Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:24, реферат
Гражданское общество есть концептуальный код эпохи 70-80-90-х годов ХХ века, с помощью которого раскрывается содержание современных трансформаций в обществе и государстве. Разграничение гражданского общества и государства как признак демократических политических систем отчетливо проявился в этот период становления демократических принципов и институтов в ряде стран Западной (Греции, Испании, Португалии) и Восточной Европы.
Предисловие
Глава I. Идейно-теоретические предпосылки изучения феномена гражданского общества:
Глава II. Возникновение идеи гражданского общества в античной традиции
Глава III. Роль теорий естественного права и общественного договора в формировании концепции гражданского общества
Глава IV. Предпосылки формирования гражданского общества в период первых революций и легитимация воли народа
Глава V. Идея гражданского общества в политических учениях французских просветителей
Глава VI. Становление концепции гражданского общества в немецком просвещении
Глава VII. Система гражданского общества Г.В.Ф. Гегеля (Hegel, 1770-1831):
Примечания 256
Страны средней зоны (Греция, Италия, Франция и Верхняя Германия), где наблюдался расцвет величайших империй, дали величайших полководцев, лучших законодателей, справедливейших судей, проницательных юристов, прославленных ораторов, способных купцов, знаменитейших актеров и писателей. Жители средней зоны почитают скорее благоразумие, чем силу или религию, и в защите государства чаще прибегали к законам и справедливости, а не к силе и страху.
В силу того, что все эти особенности "укоренены в каждом народе природой", то и судить об истории всякого народа следует "в соответствии с его привычками и наклонностями".
В известной работе "Six livres de la Republique" ("Шесть книг о республике", Париж, 1557, перевод на лат. автор выполнил в 1586 г.) Боден разводит понятия общество и государство, определяя последнее как "осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении"2.
Смысл своей работы он видит в том, чтобы каждый человек помогал упрочению мощи и исполнению законов королевств, империй и всех народов, знакомя также подданных "со словами и сочинениями, которые содействуют общему благу всех в целом и каждому в отдельности". На языке современной концепции гражданского общества это в сущности означает, что Боден призывает каждого к исполнению своего гражданского долга.
К тому же следует заметить, что термин "республика" Боден использует совершенно в ином смысле, чем это общепринято сейчас. "Республика" у него означает перевод с латинского выражения "Res publica", воспринимаемого дословно как "дело общественное". И не случайно это обстоятельство получило отражение в тех английских изданиях книги Бодена, в которых "республика" переведена как "commonwealth" или "commonweal" в смысле "сообщество", "государство". ### Боден отрицал божественное происхождение власти монарха, обосновывал идею конституционной монархии и принципы неделимости государственного суверенитета, защищал веротерпимость. Он признавал право народа на убийство тирана, а причину политических переворотов видел в имущественном неравенстве. В понимании государства на первый план он выдвинул начало не множества, а единства, не взаимной зависимости, а безусловного господства надо всем в государстве воли суверена. ### В творчестве Бодена дифференциация понятий семьи как составляющей общества и понятия государства как института управляющего приобретает принципиальное значение. В различении частного и общего автор "Шести книг о республике" видит "единственный признак государства". Назначение государства видится в том, чтобы предоставить ему "то, что является общественным, а каждому - то, что является его собственностью".
Полемизируя с идеей Платона об общности имущества как средстве предотвращения гибели государства, Боден выдвигает следующий аргумент: "подобная общность всего имущества невозможна и несовместима с семейным правом. Ведь если семья и город, собственное и общее, частное и общественное смешиваются, то нет ни государства, ни семьи".3 Вместе с тем такое устройство государства противоестественно и аморально, общее достояние всех не может вызывать чувства привязанности и... общность влечет за собой ненависть и раздоры... Ведь обычно наблюдается, что каждый пренебрегает общими делами, если из них нельзя извлечь выгоды лично для себя".4 ### Боден высказывает интересные мысли о перипетиях взаимоотношений общества и государства. Так в вопросе о происхождении государства Боден только относительно разделяет позиции античных мыслителей. Он считает, что государство ведет свое происхождение либо "от семьи, которая постоянно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино"5, а также путем "согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях"6. Последний вариант происхождения государства позволяет нам отнести Ж. Бодена к сторонникам договорной теории происхождения государства. И наконец, он считает, что государство может образоваться "из колонии, происшедшей от другого государства подобно новому пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву, ветви, которая, пустив корни, более способна плодоносить, чем саженец, выросший из семени"7. ### Государство прежде всего трактуется как справедливое управление, отличаясь этим от шайки воров или разбойников, с которыми нельзя заключить союз или вести войну. Затем государство предполагает несколько семейств, по крайне мере три, так как коллегия не может состоять менее чем из трех членов. Простая совокупность отдельных личностей не может составить государства, потому что, если они не будут соединены в семейства, они вымрут, а народ, составляющий государство, никогда не умирает. Семейства, составляющие государство, должны быть соединены подчинением одной суверенной власти.
