Структура морального сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 04:24, контрольная работа

Описание работы

Моральное сознание – важнейшая сторона сложного целого - духовного мира личности, представляющего собой диалектическое единство морального, политического, правового, эстетического сознания. В связи с этим изучение структуры индивидуального морального сознания актуально.
Цель работы: изучить структуру индивидуального морального сознания.
Задачи работы: 1) раскрыть понятие индивидуального морального сознания; 2) охарактеризовать структурные единицы морального сознания.

Содержание

Введение 3
1. Понятие индивидуального морального сознания 4
2. Структурные единицы морального сознания 6
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

Этика структура морального сознания.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Весь ход  современной жизни - ее динамизм, резко  возрастающий поток информации, совершенствование  всей системы общественных отношений  предъявляет все более сложные  требования к человеку. Это вызывает особую актуальность проблемы личности, одной из наиболее сложных и острых проблем, в том числе, этики. Одним из важнейших звеньев опосредованного отношения к окружающему миру является мораль. Значение нравственного фактора для личности трудно переоценить. Данные психологов, юристов, социологов показывают, что жизнь человека и его деятельность нельзя понять без обращения к моральной сфере. И это не преувеличение, потому что и взлет, и падение личности начинается в моральной сфере: в зависимости от того, как понимает человек нравственный смысл жизни, свое назначение, насколько он реализует их в своей деятельности, находится общественная значимость его как личности.

Формирование человека как личности неразрывно связано с его нравственным формированием, так как без нравственных характеристик, без нравственной структуры личность не состоится.

Моральное сознание – важнейшая сторона сложного целого - духовного мира личности, представляющего собой диалектическое единство морального, политического, правового, эстетического сознания. В связи с этим изучение структуры индивидуального морального сознания актуально.

Цель работы: изучить структуру индивидуального морального сознания.

Задачи работы: 1) раскрыть понятие индивидуального морального сознания; 2) охарактеризовать структурные единицы морального сознания.

Источниковую базу работы составили учебные пособия, публикации в периодической печати по теме работы.

1. Понятие индивидуального  морального сознания

 

Моральное сознание с  точки зрения гуманитарных дисциплин  выступает как разноплановое  сложное явление, культурный, психологический и социальный феномен, присущий лишь человеку и обладающий своими уровнями, формой и структурой. Морали отводится место человеческих качеств, а также принципов поведения, что образуют форму сознания. Мораль - это специфический метод осязания реальности, основанный на оценках, предписаниях, дихотомии (противопоставления) категорий добра и зла. В данном случае под мораль подразумевается субъективное отражение бытия человека. Моралью является сочетание всех ценностей добра и зла, и отвечающих им форм выражения, деятельности, сознания1. Тогда, моральное сознание выступает как отдельная форма человеческого общественного сознания, как, например, политическое или правовое сознание, и отражает социальное бытие людей во взаимодействии друг с другом. Оно имеет место, как в семейной, так и в общественной трудовой жизни, но особенно важным становится в социуме, в образовательной и производственной практике, как инструмент эффективной общественной работы и благосостояния.

Моральное сознание выступает идеальной стороной морали, отражающей действительность в форме ее оценивания с точки зрения идеального долженствования. Поэтому способ отражения действительности в моральном сознании называют ценностно-повелительным отражением2.

Простейшими и исторически  первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс. Неинституциональные нормы (примером которых могут быть обычно-традиционные и нравственные) формируются в самом процессе совместной жизнедеятельности людей и массового общения. Генетически первичные нормы - обычаи, традиции и нравы в их взаимосвязи.

Мораль и обычаи выполняют в обществе одни и те же функции, имеют одно и то же назначение - упорядочивать и координировать отношения и поведение людей, объединять и сплачивать их как в социальном пространстве, так и в историческом времени. Главное отличие морали от обычаев - в характере мотивации, при этом линия поведения, предписываемая моралью и обычаями, может быть совершенно одна и та же.

Обычаи, тесно сплачивая  людей в пределах более или менее широкой группы, одновременно выделяют ее, противопоставляют остальным. Обычаи - это средство групповой идентификации, через мораль же люди осознают свое родовое единство; для морального сознания «другой» - это не соплеменник, не соотечественник, а человек вообще, человек как таковой. Моральное сознание помогает осознать человеку неодинаковость отдельных людей и человеческих сообществ по самым различным критериям, что в самом широком понимании составляет предмет толерантности3.

По мере развития моральное сознание созидает в социуме набор моральных принципов, основными среди которых всегда признавались трудолюбие, патриотизм, гуманизм, коллективизм, ответственное исполнение общественного или профессионального долга. В свою очередь моральные принципы становятся почвой для зарождения и развития моральных качеств, как отдельных индивидов, так и общества в целом. 

Итак, моральное сознание характеризуется универсальностью, способностью все сделать объектом своего суждения и оценки с позиций абстрактных принципов действительной человечности.

2. Структурные единицы морального сознания

 

В структуре морального сознания на любом уровне и в любой форме принято выделять такие составляющие элементы как моральные ценности, моральные принципы, оценки и моральные нормы. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Простыми и исторически первыми  факторами морального знания были нормы. Во всех случаях норма выступает  способом выражения надлежащего  и несет в себе повеление, требования, которые нужно выполнить для  достижения определенной цели. Это могут быть установки, правила, предписания, запрета («не убей», «не укради», «уважай отца и мать» и т.п.)4.

Моральная норма - простейшая форма противоречивого единства сущего (реального) и надлежащего (идеального) в морали, определяет поведение в типичных ситуациях, а сложность жизненных ситуаций, доказывает, что нормы как единичное предписание могут противоречить друг другу, тогда появляется необходимость морального принципа. Это обобщенное выражение моральных требований к человеку, что направляет его деятельность в определенной сфере жизни, определяют главную линию его поведения, жизненного ориентации. Это несущие конструкции морального сознания, обобщенные мировоззренческие ориентации, которые направляют линию поведения, определяют характер отношений людей, смысл их жизни (гуманизм, патриотизм и космополитизм, коллективизм и индивидуализм, эгоизм и альтруизм и т.п.). Принципы объединяют и пронизывают моральные нормы.

Интересно то, что, языковой источник данного понятия, латинское слово «norma» происходит от глагола «nosco» - «познаю, узнаю, распознаю», и первоначально означает ни что иное, как угольник, мерило, которое прикладывают к линиям и плоскостям именно с целью их выпрямления и исправления5. От этого элементарного представления современное понятие нормы наследует указание на некоторую повторяемость важного, социально значимого. Норма морали под этим углом зрения тоже выступает своеобразным «угольником», который человек прикладываем к динамичной реальности отношений, где так же существуют свои важные повторяемости, которые нуждаются в соблюдении.

Огромное разнообразие норм современного морального сознания простирается от общих фундаментальных  норм к нормам чисто ситуационных по своему смыслу, которые не выходят  за пределы какого-то частичного аспекта человеческого поведения или повторяемого случая, сугубо поверхностного типа ситуаций общения. Первые, фундаментальные нормы нередко входят в человеческое сознание в виде религиозных заповедей, заповедь - это и есть такая норма морального сознания, относительно которой существует убеждение, что она происходит от определенного авторитета, прежде всего - авторитета потустороннего, божественного (классический пример - десять заповедей, или Декалог Моисея). Последние же, сугубо поверхностные или ситуационные моральные нормативы, граничат с правилами этикета и внешней культуры поведения, а часто и сами непосредственно возникают в этом качестве.

Тем не менее, любые моральные  нормы, хоть какими бы общими или частичными, фундаментальными или поверхностными они были, имеют и определенные общие сущностные черты, которые собственно и определяют их принадлежность к сфере морали:

императивность, т.е. обязательность воплощенного в них указания. При  этом обязательность собственно моральных норм, в отличие от многих других, имеет не гипотетический, условный, а категоричный характер - человек в принципе должны выполнять их независимо от любых посторонних соображений;

способность к универсализации. Современный опыт убеждает людей, что в разных регионах мира, у разных народов или в разных слоях культуры можно встретить разнообразнейшие по смыслу моральные императивы, и если бы человечество захотело изъять из них универсальные положения, его достижения были бы очень малы. При этом, однако, каждая, даже самая поверхностная и локальная норма морали, если только она достойная этого названия, способная к универсализации - содержит в себе соответствующий универсальный (общечеловеческий) потенциал.

