Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:17, реферат
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Введение
1.Историческое развитие понятия сознание
2. Структура сознания
3. Общественное сознание
4. индивидуальное сознание
Заключение
План:
Введение
1.Историческое развитие понятия сознание
2. Структура сознания
3. Общественное сознание
4. индивидуальное сознание
Заключение
Введение
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое
сознание включает в себя совокупность
знаний об окружающем нас мире. К. Маркс
писал : “ Способ, каким существует
сознание и каким нечто существует
для него, это - знание ”. В структуру
сознания, таким образом, входят важнейшие
познавательные процессы, с помощью
которых человек постоянно
Память
позволяет возобновить в
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не - я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не - я ” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по
каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец,
четвертая характеристика сознания
- включение в его состав определенного
отношения. “ Мое отношение к
моей среде есть мое сознание ” ,
- писал К. Маркс. В сознание человека
неизбежно входит мир чувств, где
находят отражение сложные
Историческое развитие понятия сознания
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны также, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Первоначальные
философские взгляды не содержали
строгого различения между сознанием
и неосознанным, идеальным и материальным.
Так, например, Гераклит основу сознательной
деятельности связывал с понятием “логос”,
означавшим слово, мысль и сущность
самих вещей. Степенью приобщенности
к логосу (объективному миропорядку)
определялся качественный уровень
развития человеческого сознания. Точно
также и в трудах других древнегреческих
авторов психические, мыслительные
процессы отождествлялись с
Впервые
сознание как особая реальность, отличная
от материальных явлений была выявлена
Парменидом. Продолжая эту традицию,
софисты, Сократ, Платон рассматривали
различные грани и стороны
мыслительной деятельности и утверждали
противоположность духовного и
материального. Так, например, Платон создал
грандиозную систему “мира
В средневековой
философии сознательная человеческая
деятельность рассматривается как
“отблеск” всемогущего
Наибольшее
влияние на разработку проблем сознания
в Новое время оказал Декарт, который
главное внимание акцентировал на высшей
форме сознательной деятельности -
самосознании. Сознание философ рассматривал
как созерцание субъектом своего
внутреннего мира как непосредственную
субстанцию, противостоящую внешнему
пространственному миру. Сознание отождествлялось
со способностью субъекта иметь знание
о собственных психических
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение “тонких” атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи (“И камень мыслит”).
Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.
Структура сознания.
Понятие
“сознание” не однозначно. В широком
смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение
действительности, независимо от того,
на каком уровне оно осуществляется
- биологическом или социальном,
чувственном или рациональном. Когда
имеют в виду сознание в этом широком
смысле, то тем самым подчеркивают
его отношение к материи без
выявления специфики его
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу
определенного отношения к
Чувства,
эмоции суть компоненты человеческого
сознания. Процесс познавания затрагивает
все стороны внутреннего мира
человека - потребности, интересы, чувства,
волю. Истинное познание человеком
мира содержит в себе как образное
выражение, так и чувства. Сознание
реализуется в двух ипостасях: отражательной
и активно-творческой способностях.
Сущность сознания в том и состоит,
что оно может отражать общественное
бытие только при условии одновременного
активно-творческого
Общественное сознание
Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.