Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 20:43, дипломная работа
Подъемно-транспортные машины (ПТМ) весьма металлоемки, и следовательно требуют большого количества материальных и трудовых затрат, поэтому необходимо создать мало металлоемкие, совершенные, надежные и рациональные конструкции. Проектированием, подбором и установкой подъемно-транспортных машин заняты инженерно-технологические работники не только в узко специализированных организациях и предприятиях, но и в самых различных отраслях промышленности.
1. Введение ______________________________________________________2
2. Аналитический обзор____________________________________________3
3. Исследовательский раздел________________________________________9
4. Конструкторский раздел_________________________________________16
4.1. Расчет механизма подъема груза ______________________________16
4.2. Расчет механизмов передвижения крана________________________25
4.3. Расчет металлоконструкции мостового крана____________________35
4.6. Электрическая часть_________________________________________49
5. Технологический раздел_________________________________________55
6. Техника безопасности и охрана труда______________________________63
7. Экономический раздел __________________________________________69
8. Заключение____________________________________________________75
9. Список литературы _____________________________________________76
4. Конструкторский раздел
Дано:
грузоподъёмность т;
скорость подъёма ;
высота подъёма .
1. Грузоподъемная сила:
,
где - ускорение свободного падения.
Получим:
2. КПД полиспаста:
,
где - КПД блока на подшипниках качения; -кратность полиспаста; - число обводных блоков.
Согласно рекомендациям ВНИИПТМаш: «При малых грузоподъёмностях (до 3 тонн) груз может подвешиваться без полиспаста, либо на одном подвижном блоке; при грузоподъёмностях свыше 5 т обычно применяют сдвоенные полиспасты с кратностью, возрастающей от 2 до 4 при увеличении грузоподъёмности от 5 до 50 тонн».
Получим КПД полиспаста для кратностей :
3. Наибольшее натяжение ветви каната, набегающего на барабан
где - число полиспастов.
Для мостового крана , т.е. оба конца каната закреплены на барабане - для строго вертикального подъёма груза выравнивания усилий на опоры барабана (рис. 2).
Наибольшее натяжение ветви каната, набегающей на барабан при подъёме груза:
;
;
Рис.2. Схемы полиспастов механизма подъема груза
.
Очевидно,
что Fa уменьшается по мере увеличения
кратности.
4.
Выбор электродвигателя
Статическая мощность электродвигателя:
,
где - предварительное значение КПД (для механизма подъёма с цилиндрическим редуктором).
Вт.
Выбираем для легкого режима нагружения, ПВ=15% и мощности Р<15 кВт электродвигатель серии 4MTКF. Технические данные двигателей принимаем:
4MTКF112LВ4 ( кВт; р=4; m=63 кг; мм; об/мин; мм).
4MTF132L6 ( кВт; р=6; m=104 кг; мм; об/мин; мм).
где ( )- длина двигателя без посадочной части вала, мм.
В литературе указана мощность P40 (при ПВ=40%). При ПВ=15% те же двигатели имеют большую мощность:
кВт
Имеем:
кВт, т.е. мощность выбранных двигателей
достаточна.
5. Угловая скорость электродвигателя
,
Получим:
рад/с,
рад/с.
6. Разрывное усилие каната в целом
,
где - минимальный коэффициент использования каната.
По табл. П.1 (2. с.17) выбирают для заданной группы классификации механизмов. Символ означает смещение по таблице вверх и вниз на 1 и 2 шага.
Согласно «Правил…» [2, c.18] опускается изменение коэффициента выбора диаметра барабана , но не более чем на два шага по группе классификации в большую или меньшую сторону с соответствующей компенсацией путем изменения величины на то же число шагов в меньшую или большую сторону, поэтому введём ряд смещений: Тогда получим ряд значений: .
Для группы классификации механизма М2 имеем . Получаем добавочные значения ; и разрывное усилие каната ( ) для кратностей , для основного и добавочных значений :
7.
Выбор типа каната
Мостовой кран работает в относительно чистом, сухом помещении, следовательно, абразивный и коррозионный износ проволок каната незначителен. Поэтому выбираем канат типа ГОСТ 7668-80. Он имеет большое количество проволок малого диаметра и высокую усталостную износостойкость при перегибах на блоках.
