Сознание в структуре бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные теории происхождения сознания:
Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса.
Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.

Содержание

1) Гипотеза о происхождении, сущности и способах существования сознания…………………………………………………………………...3
2) Проблема сознания в различных философских традициях………… 7
3) Понятие мышления. Формы мышления……………………………...9
4) Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания…………………………………………………………………... 11
5) Литература………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

сознание в структуре бытия(философия).doc

— 80.50 Кб (Скачать)

План:

1) Гипотеза о происхождении, сущности и способах существования сознания…………………………………………………………………...3

2) Проблема сознания в различных философских традициях………… 7

3) Понятие мышления. Формы мышления……………………………...9

4) Общественное  сознание и его структура. Формы общественного сознания…………………………………………………………………... 11

5) Литература………………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1) Гипотеза о происхождении, сущности и способах существования сознания.

Существуют  различные теории происхождения  сознания:

Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса.

Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.

Человеческая  точка зрения: сознание - продукт  человеческого мозга и присуще только человеку.

Сознание  выступает как образ окружающего  нас мира. Оно отражает мир и  материю. Поэтому сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание в некотором смысле вторично по отношению к материи. По времени своего существования материя существует вечно. Сознание же появляется только со становлением общества и рождением человека. Возраст сознания в сравнении с возрастом материи очень мал, оно формировалось в ходе развития человека и обособления его от животных в течение 2,5-3 миллионов лет. Это сравнительно молодой феномен, порожденный материей в ходе ее развития, сознание - продукт развития человека и общества или продукт высокоорганизованной материи. Оно имеет идеальную природу - это положение признают и материалисты: идеальное сознание производно от материи.

В философии  существует несколько подходов к  проблеме сознания:

Физикализм - материалистический подход к проблеме сознания, отрицающий его как самостоятельную субстанцию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук.

Солипцизм - крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивидуально, оно - единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение.

Объективный идеализм - признает наличие и сознания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания».

Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание - это особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Важность  рассмотрения проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его «жесткие» формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий».

  Понимание сущности сознания в рамках физикализма  кратко можно представить так: «все есть физическое», «все подчинено жестким физическим законам», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы».

  Доказательства  физикализма опираются на известные  факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т. д. Сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.

  Представители этого течения считают, что утверждения  о реальности сознания не могут быть подтверждены никакими фактами. Язык философии  сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: «...все  предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных». Понятие «память», «мотивация» и т. п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации.

Различия  в позициях отдельных школ невелики. Например, в «теории тождества» (Д. Армстронг, Дж. Дж. Смарт и др.) духовные состояния отождествляются с телесными, психические с мозговыми процессами. Утверждается, что всякая материалистическая теория должна отвергать факт существования сознания, иначе она — не материалистическая.

Теория  элиминации (Ф. Фейерабенд и др.) подчеркивает неизбежность исключения терминов духовного  из научного мышления вместе с прогрессом науки. Они представляют собой устаревшие слова обыденного языка, используемые обозначения того, чему современная наука не может дать объективного определения. Попытка объяснить события посредством терминов «сознание», «духовное» и т. п. аналогично рассматривается как объяснение болезней воздействием ведьм. Сознание — нечто мистическое, туманное, неясное.

  А. Г. Спиркин  отмечает, что сознание и объективный мир противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Определяя сознание, он подчеркивает, что в широком смысле под ним имеют в виду психическое отражение материи, действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

  В постановке проблемы качественного  своеобразия сознания представителями  «научного материализма» многое ценно. Это и внимание к генетической, нейрофизиологической и в целом материальной обусловленности психики, сознания, ведения человека. Это — переосмысление природы сознания на базе новейших знаний о его материальных основах. Подобные естественно-материалистические взгляды много раз высказывались в ходе развития науки, все зависело от уровня знаний. «Вульгарные материалисты XIX века полагали, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое это единая материя» (Бюхнер, Фогт, Молешотт).

  Однако  сторонники «современного материализма»  не доказали тождество духовного  и телесного. Отстаиваемая ими терминология естественных наук явно проигрывает  языку философии и психологии по богатству, гибкости, разносторонне  и точности описания духовных явлений.

Сознание  предстает как явление надчеловеческое  не только в форме божественного разума. В учениях и религиозного, и атеистического характера ему даются самые разнообразные определения: «живое тело космоса», «всепроникающий эфир», особо тонкая энергия, пронизывающая космос, «океаноподобный абсолют», «информационное поле космоса» и т.д. Делаются попытки естественнонаучного обоснования способов взаимодействия разума человека с «космическим разумом». Среди них — метод «трансцендентальной медитации» — отно- 
шение сверхчувственного общения с потусторонним (транс-  
цендентальным разумом). 

  Ряд естествоиспытателей XX века считали, что из теории  относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с «трансцендентной реальностью». Так, создатель «теории межзвездной нейрогенетики» Т. Лири, говоря о внезапном уровне сознания, утверждает, что оно «вписано» в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании. У Ч. Тарта сознание человека — это взаимодействие «системы мозга» и «трансперсонального ума». В «Релятивистской квантовой психологии» волны человеческого сознания — элементы всей Вселенной, подобно энергии.      

В теории М. Талбота Вселенная — это гигантский разум, а  мышление — это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. В гипотезе «галактического разума» американского исследователя О. Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитогидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

  Во  многих естественнонаучных объяснениях  природы «космического» сознания уживаются  и представления о божественном разуме. Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природою Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Из Бога, «Его всемогущей воли исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира», «мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах»1.

  Новейшие  гипотезы надчеловеческой природы  сознания перекликаются с древнейшими: с анимизмом первобытного мышления, т. е. верой в одушевленность каждой вещи, с представлениями о связи «души» человека с «мировой душой» в древнеиндийских учениях, с признанием всеобщей одушевленности материи (универсальности сознания как атрибута материи), получившим в XVII в. название гилозоизма (hyle — тело, zoe — жизнь). Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом. Они или признают вечность существования разума Вселенной, «трансперсональной реальности» Высшего Разума, или связывают их возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной, Галактики, Бога, Высших Сил.

Второй  подход (сознание — свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей, по ее мнению, и человеку и животным. Для социобиологов сознание — это биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и животным. Конечные причины мотивов, целей, чувств, впечатлений — биологические. Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчелы, осы, не говоря уже о более высокоорганизованных представителях животного мира), и своеобразную «мораль», например, самопожертвование ради других, и сходные с человеческими психическими явления — лидерство,  конфликтность,  внушаемость,  заражаемость и др. Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, ________

1Планк М. религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. №8.      С. 34-35.

сокрытие  эмоций, планирование, обобщение. Животное способно «говорить» жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130—225 знаков.

  Исследования  социобиологов восполняют многие пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животного. Но тезис об их

самопожертвовании ради других, и сходные с человеческими психическими явления — лидерство,  конфликтность,  внушаемость,  заражаемость и др. Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно «говорить» жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130—225 знаков. 

2) Проблема сознания в различных философских традициях. 

 В истории  философии проблема сознания шла  двумя путями, первый состоял в  описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием феномена сознания. Второй - объяснял, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания.

 В философии  античности и Нового времени эти  способы не различались, а поэтому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т.д.

 Современные философы взяли на себя смелость поставить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достоверные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для мыслителей современности.

 Сознание - это то, что отличает человека от других живых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие ум, как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям.

Информация о работе Сознание в структуре бытия