Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 20:43, дипломная работа
Подъемно-транспортные машины (ПТМ) весьма металлоемки, и следовательно требуют большого количества материальных и трудовых затрат, поэтому необходимо создать мало металлоемкие, совершенные, надежные и рациональные конструкции. Проектированием, подбором и установкой подъемно-транспортных машин заняты инженерно-технологические работники не только в узко специализированных организациях и предприятиях, но и в самых различных отраслях промышленности.
1. Введение ______________________________________________________2
2. Аналитический обзор____________________________________________3
3. Исследовательский раздел________________________________________9
4. Конструкторский раздел_________________________________________16
4.1. Расчет механизма подъема груза ______________________________16
4.2. Расчет механизмов передвижения крана________________________25
4.3. Расчет металлоконструкции мостового крана____________________35
4.6. Электрическая часть_________________________________________49
5. Технологический раздел_________________________________________55
6. Техника безопасности и охрана труда______________________________63
7. Экономический раздел __________________________________________69
8. Заключение____________________________________________________75
9. Список литературы _____________________________________________76
6. Техника безопасности и охрана труда
На крановщика при работе крана могут воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы. Опасные и вредные производственные факторы регламентируются ГОСТ 12.0.003-74
Безопасность
труда при подъеме и
К опасным физическим факторам относятся: движущиеся машины и механизмы; различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.
Вредными
для здоровья физическими факторами
являются: повышенная или пониженная температура
воздуха рабочей зоны; высокие влажность
и скорость движения воздуха; повышенные
уровни шума, вибрации, ультразвука и различных
излучений - тепловых, ионизирующих, электромагнитных,
инфракрасных и др. К вредным физическим
факторам относятся также запыленность
и загазованность воздуха рабочей зоны;
6.2.
Оценка безопасности
и условий труда
при эксплуатации
крана
В процессе работы крана может произойти: обрыв каната, сход крана с рельса, угон крана при сильном ветре, что может привести к серьезным последствиям.
Для исключения возможности угона крана при сильном ветре, на кране устанавливается противоугонное устройство. Также на кране устанавливаются приборы, включающие предупредительный звуковой сигнал и сигнальную лампу при скорости ветра 20 м/с и более.
Для исключения обрыва каната, при подъеме груза, вес которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10%, предусмотрен ограничитель грузоподъемности, автоматически отключающий механизм подъема при превышении номинальной грузоподъемности, а также при увеличении нагрузки на грузовые канаты выше допустимой от смещения центра тяги грейфера, для исключения натяга и обрыва каната при подъеме груза на недопустимую высоту предусмотрен ограничитель высоты подъема.
Во
избежание схода крана с рельс,
в конце пути предусмотрены концевые
выключатели механизма
6.3.
Оценка мер предосторожностей
обслуживающего персонала
С целью предупреждения обслуживающего персонала, находящегося в непосредственной близости от работающего крана, при его передвижении включается автоматически звуковой сигнал. Также звуковой сигнал включается при передвижении грузовой тележки.
Опасность, возникающая при нахождении людей на проездном строении крана, исключается с помощью автоматической блокировки дверей во время работы крана.
С целью безопасности доступа к механизмам, предохранительным устройством, электрооборудованию предусмотрены площадки, лестницы, ограждения по конструкции и размерам соответствующие Правилам Госгортехнадзора.
Для
исключения возможности попадания
человека в зону работы механизмов,
все выдвижные части механизмов и электрооборудования
прочно закреплены и закрыты ограждениями.
6.4.
Оценка необходимых
параметров микроклимата
в кабине крановщика
Вредные и опасные факторы влияющие на организм человека по СНиП 23-01-99:
Поэтому
в кабину управления и пульт управления,
установленные в кабине, подается очищенный
(кондиционированный) воздух, для подачи
которого создан кондиционер в пожаробезопасном
исполнении. Пол, потолок, стены и двери
кабины утеплены и звукоизолированы, а
также для предохранения стекол кабины
от замерзания в кабине оборудована безопасная
в пожарном отношении отопительная установка,
позволяющая поддерживать температуру
внутри кабины не ниже 12°С при температуре
окружающей среды - 40°С
6.5. Оценка вибрационной безопасности при эксплуатации крана
В кране имеет место общая вибрация, которая передается через опорные поверхности на тело сидячего человека и по источнику ее возникновения является транспортно-технологической.
Для снижения уровня общей вибрации устанавливают амортизирующие прокладки в местах крепления кабины к основной металлоконструкции крана. Также можно установить виброизолирующие сиденья, при этом улучшается и звукоизоляция.