Своеобразной «нормой  норм», выступает «золотое правило» морали - правило, которое главным образом предусматривает взаимность: я должен требовать от себя того, чего требую от других, и соответственно от каждого требуется то, что и от каждого другого.

Существенной конструктивной особенностью совокупности моральных норм в их отражении в сознании человека является иерархический характер. По всей обязательности и безусловности каждой из норм они могут рассматриваться как более или менее важные.

Мораль регулирует поведение  человека, оценивает его поступки, действия социальных субъектов, поэтому важное переходное (между принципами и ценностями, идеалами) место в структуре теоретического уровня морального сознания занимает моральная оценка. Она является представлением о моральных ценностях поступков, действий, их соответствию надлежащему. В моральной оценке используются представление о добре и зле, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном. Она выражается в одобрении или осуждении соответствующего поведения, поступков личности, действий социальных институтов, субъектов.

Постепенно в процессе развития нравственности в моральном  сознании формируются представления  о моральных качествах личности, ее добродетели, которые делают ее способной  жить согласно требованиям морали. В моральных качествах личности конкретизируются ценностные представления морального сознания о том, что хорошо и плохо, праведно и грешно в характеристике человека, их содержание отражает требования к человеку как субъекту моральных отношений.

Так постепенно составляется понятие моральных ценностей, морального идеала. Идеал выступает как гипотетический образ морально совершенных общества и человека, как конечная цель, к которой направлено моральное развитие6. Моральный идеал личности возникает в моральном сознании как критическое выражение несовершенной действительности и духовное преобразование ее для собственного развития и усовершенствование. Представление об общественном моральном идеале отражали и отражают несовершенство реальной жизни и надежду на лучше будущее (литературно-художественные поиски моделей будущего, социально-философские утопии).

Важным элементом и  понятием морального сознания является также ценностная ориентация как способность морального сознания постоянно при разных обстоятельствах направлять мысли и действия человека на достижение определенной моральной цели и результата. Моральные ценности ориентируют и формируют своего рода продолжительный план поведения и деятельности человека. Одно из наиболее распространенных определений моральной ценности, которое длительное время было общепринятым, обозначало ценность как субъективную значимость определенных явлений реальности, т.е. их значимость с точки зрения человека, социума и их нужд. Ценности могут быть личностными и коллективными, или корпоративными.

Все они формируют общую моральную культуру человека и культуру общения. Большое значение играют моральные ценности и в профессиональной деятельности.

 

Заключение

 

Подведем итог изучения структуры индивидуального морального сознания.

Моральное сознание выступает как отдельная форма человеческого общественного сознания. В структуре морального сознания на любом уровне и в любой форме принято выделять такие составляющие элементы как моральные ценности, моральные принципы, оценки и моральные нормы. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Во всех случаях моральная норма выступает способом выражения надлежащего и несет в себе повеление, требования, которые нужно выполнить для достижения определенной цели.

Существенной конструктивной особенностью совокупности моральных  норм в их отражении в сознании человека является иерархический характер. По всей обязательности и безусловности каждой из норм они могут рассматриваться как более или менее важные. Мораль регулирует поведение человека, оценивает его поступки, действия социальных субъектов, поэтому важное переходное (между принципами и ценностями, идеалами) место в структуре теоретического уровня морального сознания занимает моральная оценка. Она является представлением о моральных ценностях поступков, действий, их соответствию надлежащему.

Идеал выступает как  гипотетический образ морально совершенных  общества и человека, как конечная цель, к которой направлено моральное  развитие. Моральный идеал личности возникает в моральном сознании.

Важным элементом и  понятием морального сознания является также ценностная ориентация как способность морального сознания постоянно при разных обстоятельствах направлять мысли и действия человека на достижение определенной моральной цели и результата.

 

 

Список литературы

Информация о работе Структура морального сознания