Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:03, реферат
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
1. Введение…………………………………………………………..……..3
2. Основная часть.
2.1. Сознание как основа существования человека .…………..………..4
2.2. Индивидуальное и общественное сознание…………………………8
2.3. Сознание и язык……………………………………………………...11
2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания……12
2.5. Сущность и структура сознания……………………………………15
3. Заключение……..……………..………………………………............20
Список используемой литературы……………….………….….........22
Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей.
Рядом с сознанием в "внутреннем миру" человека существует уровень несознательного. Сегодня это признало большинство ученых. Считают, что несознательное - это совокупность психических явлений, положений и действий, которые лежат вне сферы ума.
К бессознательному принадлежат сновидение, гипнотические залоги, явления сомнамбулизма, залоги невменяемости, а также инстинкты и чувства. Инстинкты и чувства - это такие структурные элементы несознательного, которые могут зарождаться одновременно с подсознательным, зависеть от него, а со временем переходить на уровень сознательного.
К структуре несознательного зачисляются также автоматизмы и интуиция, которые могут зарождаться на уровне сознания, а со временем погружаться в сферу несознательного. Под автоматизмами понимают сложные действия человека. Первично образовываясь под контролем сознания, в результате длинной тренировки и многоразового повторения, они приобретают несознательный характер.
Благодаря включению несознательного к психической деятельности, по мнению ученых, нагрузка на сознание уменьшается, а это в свою очередь расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного. К нему относятся психические явления, связанные с переводом операций деятельности находящихся на уровне сознания до уровня автоматизма.
Есть и другие бессознательные явления психики, однако для теории познания особый интерес представляет интуиция.
Интуиция (лат. - пристально всматриваться) - способность непосредственного постижения истины путем прямого его усмотрения без рационального обоснования.
В истории философии интуиция понималась по-разному. В некоторых сенсуалистических теориях - как способность непосредственного постижения истины с помощью органов чувств. Это чувственная интуиция, непосредственное чувственное познание, результаты которого не нуждаются в обосновании их истинности (например, восприятие белизны снега или зелени травы).
Философы-рационалисты - Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза выдвинули учение об интеллектуальной интуиции как непосредственном усмотрении умом некоторых положений, не требующих доказательств. К ним относятся аксиомы, постулаты (например, логические и математические аксиомы). Так, Декарт рассматривал интуицию как понятие ясного и внимательного ума, порожденного лишь светом разума.
В этих учениях интуиция не противопоставляется чувственному или рациональному познанию, она рассматривается как непосредственное знание. Однако в иррационалистических, интуитивистских течениях (например, в философии Бергсона) интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию, трактуется как сверхразумная мистическая деятельность.
В
современной науке интуицию принято
рассматривать как форму
Это можно объяснить тем, что весь ход рассуждения не всегда осмысливается, отдельные его звенья, мыслительные приемы не осознаются, вытесняясь в область бессознательного, выпадают из общей логической цепочки, в то же время результат осознается как очевидная истина. Такого рода интуиция нередко встречается в деятельности ученого, художника, врача, юриста.
Одним из первых в истории науки решить проблему соотношения сознательного и несознательного старался австрийский психолог и психиатр З.Фрейд (1856-1939). Он приходил к выводу о существенно важной, а временами и решающей роли несознательного (особенно относительно психических заболеваний). Вместе с тем много философских направлений, ориентируясь на существующие знания психологии, физиологии, медицины и других наук, в противоположность Фрейду, приходили к выводу, что ведущую роль в поведении человека, его практической и познавательной деятельности играет сознание.
Если обратиться к генезису человеческой психики, то несознательное выступает первым этапом ее развития, а сознательное - вторым. В связи с этим можно предположить, что несознательное и сознательное является относительно самостоятельными сторонами психики человека, они взаимодействуют между собой, активно влияя друг на друга. Кроме того несознательное содержит в себе богатые возможности, которые стимулируют рациональные аспекты человеческой жизнедеятельности и творческих действий субъекта.
Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознательным и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смог бы определить себя и найти свое место в жизни.
Обращение философов к самосознанию как к особой сфере субъективного мира начинается еще с Сократа, из его максимы: "Познай самого себя". Со становлением философии как специфического знания «о миру и человеке» сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, критичность ума относительно самого себя. По Платону, деятельность души - это внутренняя работа, которая характеризует беседу с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает.
Таким образом, самосознание - важное условие для постоянного самосовершенствования человека. Оно тесно связано с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое формируется по принципу дополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, его место и роль в субъективной реальности самосознания.
В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и осознание собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип состоит также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов соискания. Как форма познания, рефлексия является не только критическим, но и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия избирает знание о самом знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которая раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Рассматривая этот уровень (подструктуру) субъективности, необходимо добавить, что самосознание и рефлексия не является результатом лишь внутренних нужд изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений. А это значит, что человек не приоткрывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а обнаруживает себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значащие поступки. В процессии привлечение человека к системе межличностных отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корректируются и развиваются.
Итак, подчеркнем, что элементы и равные структуры субъективной реальности формируются под влиянием социального образа жизни человека, который требует от него самоконтроля за своими поступками, действиями и принятие полной ответственности за них.
3. Заключение
Итак, мы рассмотрели происхождение категории сознания; а также сознание как основу существования человека.
Сегодня мы без труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия была также искусством привнесения божественной жизни в материальную сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека.
Психологические опыты и эксперименты, которые эти люди выполнили в опыте собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., - «сверхъестественный опыт», «божественное откровение» и т. д. – и как бы к ним ни относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом.
Бытие материи, существующей в виде вещей, свойств, отношений, неразрывно связано с материальными свойствами движением, пространством и временем, системностью и самоорганизацией. Идеальное бытие, сознание является свойством организованной материи человеческого мозга, продуктом общественного развития, высшей формой отражения действительности.
Каково же отношение материального и идеального, материи и сознания?
1. Сознание возникло на определенном этапе развития материи, на её основе, и, следовательно, по «своему происхождению вторично.
2. Сознание – свойство материального органа – мозга. Являясь идеальным, оно функционирует на основе происходящих в мозгу физиологических процессов и, значит, психическое определяется физическим, зависит от него, вторично.
3. Возникающий
в сознании образ предмета обусловлен,
в конечном счете, реально существующим
материальным предметом. Отражение обусловлено
отражаемым, зависит от него, и, следовательно,
вторично. Так решается вопрос о соотношении
материального и идеального современным
материализмом, опирающимся на естественно
– научные данные.
Список используемой
литературы: