Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:03, реферат
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
1. Введение…………………………………………………………..……..3
2. Основная часть.
2.1. Сознание как основа существования человека .…………..………..4
2.2. Индивидуальное и общественное сознание…………………………8
2.3. Сознание и язык……………………………………………………...11
2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания……12
2.5. Сущность и структура сознания……………………………………15
3. Заключение……..……………..………………………………............20
Список используемой литературы……………….………….….........22
Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.
Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология - суть тех элементов, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания.
В понятии социальной психологии мыслятся проявления психики человека, социальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного сознания социальная психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т. д. Социальная психология включает также психический склад, т. е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной группы. В понимании психологии социальных общностей и групп значительную роль играет учет социального характера, который представляет собой особое, отличающее именно данную группу единство некоторого множества черт (национальный характер, купеческая психология и т. п.).
Существенное место в социальной психологии занимают социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства динамичны и чрезвычайно заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковыми являются взаимная психическая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр.
Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества.
2.3. Сознание и язык.
Сознание формируется вместе с языком. Любая мысль выражается и закрепляется в словах и предложениях. Благодаря языку мысли одного человека передаются другим людям, формируются идеи и теории, которые становятся всеобщим достоянием элементами общественного сознания.
Внимание
характеризуется
Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.
Язык – явление социальное. По своей физиологической основе язык выступает, по мнению профессора И. П.Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познания реальной действительности.
Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. К тому же язык представляет собой определенную систему, «структуру», со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака.
«Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии», - писал Гегель.
Таким образом, для Гегеля язык – это объективированное мышление. В непосредственном контакте с миром природных явлений человек находится в качестве ощущающего существа как субъект чувственности. Выход в опосредование, т. е. в размышление, рефлексию достигается, согласно Гегелю, лишь за счет введения особой, знаковой предметности, слов и терминов, в которых фиксируется устойчивость и всеобщее содержание чувственных впечатлений.
Память как способность хранить и воспроизводить информацию об объекте позволяет объединить имеющиеся и приобретаемые знания и на этой основе пополнять и углублять их. Благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся. С воображением связана способность строить фантазии, выдвигать предположения, делать открытия.
Познавательная деятельность невозможна без языка, в формах которого выражаются и закрепляются результаты познания.
2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания.
Являясь высшей формой отражения, сознание развивалось из менее высоких форм в процессе длительной эволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе возникают «следы» во взаимодействующих предметах: «следы» стихийных явлений – пожаров, наводнений, землетрясений; оставленные на почве следы протекторов колес автомобиля, обуви и т. п. Эти «следы» могут рассматриваться как предпосылки более совершенных форм отражения.
Живые организмы обладают способностью взаимодействовать с внешней средой, получать необходимую для их жизнедеятельности информацию. Растения, простейшие одноклеточные организмы обладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, смену дня и ночи, времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные — на пищевой раздражитель. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связанная с формированием идеального образа.
На более высоком уровне организации живого появляется качественно новое свойство — чувствительность — способность отражать свойства предметов в форме ощущения. Это уже начальная форма психики.
Высшие
животные, психика которых основана
на деятельности мозга, способны хорошо
ориентироваться в окружающей среде,
им свойственно избирательное
Высшие
животные способны к некоторым видам
рассудочной деятельности, к конкретному
мышлению, но сознанием они не обладают.
Они не осознают своих действий,
не способны абстрактно мыслить и
руководствуются
Высшей формой отражения является сознание человека, мозг которого по сравнению с мозгом животных имеет больший объем и гораздо более сложную организацию. Но дело не только и не столько в этом. Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая вполне нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: ходили на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.
Сознание формируется вместе с формированием человека и человеческого общества. Это подтверждается как историческим (филогенезом), так и индивидуальным развитием человека (онтогенезом).
В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиваться, подобно животному, приспособлением к природе. С помощью созданных им орудий он воздействовал на нее: добывал необходимые для жизни пищу, одежду и т. п. Совершенствуя орудия, используя их, человек преобразовывал не только окружающую его действительность, но и свою собственную физическую и психическую природу; осваивал прямую походку, совершенствовал мозг, «очеловечивал» чувства, развивал мышление, волю. Труд объединял людей, создавал условия для их общения друг с другом. Это привело к потребности в средстве общения, к формированию языка, членораздельной речи. Труд, общение, язык явились важными стимулами возникновения и развития человека и человеческого общества. Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. Это подтверждается и онтогенезом.
Человек с раннего детства усваивает привычки, правила поведения, нравственные принципы той общественной среды, в которой он живет. Он овладевает языком, логикой мышления, культурой. Его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе социальных отношений, политических и правовых идей, нравственных принципов, искусства, науки, религиозных или атеистических воззрений.
2.5. Сущность и структура сознания.
Сознание можно рассматривать и с точки зрения системно-структурного подхода, т.е. как внутренний мир, мир субъективной реальности, субъективной рефлексии, который в гносеологическом плане противостоит миру объективной реальности. Именно этот "постоянный" внутренний мир стал объектом внимания современной мировой философии (философский структурализм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ и др.), которая стремилась овладеть структурой субъективности.
Субъективная реальность является ничем другим, как сознанием, мысленным взором, переживанием. Она идеальная и по форме, и по способу своего существования. Мысль продолжает природу и вместе с тем по способу своего существования противостоит ей.
Сознание не сводится к психике человека. Понятие сознания более узкое сравнительно с понятием "психика человека". Психика состоит из таких духовных образований, как сознательное и несознательное и они находятся в постоянном взаимодействии.
Сознание
- это прежде всего знание. Без
знания сознания не существует. Вот
почему в современной философской
литературе большинство исследователей
указывают на важную роль познавательной
(когнитивной), эмоциональной и мотивационно-
Логическая
структура когнитивной
Эмоциональная сфера сознания - сложное, мало исследованное явление. Попытка выделить ее структуры и типологии не удалась. Эмоции - это отображение объекта в форме психического переживания, душевного волнение, непосредственного переживания жизненного смысла явишь и ситуаций и оцениваемого отношения к тому, с чем человек имеет дело. Эмоциональную сферу представляют чувство (радость, горе, любовь, ненависть и др.), аффекты (злость, ужас, отчаяние), страсти и самочувствие. В эмоциях предметы отображаются не в образах, а в их отношении к человеку, общества, их нужд, интересов.