Без власти семейства не могут составить государства, так же как доски, не скрепленные вместе, не составляют корабля. Ко всему этому еще требуется, чтобы у семейств, составляющих государство, было нечто общее. Однако нельзя сделать все имущество общим. Иначе государство перестало бы быть государством, общим делом, ибо, когда нет ничего частного, не может быть и общего.
Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютность суверенитета означает, что суверенная власть предоставляется вне каких-либо условий и ограничений. Суверен не подчиняется повелениям других людей и может "давать законы подданным и отменять, лишать силы бесполезные законы, заменяя их другими..."8. Однако "абсолютная власть государей и суверенных властителей никоим образом не распространяется на законы бога и природы"9.
Пять отличительных признаков суверенитета следующие:
власть давать законы всем вообще и каждому в частности и притом без согласия на то ни высшего, ни равного, ни низшего; Властью законодательной объемлются все атрибуты суверенитета;
власть войны и мира;
право назначения должностных лиц;
право суда в последней инстанции;
право помилования.
Все атрибуты суверенитета, согласно Бодену, не могут быть отчуждаемы и не могут быть потеряны давностью, и даже на государственную собственность не распространяется сила давности. ### Осуществление функций власти лишь временно и условно может быть поручено должностным лицам, но в присутствии суверена они теряют всю свою власть и в отношении к подданным и в отношении друг к другу, как звезды блекнут перед солнцем, и все реки теряют свою силу, изливаясь в море.
Определяя функциональное назначение государства, Боден писал, что государство может и должно существовать в виде прежде всего суверенной державы с основным законом, который служит государству и фиксирует его различные полномочия. Он выступает против вывода Аристотеля и других античных мыслителей о том, что достижение счастья для людей является главной целью государства. При этом делается ссылка на то, что древние называли Республикой общество людей, объединившихся, чтобы хорошо и счастливо жить. Однако в определении отсутствуют, по мнению Бодена, такие главные пункты, как семья, суверенитет и то, что общее в республике.
Суверенная власть республики, распространяясь на все общество, тем самым имеет публичный характер. Это принципиально, как подчеркивает Боден, отличает ее от власти глав семей и различных общественных организаций, которая может быть только частной. Поэтому власть республики как суверенная обладает только ей присущими качествами и признаками.
Жан Боден наделяет власть двумя свойствами - абсолютности и вечности. Характеристика суверенной власти как "вечной" относится только к жизни того, кто обладает властью. А в широком смысле "о единстве и непрерывности государства" можно говорить только в отношении "аристократических и народных режимов, которые нисколько не умирают". Чрезвычайно важным признаком власти является также обладание законодательной функцией. "Собственно говоря, - пишет он, - можно сказать, что только это и есть единственный признак суверенитета".
В отношении судебной власти Боден исходит из того, что вообще суверен должен объявлять свою волю по какому-либо вопросу с учетом "мудрых советов" и "тщательного рассмотрения самыми проницательными советниками и управляющими". Поэтому судом должен заниматься парламент, но за исключением принятия решений в последней инстанции, так как данный порядок соответствует "одному из главных прав суверенитета". ### Наилучшим образом принцип государственного суверенитета воплощают три формы: "в том случае, если суверенитет пребывает в одном государе, то мы назовем его Монархией; если к нему имеет отношение весь народ, то мы скажем, что государство является народным; если только меньшая часть народа, мы будем считать государство Аристократическим". Весьма примечательно, что в своем рассуждении Боден пишет слова "монархия" и "аристократия" с заглавных букв, а "народным" - строчной. Будучи убежденным противником демократического строя, он считал, что "цель народных государств - изгнание добродетели". Народ для него - это "животное с несколькими головами", лишенное разума. Ожидать от него решений и советов - "все равно, что просить мудрости у сумасшедших". Боден в принципе допускает, что суверенитет может быть воплощен в каждой из указанных им форм правления. Однако он категорично заключает, что суверенитет возможен только при монархии, ибо только в этом случае возможно последовательное и полное проявление его свойств. По его мнению, истинный государь держит свой скипетр от Бога. ### Следует признать, что эта часть не вполне последовательной теории государственного суверенитета Бодена не вписывается в концепцию гражданского общества, предполагающую наряду с конституционализмом, институтами представительной власти, веротерпимостью и религиозной свободой и другие права человека. ### Вместе с тем признание права собственности наиболее рельефно характеризует Бодена как идеолога восходящей буржуазии. Свою позицию он в 1576 г. изложил, не только опубликовав "Республику", но и последовательно защищая ее публично при созыве Генеральных штатах. Как депутат от третьего сословия, он заявил в ответ на необоснованные запросы двора, что король вместе с другими является лишь пользователем имущества, принадлежащего государству. Король вместе с армией по закону получает необходимое обеспечение. Все излишки, полученные в государственном секторе, принадлежат народу и должны быть использованы для блага республики, иначе говоря, общества.
Третье сословие, подчеркивал Боден в одном из своих выступлений в Блуа, может согласиться на отчуждение части государственного сектора, но только с разрешения провинций и никак иначе. Но если провинции пойдут на такой шаг, то это не будет сделано в интересах народа. В этом случае он окажется вынужденным нести дополнительное бремя по содержанию короля и дел королевства во все последующие периоды, что в конечном счете противоречит самим интересам короля. Из этого утверждения можно сделать вывод, что Боден не отделял интерес народа от постоянного интереса королевства, даже в рамках своей временной оппозиции к последнему. Он своеобразно соединял свою верность монархии с сопротивлением монарху.
Касаясь признаваемой Боденом обязанности суверенной власти уважать как частную, так и публичную собственность, отметим, что для него частная собственность является первостепенной, предшествующей по отношению к республике и полностью относящейся к естественному праву. Он указывает, что республика, "вещь публичная", есть при условии, что есть и "вещи частные".
Боден часто использует понятия "естественный закон", "естественные законы", чтобы подчеркнуть особенность установления правления в обществе как закономерного и само собой разумеющегося явления. Не объяснив надлежащим образом используемые им понятия, он обосновывает принцип, устанавливающий систему всеобщей иерархии и гармонически сочетающий политику и индивидуальную свободу в современном ее понимании.
В понимании Бодена единство закона в природе и обществе есть общий фундамент, на котором возвышаются и сочетаются власти в семье и государстве. Естественная власть главы семьи сосуществует с полновластием государства в лице суверенного монарха.
С позиции теории естественного права, согласно которому "мудрый человек есть мера справедливости и истины и... высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства" и следовательно нет "никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином" - именно с этой позиции Боден определяет "главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством" 18.
В то же время государи и правители сообразно своим нравам и страстям придерживаются того мнения, что высшее благо частное лицо измеряет своими радостями и удовольствиями. Учитывая это реально существующее в жизни различие добродетельного человека как частного лица и хорошего гражданина, Боден ставит вопрос об условиях совпадения или несовпадения благоденствия отдельного человека с благоденствием государства. Его деятельность на Генеральных штатах в Блуа подтверждает данную позицию.
В зависимости от состояния гражданских свобод и собственности государства могут быть законными, вотчинными или тираническими. Законное государство то, где подданные повинуются законам суверена, а суверен - законам природы, сохраняя за подданными естественную их свободу и собственность. Вотчинное государство то, где суверен, сделавшись силой оружия обладателем имуществ и людей, правит ими, как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен, презирая естественные законы, распоряжается свободными людьми как рабами и их собственностью как своей.
Информация о работе Гражданское общество в истории политической мысли Европы