может быть судьей самого себя. Никто также не должен быть судьей в деле, в котором он в силу естественных причин имеет пристрастие. Не следует ставить арбитром того, кто явно извлекает больше пользы, чести или удовольствия от победы одной из сторон. В спорных случаях установления факта или правомочия действия стороны должны подчинить свое право решению арбитра. Людям, которые являются сторонниками мира, должна быть дана гарантия неприкосновенности. В спорах о факте судья не должен доверять одной стороне больше, чем другой (если нет других аргументов), а должен доверять третьему лицу, свидетелю или свидетелям, иначе решение вопроса было бы предоставлено силе.

 

Согласно Гоббсу, рассмотренные естественные законы сохраняют мир в гражданском обществе. Чтобы стать доступными людям, большинство которых слишком занято добыванием средств к жизни, их можно выразить кратко следующим образом: поступай в отношении других так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

 

Свободным в обществе считается человек, которому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать. Свобода означает отсутствие сопротивления. Свобода воли состоит в том, что человек не встречает препятствий к свершению того, к чему его влекут его воля, желание или склонность.

 

Свобода граждан имеет то преимущество перед рабами и детьми, состоящими под отеческой властью, что гражданам доступны почетные должности в государстве и что они подчиняются только государству, а не частным лицам. Всякая другая свобода была бы свободой от подчинения законам и может принадлежать только самому правителю.

 

Вместе с тем Гоббс находит недопустимой чрезмерную законодательную регламентацию частной деятельности. Законы должны не устранять частную деятельность, а только руководить ею, подобно тому как берега существуют не для того, чтобы задерживать реку, а для того, чтобы давать ей надлежащее направление. Мера свободы определяется требованием блага граждан и государства. Безвредную свободу по естественному закону не следует отнимать у граждан.

Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы