Сознание: структура, развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Содержание

Введение

1.Историческое развитие понятия сознание

2. Структура сознания

3. Общественное сознание

4. индивидуальное сознание

Заключение

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 31.13 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    План:

    Введение

    1.Историческое  развитие понятия  сознание

    2. Структура сознания

    3. Общественное сознание

    4. индивидуальное сознание

    Заключение

    Введение

    Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется  разными уровнями.

    Высший  уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат  общественно-исторических условий  формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью  языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный  продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

    Человеческое  сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс  писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание ”. В структуру  сознания, таким образом, входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К числу этих процессов  могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении  воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

    Память  позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить  образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует  в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования  обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде  любого из указанных психических  познавательных процессов, неизбежно  становятся расстройством сознания.

    Вторая  характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит  “ я ” человека и его ”  не - я ”. Человек, впервые в истории  органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем  сознании это противопоставление и  различие. Он единственный среди живых  существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек  производит сознательную самооценку своих  поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не - я ” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

    Третья  характеристика сознания - обеспечение  целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются  волевые решения, учитывается ход  выполнения действий и вносятся в  него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “  человек не только изменяет форму  того, что дано природой ; в том, что  дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и  которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по

    каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию  и направленность рассматривается  как нарушение сознания.

    Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного  отношения. “ Мое отношение к  моей среде есть мое сознание ” , - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где  находят отражение сложные объективные  и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В  сознании человека представлены эмоциональные  оценки межличностных отношений. И  здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При  некоторых душевных заболеваниях нарушение  сознания характеризуется именно расстройством  в сфере чувств и отношений : больной  ненавидит мать, которую до этого  горячо любил, со злобой говорит о  близких людях и т. д.

    Историческое  развитие понятия  сознания

    Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится  с предметным миром? С тех пор  продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что  попытки понять сознание тщетны также, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

    Первоначальные  философские взгляды не содержали  строгого различения между сознанием  и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием “логос”, означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности  к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень  развития человеческого сознания. Точно  также и в трудах других древнегреческих  авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

    Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали  различные грани и стороны  мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и  материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему “мира идей”- единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем  космоса, источником его гармонии. В  античной философии активно развивались  идеи сопричастности индивидуального  сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной  универсальной закономерности.

    В средневековой  философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как  “отблеск” всемогущего божественного  разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности  человека. Выдающиеся мыслители средневековья  Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы  развития философско-теологической  мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего  опыта личности в сознательной и  психической деятельности в связи  с самоуглубленным постижением  связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и  разрешению актуальных специфических  проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие  об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания - феноменологии.

    Наибольшее  влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который  главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось  со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение  о бессознательной психике.

    Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что  сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать  знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени  рассматривали сознание как разновидность  материи, движение “тонких” атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась  с механикой мозга, выделением мозга  или со всеобщим свойством материи (“И камень мыслит”).

    Немецкий  классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о  сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся  по Гегелю исторический процесс становления  Мирового духа. Развивая идеи своих  предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и  другие.

    В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие  иррационалистические подходы к  оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм  и другие).

    К.Маркс  и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего  экономическими. Марксизм активно использовал  различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

    Структура сознания.

    Понятие “сознание” не однозначно. В широком  смысле слова под ним имеют  в виду психическое отражение  действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в этом широком  смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без  выявления специфики его структурной  организации.

    В более  узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а  высшую, собственно человеческую форму  отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую  из различных элементов, находящихся  между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо  выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также  переживание , то есть определенное отношение  к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для  него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

    Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит  и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное  искание истины.

    Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и  быть не может человеческого искания  истины. Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним  воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное  самочувствие (веселое, подавленное  и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

    В силу определенного отношения к объекту  познания знания получают различную  значимость для личности, что находит  свое наиболее яркое выражение в  убеждениях: они проникнуты глубокими  и устойчивыми чувствами. А это  является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его  жизненным ориентиром.

    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого  сознания. Процесс познавания затрагивает  все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком  мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения  сознания наиболее четко реализуется  в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано  с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в  истории тем обстоятельством, что  идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние  общества и даже преобразовывать  его. Общество есть материально-идеальная  реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что  составляет содержание общественного  сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного  бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

    Общественное  сознание

    Сознание  является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного  сознания сложна и многопланова, и  находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

Информация о работе Сознание: структура, развитие