Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:13, контрольная работа
Существуют различные теории происхождения сознания:
Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса.
Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.
1) Гипотеза о происхождении, сущности и способах существования сознания…………………………………………………………………...3
2) Проблема сознания в различных философских традициях………… 7
3) Понятие мышления. Формы мышления……………………………...9
4) Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания…………………………………………………………………... 11
5) Литература………………………………………………………………13
План:
1) Гипотеза о происхождении,
сущности и способах существования сознания…………………………………………………………
2) Проблема сознания в различных философских традициях………… 7
3) Понятие мышления. Формы мышления……………………………...9
4) Общественное
сознание и его структура. Формы
общественного сознания…………………………………………………………
5) Литература……………………………………………………
1) Гипотеза о происхождении, сущности и способах существования сознания.
Существуют различные теории происхождения сознания:
Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса.
Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.
Человеческая точка зрения: сознание - продукт человеческого мозга и присуще только человеку.
Сознание
выступает как образ
В философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
Физикализм - материалистический подход к проблеме сознания, отрицающий его как самостоятельную субстанцию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук.
Солипцизм - крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивидуально, оно - единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение.
Объективный идеализм - признает наличие и сознания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания».
Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание - это особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.
Важность рассмотрения проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его «жесткие» формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий».
Понимание сущности сознания в рамках физикализма кратко можно представить так: «все есть физическое», «все подчинено жестким физическим законам», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы».
Доказательства физикализма опираются на известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т. д. Сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.
Представители этого течения считают, что утверждения о реальности сознания не могут быть подтверждены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: «...все предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных». Понятие «память», «мотивация» и т. п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации.
Различия в позициях отдельных школ невелики. Например, в «теории тождества» (Д. Армстронг, Дж. Дж. Смарт и др.) духовные состояния отождествляются с телесными, психические с мозговыми процессами. Утверждается, что всякая материалистическая теория должна отвергать факт существования сознания, иначе она — не материалистическая.
Теория элиминации (Ф. Фейерабенд и др.) подчеркивает неизбежность исключения терминов духовного из научного мышления вместе с прогрессом науки. Они представляют собой устаревшие слова обыденного языка, используемые обозначения того, чему современная наука не может дать объективного определения. Попытка объяснить события посредством терминов «сознание», «духовное» и т. п. аналогично рассматривается как объяснение болезней воздействием ведьм. Сознание — нечто мистическое, туманное, неясное.
А. Г. Спиркин отмечает, что сознание и объективный мир противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Определяя сознание, он подчеркивает, что в широком смысле под ним имеют в виду психическое отражение материи, действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
В постановке проблемы качественного своеобразия сознания представителями «научного материализма» многое ценно. Это и внимание к генетической, нейрофизиологической и в целом материальной обусловленности психики, сознания, ведения человека. Это — переосмысление природы сознания на базе новейших знаний о его материальных основах. Подобные естественно-материалистические взгляды много раз высказывались в ходе развития науки, все зависело от уровня знаний. «Вульгарные материалисты XIX века полагали, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое — это единая материя» (Бюхнер, Фогт, Молешотт).
Однако сторонники «современного материализма» не доказали тождество духовного и телесного. Отстаиваемая ими терминология естественных наук явно проигрывает языку философии и психологии по богатству, гибкости, разносторонне и точности описания духовных явлений.
Сознание
предстает как явление
шение сверхчувственного общения с потусторонним
(транс-
цендентальным разумом).
Ряд естествоиспытателей XX века считали, что из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с «трансцендентной реальностью». Так, создатель «теории межзвездной нейрогенетики» Т. Лири, говоря о внезапном уровне сознания, утверждает, что оно «вписано» в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании. У Ч. Тарта сознание человека — это взаимодействие «системы мозга» и «трансперсонального ума». В «Релятивистской квантовой психологии» волны человеческого сознания — элементы всей Вселенной, подобно энергии.
В теории М. Талбота Вселенная — это гигантский разум, а мышление — это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. В гипотезе «галактического разума» американского исследователя О. Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитогидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.
Во многих естественнонаучных объяснениях природы «космического» сознания уживаются и представления о божественном разуме. Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природою Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человечества. Из Бога, «Его всемогущей воли исходит вся жизнь и все явления как телесного, так и духовного мира», «мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах»1.
Новейшие гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с древнейшими: с анимизмом первобытного мышления, т. е. верой в одушевленность каждой вещи, с представлениями о связи «души» человека с «мировой душой» в древнеиндийских учениях, с признанием всеобщей одушевленности материи (универсальности сознания как атрибута материи), получившим в XVII в. название гилозоизма (hyle — тело, zoe — жизнь). Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом. Они или признают вечность существования разума Вселенной, «трансперсональной реальности» Высшего Разума, или связывают их возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной, Галактики, Бога, Высших Сил.
Второй подход (сознание — свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей, по ее мнению, и человеку и животным. Для социобиологов сознание — это биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и животным. Конечные причины мотивов, целей, чувств, впечатлений — биологические. Изучая поведение животных, социобиологи обнаружили у них и общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчелы, осы, не говоря уже о более высокоорганизованных представителях животного мира), и своеобразную «мораль», например, самопожертвование ради других, и сходные с человеческими психическими явления — лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др. Эксперименты по исследованию грани между сознанием человека и психикой высших животных показали: в психике животных присутствует воображение, большой объем памяти, ее активное использование, способность к элементарному счету, воля, самоконтроль, ________
1Планк М. религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. №8. С. 34-35.
сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно «говорить» жестами, осваивая, по разным сообщениям, 130—225 знаков.
Исследования социобиологов восполняют многие пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики животного. Но тезис об их
самопожертвовании
ради других, и сходные с человеческими
психическими явления — лидерство,
конфликтность, внушаемость, заражаемость
и др. Эксперименты по исследованию грани
между сознанием человека и психикой высших
животных показали: в психике животных
присутствует воображение, большой объем
памяти, ее активное использование, способность
к элементарному счету, воля, самоконтроль,
сокрытие эмоций, планирование, обобщение.
Животное способно «говорить» жестами,
осваивая, по разным сообщениям, 130—225
знаков.
2)
Проблема сознания в
различных философских
традициях.
В истории философии проблема сознания шла двумя путями, первый состоял в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием феномена сознания. Второй - объяснял, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания.
В философии античности и Нового времени эти способы не различались, а поэтому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т.д.
Современные философы взяли на себя смелость поставить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достоверные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для мыслителей современности.
Сознание - это то, что отличает человека от других живых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие ум, как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям.