Сознание, происхождение и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..……..3
2. Основная часть.
2.1. Сознание как основа существования человека .…………..………..4
2.2. Индивидуальное и общественное сознание…………………………8
2.3. Сознание и язык……………………………………………………...11
2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания……12
2.5. Сущность и структура сознания……………………………………15
3. Заключение……..……………..………………………………............20
Список используемой литературы……………….………….….........22

Работа содержит 1 файл

Сознание, происхождение и структура.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей. 

     Рядом с сознанием в "внутреннем миру" человека существует уровень несознательного. Сегодня это признало большинство ученых. Считают, что несознательное - это совокупность психических явлений, положений и действий, которые лежат вне сферы ума. 

     К бессознательному принадлежат сновидение, гипнотические залоги, явления сомнамбулизма, залоги невменяемости, а также инстинкты и чувства. Инстинкты и чувства - это такие структурные элементы несознательного, которые могут зарождаться одновременно с подсознательным, зависеть от него, а со временем переходить на уровень сознательного. 

     К структуре несознательного зачисляются также автоматизмы и интуиция, которые могут зарождаться на уровне сознания, а со временем погружаться в сферу несознательного. Под автоматизмами понимают сложные действия человека. Первично образовываясь под контролем сознания, в результате длинной тренировки и многоразового повторения, они приобретают несознательный характер. 

     Благодаря включению несознательного к  психической деятельности, по мнению ученых, нагрузка на сознание уменьшается, а это в свою очередь расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного. К нему относятся психические явления, связанные с переводом операций деятельности находящихся на уровне сознания до уровня автоматизма. 

     Есть  и другие бессознательные явления  психики, однако для теории познания особый интерес представляет интуиция.

     Интуиция (лат. - пристально всматриваться) - способность непосредственного постижения истины путем прямого его усмотрения без рационального обоснования.

     В истории философии интуиция понималась по-разному. В некоторых сенсуалистических  теориях - как способность непосредственного постижения истины с помощью органов чувств. Это чувственная интуиция, непосредственное чувственное познание, результаты которого не нуждаются в обосновании их истинности (например, восприятие белизны снега или зелени травы).

     Философы-рационалисты - Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза выдвинули учение об интеллектуальной интуиции как непосредственном усмотрении умом некоторых положений, не требующих доказательств. К ним относятся аксиомы, постулаты (например, логические и математические аксиомы). Так, Декарт рассматривал интуицию как понятие ясного и внимательного ума, порожденного лишь светом разума.

     В этих учениях интуиция не противопоставляется чувственному или рациональному познанию, она рассматривается как непосредственное знание. Однако в иррационалистических, интуитивистских течениях (например, в философии Бергсона) интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию, трактуется как сверхразумная мистическая деятельность.

     В современной науке интуицию принято  рассматривать как форму непосредственного  познания, связанную с рациональным опосредованным познанием. Интуитивным  считается также знание, к которому приходят внезапно, когда какая-либо идея возникает без осознания мыслительного процесса, который к ней привел.

     Это можно объяснить тем, что весь ход рассуждения не всегда осмысливается, отдельные его звенья, мыслительные приемы не осознаются, вытесняясь в область бессознательного, выпадают из общей логической цепочки, в то же время результат осознается как очевидная истина. Такого рода интуиция нередко встречается в деятельности ученого, художника, врача, юриста.

     Одним из первых в истории науки решить проблему соотношения сознательного и несознательного старался австрийский психолог и психиатр З.Фрейд (1856-1939). Он приходил к выводу о существенно важной, а временами и решающей роли несознательного (особенно относительно психических заболеваний). Вместе с тем много философских направлений, ориентируясь на существующие знания психологии, физиологии, медицины и других наук, в противоположность Фрейду, приходили к выводу, что ведущую роль в поведении человека, его практической и познавательной деятельности играет сознание. 

     Если  обратиться к генезису человеческой психики, то несознательное выступает  первым этапом ее развития, а сознательное - вторым. В связи с этим можно предположить, что несознательное и сознательное является относительно самостоятельными сторонами психики человека, они взаимодействуют между собой, активно влияя друг на друга. Кроме того несознательное содержит в себе богатые возможности, которые стимулируют рациональные аспекты человеческой жизнедеятельности и творческих действий субъекта. 

     Структура психической деятельности индивида не исчерпывается сознательным и несознательным. В субъективной реальности человека имеет место и такая подструктура, как самосознание. Она ориентирована на анализ, осознание, целостную оценку человеком собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характеристического действия не смог бы определить себя и найти свое место в жизни. 

     Обращение философов к самосознанию как  к особой сфере субъективного мира начинается еще с Сократа, из его максимы: "Познай самого себя". Со становлением философии как специфического знания «о миру и человеке» сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, критичность ума относительно самого себя. По Платону, деятельность души - это внутренняя работа, которая характеризует беседу с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает себя, отвечает, утверждает и возражает. 

     Таким образом, самосознание - важное условие для постоянного самосовершенствования человека. Оно тесно связано с рефлексией. Понятие самосознания и рефлексии находятся в определенном соотношении, которое формируется по принципу дополняемости. Самосознание конкретизируется через рефлексию, которая раскрывает содержание сознания, его место и роль в субъективной реальности самосознания. 

     В философской литературе рефлексию  определяют как принцип мышления, с помощью которого оно осуществляет анализ и осознание собственных форм (категорий мышления) деятельности. Этот принцип состоит также в предметном и критическом осмыслении человеком научного знания, его содержания и методов соискания. Как форма познания, рефлексия является не только критическим, но и эвристическим принципом. Поскольку своим предметом рефлексия избирает знание о самом знании, то она превращается в источник новых знаний. Вот почему рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, которая раскрывает внутреннее строение и специфику духовного мира человека. 

     Рассматривая  этот уровень (подструктуру) субъективности, необходимо добавить, что самосознание и рефлексия не является результатом лишь внутренних нужд изолированного сознания, они зарождаются в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений. А это значит, что человек не приоткрывается себе в ходе индивидуальной рефлексии, а обнаруживает себя через свои отношения с другими людьми, поведение, действия и социально значащие поступки. В процессии привлечение человека к системе межличностных отношений самосознание и рефлексия постоянно проверяются, корректируются и развиваются.

     Итак, подчеркнем, что элементы и равные структуры субъективной реальности формируются под влиянием социального  образа жизни человека, который требует  от него самоконтроля за своими поступками, действиями и принятие полной ответственности за них. 

 

      3. Заключение 

     Итак, мы рассмотрели происхождение категории сознания; а также сознание как основу существования человека.

     Сегодня мы без труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия была также искусством привнесения божественной жизни в материальную сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека.

     Психологические опыты и эксперименты, которые  эти люди выполнили в опыте  собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., - «сверхъестественный опыт», «божественное откровение» и т. д. – и как бы к ним ни относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом.

     Бытие материи, существующей в виде вещей, свойств, отношений, неразрывно связано  с материальными свойствами движением, пространством и временем, системностью и самоорганизацией. Идеальное бытие, сознание является свойством организованной материи человеческого мозга, продуктом общественного развития, высшей формой отражения действительности.

     Каково  же отношение материального и  идеального, материи и сознания?

    1. Сознание возникло на определенном этапе развития материи, на её основе, и, следовательно, по «своему происхождению вторично.

    2. Сознание – свойство материального органа – мозга. Являясь идеальным, оно функционирует на основе происходящих в мозгу физиологических процессов и, значит, психическое определяется физическим, зависит от него, вторично.

    3. Возникающий в сознании образ предмета обусловлен, в конечном счете, реально существующим материальным предметом. Отражение обусловлено отражаемым, зависит от него, и, следовательно, вторично. Так решается вопрос о соотношении материального и идеального современным материализмом, опирающимся на естественно – научные данные. 

 

      Список используемой литературы: 

    • Антология мировой философии. М., 1970, т. 2.
    • Бойко А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978.
    • Быкова Г. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.
    • Введение в философию: Учебник для вузов / Под ред. И. Т. Фролова, М., 1989.          
    • История философии в кратком изложении. М., 1994.
    • Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова, М., 1960.
    • Мир философии. М., 1991, ч. 1.
    • Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. М., 1971. Том 3, ч. 1.
    • Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
    • Современная западная философия. М., 1991.
    • Философский словарь. М., 1987.

Информация о работе Сознание, происхождение и структура