Фактические и допустимые значения параметров транспортно-технологической вибрации на рабочем месте крановщика крана по ГОСТ 12.01.012 приведены в таблице.
Среднегеометрическое значение частот Гц | 2 | 4 | 8 | 16 | 31,5 | 63 |
виброскорость м/с. | ||||||
Фактическая | 0,64 | 0,23 | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 |
Допустимая | 1,3 | 0,45 | 0,22 | 0,20 | 0,20 | 0,20 |
Вибрация при эксплуатации на рабочем месте крановщика соответствует допустимым параметрам и не превышает критических параметров.
6.6. Оценка акустической безопасности при работе крана
Основным источником шума при работе крана является работающий двигатель.
Нормированная характеристика – уровень звукового давления (децибел). Человек воспринимает шум при уровне звукового давления до 100 дБ. При 100-120 дБ и частоте 2-5 Гц – затруднённое глотание. 125-137 дБ – летаргический сон. 140 дБ – лопаются барабанные перепонки.
Уровни
звукового давления в октавных полосах
частот, уровни звука в дБ на рабочем
месте крановщика крана по СНиП II-12-77
сведены в таблицу:
Средне-
геометри- ческие частоты Гц |
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | Уро-
вень зву- ка, дБА |
Фактические уровни звукового давления, дБ | 96 | 91 | 86 | 83 | 82 | 82 | 80 | 76 | 74 | 85 |
Допустимые уровни звукового давления, ДБ | 107 | 95 | 87 | 82 | 78 | 75 | 73 | 71 | 69 | 80 |
Методы уменьшение шума:
а) Уменьшение уровня звуковой мощности
б) Правильная ориентация шума
в) Звукоизоляция
г) Средства виброизоляции
д) Глушители
6.7. Оценка пожаробезопасности при эксплуатации крана
Опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются: открытый огонь, искры, повышенная температура окружающей среды, предметов и т.п., токсичные продукты горения, дым, пониженная концентрация кислорода, попадающие частицы строительных конструкций, агрегатов, установок и т.д.
Для мостового крана, для обеспечения пожаробезопасности используются следующие: вся аппаратура управления размещена в герметизированном контейнере, электродвигатели всех механизмов имеют степень защиты от внешней среды.
При этом рабочая t° обмоток путем создания запаса по току 10% составляет менее 140°С (t° поверхности менее 100°С) - токоподвод к крану и тележки кабельной.
Электроприводы кранов имеют глубокое регулирование скоростей. В связи с этим нагрузка тормозов минимальная, t° тормозных колодок в рабочем режиме не превышает допустимую, резисторы выбраны из стандартных блоков с расчетом, чтобы t° поверхности активных частей не превышала 185°С.
В целях обеспечения пожарной безопасности, в кабине предусмотрен углекислотный огнетушитель, который используется в целях тушения электропроводки и электрооборудования.
6.8. Оценка электробезопасности при эксплуатации крана
Грейферный кран, грузоподъемностью 10 т., предназначен для работы на открытом складе от 3-х фазного переменного тока напряжением 380 В. и частотой 50 Гц. Попадание человека под напряжение может произойти при обрыве провода, нарушении изоляции, оголение проводов и пуска регулировочной аппаратуры.
При
осмотре и техобслуживании
Отсутствие ограждений от токопроводящих шинопроводов и траллей, а также неисправность сигнальных электроламп указывающих на наличие напряжения, может привести к электротравме. В случае прохождения
электрического тока через организм человека, он оказывает термическое, электролитическое действия, вызывая местные и общие электротравмы.
В разрабатываемом грейферном кране предусмотрено защитное заземление, представляющее собой преднамеренное соединение с землей металлических частей оборудования, находящихся под напряжением в обычных условиях, но которые могут оказаться под ним в результате нарушения электроизоляции установки. Защита главных электрических цепей крана осуществляется защитными устройствами с использованием автоматических включений с высокой коммутационной защитной способностью.
6.9. Освещенность
Производственные здания, как правило, проектируют с естественным освещением по нормам освещенности (СНиП, II-А.8-62, табл.1). Работа мостового крана относится к V разряду точности с еср=2∙103 с/о. Искусственное освещение бывает двух типов: рабочее и аварийное. При использовании электроосвещения в цеху при работе мостового крана независимо от цвета фона и контрастности объекта с фоном принимается освещенность, равная 14 лк (рабочее) и 0,5 лк (аварийное). Для рабочего освещения используются лампы типа 4Н-ПГТ. Способ прокладки проводов ламп освещения М-АПРТО/гт. Для аварийного освещения используются лампы 6Л-ПУ-65. Способ прокладки проводов М-АПРТО.