По найденным значениям находят значения диаметров каната и маркировочную группу, соответствующую условию прочности каната:
,
где - разрывное усилие каната в целом.
Имеем
следующие значения диаметров каната
(в скобках указаны маркировочные группы,
МПа, разрывные усилия,
):
8.
Минимальный диаметр
барабана
,
где - коэффициент выбора диаметра барабана.
По
табл. П.1 (2. с26) для заданной группы классификации
механизмов получают основное значение
.
При определении
минимального диаметра барабана для заданной
группы классификации механизма М2 получим
основное значение
. При смещении по этой таблице вверх
и вниз на один шаг имеем:
;
;
. Получим
, мм:
Примечание. ГОСТ 3241-80 «Канаты стальные. Технические условия», приводит ограничение: «Диаметр шейки барабана должен быть не менее 15 номинальных диаметров каната». В выводах по расчету вариант с h1<15 может быть принят с пометкой «условно, до согласования с изготовителем каната».
9.
Расчетный диаметр барабана
Барабаны диаметром меньше 140 мм исключаем из дальнейших расчетов, т.к. наименьший из выходных валов редукторов с частью зубчатой полумуфты, встраиваемый в барабан, имеет диаметр . Тогда диаметр охватывающей зубчатой обоймы составляет .
Расчётный диаметр барабана мм, принимают из ряда : 100, 110, 125, 140, 160, 180, 200, 220, 250, 280, 320, 360, 400, 450, 500.
Расчетный диаметр барабана ,мм:
Барабаны
диаметром менее 140 мм исключены
т.к. будут иметь большую ступень.
10.
Длина барабана с двусторонней
нарезкой
,
где - шаг нарезки; a - кратность полиспаста; - диаметр каната; с - коэффициент длины средней части барабана, H - высота подъема.
Принять: для кратности , для кратности , для кратности а=3, для кратности . Длина барабана с двусторонней навивкой, мм:
11.
Проверка размеров барабана
по условиям
, и
При проводят простой расчёт барабана на сжатие. При проводят уточнённый расчёт барабана на сжатие и совместное действие напряжений изгиба и кручения, на устойчивость стенки. При необходимости усиливают барабан, вводят кольца жесткости в его полость (РТМ–24.09.21–76).
Проверим размеры барабана по условиям:
Остаются
варианты кратностью a=2 с увеличенным
барабаном на 2 и 3 шага
12.
Угловая скорость барабана
рад/с,
13. Выбор и расчет редуктора
Выбираем редуктор с зубчатой полумуфтой на выходном валу, т.к уменьшается габариты механической передачи. Это редукторы Ц2 (завод ПТО им. Кирова) специальные крановые и Ц2У (Ижевский редукторный завод) универсальные общемашиностроительного применения.
Условие прочности:
,
где – действующая радиальная нагрузка. Полагаем, что наибольшее усилие от левой ветви каната, набегающей на барабан, действует на консоль выходного вала редуктора (рис. 2); Fy – допускаемая радиальная консольная нагрузка на выходном валу редуктора. Выбираем редукторы Ц2, т.к они более легче.
Для полиспаста кратностью выберем редуктор Ц2-250, для которого условие выполняется с наименьшим запасом:
Масса
редуктора Ц2-250 m=86 кг, КПД=0,96.
14.
Передаточное число
редуктора
,
Определим расчетное передаточное число редуктора и округлим его до номинального значения:
Вывод:
требуется редуктор с передаточным
числом много большим 50. На двухступенчатых
имеем Umax=50, а трехступенчатые
редукторы не рекомендуются.
15.
Грузовой момент на
барабане
,
где – число полиспастов.
Получим:
(Н м)
16. Проверка редуктора по грузовому моменту
,
где – грузовой момент на барабане; – допускаемый крутящий момент на валу редуктора.
=1984,
=3400
=1,7/1 , Редуктор тип 250 Uн 50
17.
Выбор тормоза
Статический момент на выходном валу редуктора при торможении
,
где - КПД механизма, который можно принять равным КПД редуктора; - номинальное передаточное число редуктора.
Tcpax=1984·0,95·0,99/50=37
Н×м
18.
Тормозной момент, на
который регулируют
тормоз
где - коэффициент запаса торможения.
Согласно правилам ПБ . Тормоз выбирают по условию , где – максимальный тормозной момент по каталогу.