Сознание, происхождение и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..……..3
2. Основная часть.
2.1. Сознание как основа существования человека .…………..………..4
2.2. Индивидуальное и общественное сознание…………………………8
2.3. Сознание и язык……………………………………………………...11
2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания……12
2.5. Сущность и структура сознания……………………………………15
3. Заключение……..……………..………………………………............20
Список используемой литературы……………….………….….........22

Работа содержит 1 файл

Сознание, происхождение и структура.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

     Названные уровни раскрывают структуру общественного  сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология - суть тех элементов, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания.

     В понятии социальной психологии мыслятся проявления психики человека, социальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного сознания социальная психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т. д. Социальная психология включает также психический склад, т. е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной группы. В понимании психологии социальных общностей и групп значительную роль играет учет социального характера, который представляет собой особое, отличающее именно данную группу единство некоторого множества черт (национальный характер, купеческая психология и т. п.).

     Существенное  место в социальной психологии занимают социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства динамичны и чрезвычайно заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковыми являются взаимная психическая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр.

     Социальные  чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества.

 

      2.3. Сознание и язык.

     Сознание  формируется вместе с языком. Любая  мысль выражается и закрепляется в словах и предложениях. Благодаря языку мысли одного человека передаются другим людям, формируются идеи и теории, которые становятся всеобщим достоянием элементами общественного сознания.

     Внимание  характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Внимание организует познание, делает его активным, целенаправленным процессом.

     Язык  может быть как естественным, так  и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

     Язык  – явление социальное. По своей  физиологической основе язык выступает, по мнению профессора И. П.Павлова, в  функции второй сигнальной системы. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познания реальной действительности.

     Язык  является средством фиксирования и  сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. К тому же язык представляет собой определенную систему, «структуру», со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака.

     «Язык рассматривается как продукт  интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять  в некоторой внешней стихии», - писал Гегель.

     Таким образом, для Гегеля язык – это  объективированное мышление. В непосредственном контакте с миром природных явлений  человек находится в качестве ощущающего существа как субъект  чувственности. Выход в опосредование, т. е. в размышление, рефлексию достигается, согласно Гегелю, лишь за счет введения особой, знаковой предметности, слов и терминов, в которых фиксируется устойчивость и всеобщее содержание чувственных впечатлений.

     Память  как способность хранить и  воспроизводить информацию об объекте позволяет объединить имеющиеся и приобретаемые знания и на этой основе пополнять и углублять их. Благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся. С воображением связана способность строить фантазии, выдвигать предположения, делать открытия.

     Познавательная  деятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и закрепляются результаты познания.

 

      2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания.

     Являясь высшей формой отражения, сознание развивалось из менее высоких форм в процессе длительной эволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе возникают «следы» во взаимодействующих предметах: «следы» стихийных явлений – пожаров, наводнений, землетрясений; оставленные на почве следы протекторов колес автомобиля, обуви и т. п. Эти «следы» могут рассматриваться как предпосылки более совершенных форм отражения.

     Живые организмы обладают способностью взаимодействовать  с внешней средой, получать необходимую для их жизнедеятельности информацию. Растения, простейшие одноклеточные организмы обладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, смену дня и ночи, времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные — на пищевой раздражитель. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связанная с формированием идеального образа.

     На  более высоком уровне организации  живого появляется качественно новое  свойство — чувствительность —  способность отражать свойства предметов в форме ощущения. Это уже начальная форма психики.

     Высшие  животные, психика которых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться в окружающей среде, им свойственно избирательное отражение, которое, как утверждает известный физиолог П. К. Анохин, имеет опережающий характер: происходит «преднастройка» - животное настраивается на встречу с будущим событием. Хищное животное, завидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника, мобилизуют все резервы своего организма. Нервная система позволяет организму активно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализовать определенные цели. На этой ступени своего развития организм освобождается от «привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение, приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.

     Высшие  животные способны к некоторым видам  рассудочной деятельности, к конкретному  мышлению, но сознанием они не обладают. Они не осознают своих действий, не способны абстрактно мыслить и  руководствуются преимущественно инстинктами, помогающими им приспосабливаться к окружающей среде.

     Высшей  формой отражения является сознание человека, мозг которого по сравнению  с мозгом животных имеет больший  объем и гораздо более сложную  организацию. Но дело не только и не столько в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.

     Сознание  формируется вместе с формированием  человека и человеческого общества. Это подтверждается как историческим (филогенезом), так и индивидуальным развитием человека (онтогенезом).

     В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиваться, подобно животному, приспособлением  к природе. С помощью созданных  им орудий он воздействовал на нее: добывал необходимые для жизни  пищу, одежду и т. п. Совершенствуя орудия, используя их, человек преобразовывал не только окружающую его действительность, но и свою собственную физическую и психическую природу; осваивал прямую походку, совершенствовал мозг, «очеловечивал» чувства, развивал мышление, волю. Труд объединял людей, создавал условия для их общения друг с другом. Это привело к потребности в средстве общения, к формированию языка, членораздельной речи. Труд, общение, язык явились важными стимулами возникновения и развития человека и человеческого общества. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. Это подтверждается и онтогенезом.

     Человек с раннего детства усваивает  привычки, правила поведения, нравственные принципы той общественной среды, в которой он живет. Он овладевает языком, логикой мышления, культурой. Его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе социальных отношений, политических и правовых идей, нравственных принципов, искусства, науки, религиозных или атеистических воззрений.

 

      2.5. Сущность и структура сознания.

     Сознание  можно рассматривать и с точки  зрения системно-структурного подхода, т.е. как внутренний мир, мир субъективной реальности, субъективной рефлексии, который  в гносеологическом плане противостоит миру объективной реальности. Именно этот "постоянный" внутренний мир стал объектом внимания современной мировой философии (философский структурализм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ и др.), которая стремилась овладеть структурой субъективности. 

     Субъективная  реальность является ничем другим, как сознанием, мысленным взором, переживанием. Она идеальная и  по форме, и по способу своего существования. Мысль продолжает природу и вместе с тем по способу своего существования противостоит ей.

     Сознание  не сводится к психике человека. Понятие сознания более узкое  сравнительно с понятием "психика  человека". Психика состоит из таких духовных образований, как  сознательное и несознательное и  они находятся в постоянном взаимодействии. 

     Сознание - это прежде всего знание. Без  знания сознания не существует. Вот  почему в современной философской  литературе большинство исследователей указывают на важную роль познавательной (когнитивной), эмоциональной и мотивационно-волевой форм деятельности сознания.

     Логическая  структура когнитивной деятельности человека состоит из чувственно-сенситивного абстрактно-мысленного и интуитивного уровней. На этих уровнях возникают  чувствительные и понятийные образа, которые представляют предметно-содержательную основу мышления. А именно мышление является процессом оперирования чувствительным содержанием и логическими формами, который имеет целью синтез чувствительного и рационального достояния новой познавательной информации. К познавательным способностям человека принадлежит также внимание и память. Но в когнитивной сфере сознания ведущая роль, бесспорно, принадлежит понятийному мышлению. Именно оно обеспечивает всей познавательной деятельности предметный, осознанный характер. 

     Эмоциональная сфера сознания - сложное, мало исследованное явление. Попытка выделить ее структуры и типологии не удалась. Эмоции - это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнение, непосредственного переживания жизненного смысла явишь и ситуаций и оцениваемого отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу представляют чувство (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (злость, ужас, отчаяние), страсти и самочувствие. В эмоциях предметы отображаются не в образах, а в их отношении к человеку, общества, их нужд, интересов. 

Информация о работе Сознание, происхождение и структура