Структура сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
1. Генезис форм отражения в живой природе. Своеобразие психики животных………………………………………………………………………………………………………..4
2. Загадки возникновения человека. Качественное отличие человеческого сознания от психики животных …………………………………………………………………….8
3. Структура сознания. Проблема идеального……………………………………………12
4. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания……………………………………………………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Сознание философия.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..3 
1. Генезис форм отражения в живой природе. Своеобразие психики

животных………………………………………………………………………………………………………..4            
2. Загадки возникновения человека. Качественное отличие человеческого сознания от психики животных …………………………………………………………………….8 
3. Структура сознания. Проблема идеального……………………………………………12 
4. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания……………………………………………………………………………………………………….15 
Заключение…………………………………………………………………………………………………..18 
Список использованной литературы…………………………………………………………..19 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
      Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии,   наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни. 
      В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. 
      Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. 
      Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Генезис форм отражения  в живой природе. Своеобразие  психики животных 
 
       Точка зрения многих философов о том, что сознание присуще всем уровням организации материи, т.е. неправомерное распространение психических процессов на все тела природы, приводило к невозможности решить проблему происхождения и сущности сознания. 
      Однако появление теории отражения, разработанной в своё время В.И.Лениным, сыграло большую роль в выяснении генезиса сознания. Основополагающей идеей теории отражения является следующая: вся материя на всех уровнях её существования обладает свойством отражения. Отражение имеет место везде, где есть взаимодействие. Отражающее воспроизводит отражаемое, и сведения об этом выступают в форме информации, которая является содержанием отражения. 
      Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и неживой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. 
      Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств: 
      1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 
      2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 
      3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль. 
      Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. 
      Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 
      Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются: раздражимость; чувствительность; психическое отражение. 
      Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха за Солнцем. 
      Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений. 
      Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход. 
      Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности. 
      Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания. 
      Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. 
      Развитие головного мозга у животных и возникновение у них новых, более сложных форм отражательной, психической деятельности совершается под влиянием определенных условий жизни, в процессе приспособления животных к окружающей среде. 
      Постоянно изменяющаяся внешняя среда вызывает не только определенные изменения в строении организма животных, но и изменения форм и способов их поведения. Успешное приспособление к среде зависит от способности животного быстро изменять свое поведение в ответ на изменения условий жизни. Понятно, что гибкость и изменчивость поведения животного находятся в прямой зависимости от уровня развития нервной системы и форм отражения. 
      Животные приспосабливаются к окружающей среде через такие формы отражательной деятельности, как безусловные рефлексы, инстинкты, приобретенные навыки и простейшие формы рассудочной деятельности. 
Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, к совершенствованию передвижения и к активному обращению с окружающими предметами. Совершенствование ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения. 
      Инстинктивная форма поведения является врожденной, она «дана» животному в готовом виде уже при его рождении. 
      Инстинкты вырабатываются в результате накопления и закрепления в ряде поколений тех свойств, которые приобретались животными данного вида под влиянием внешних условий. Этим и объясняется, что инстинктивные действия хорошо отвечают обычным для данного вида животных условиям жизни. Примером таких инстинктивных действий являются постройка гнезд птицами, перелет птиц и многое другое. 
      Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей. Белка, подчиняясь инстинкту, строит свое гнездо и запасает пищу. 
      Все инстинктивные действия совершаются без знания и понимания их результатов, но их польза для организма бесспорна. Многие наблюдения и факты показывают, что при изменившихся условиях жизни животного инстинктивные действия иногда из очень целесообразных и совершенных превращаются в бессмысленные и даже вредные. 
      Навыками животных называются такие действия, которые они приобретают в индивидуальном опыте. Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях их жизни, так и путем специального обучения, дрессировки. Опыт показывает, что способность к приобретению навыков наблюдается не только у высших, но и у низших животных. Однако, чем организованнее и сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков. 
      Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды. У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в индивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях). Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия. 
 

 

 

 

 

 

2. Загадки возникновения  человека. Качественное отличие  человеческого сознания от психики  животных 
 
      В ноябре 1859 года Чарльз Дарвин выступил со своей чрезвычайно опасной идеей - что все живые существа развивались в процессе естественного отбора. Несмотря на то, что в книге Дарвина почти не было упоминаний о человеке, выводы были неизбежны, и это повлекло за собой такие радикальные изменения в самооценке человека, каких не происходило за всю обозримую историю. Дарвин в одно мгновение разжаловал человека из состояния божественно сотворённого существа в обезьяну, эволюционировавшую под действием бесстрастного механизма естественного отбора. 
      Учёные значительно усовершенствовали теорию Дарвина и теперь могут представить нам более основательные свидетельства действия процесса естественного отбора. Приводя примеры из жизни животного мира, они полностью опровергли библейскую версию сотворения. 
      Но правы ли учёные, когда они применяют законы эволюции к двуногому существу, называемому человеком? Сам Чарльз Дарвин был удивительно сдержан в этом вопросе, но его соратник по открытию эволюционных законов - Альфрэд Уоллес был более склонен к высказываниям по этим вопросам. Уоллес явно подозревал, что здесь не обошлось без какого-то вмешательства со стороны: он писал, что «какая-то разумная сила направляла или определяла развитие человека». За последующие сто лет наука так и не смогла опровергнуть утверждение Уоллеса. Антропологи потерпели полный провал в попытках отыскать ископаемые следы «недостающего звена» между обезьяной и человеком, а с другой стороны, наука признаёт чрезвычайную сложность такого органа, как мозг человека. 
      Очень распространённое ошибочное понимание действия естественного отбора выражается в том, что гены непосредственно совершенствуются под влиянием окружающей среды и позволяют организму оптимально к ним приспособиться. В настоящее время признано, что подобные свойства - в сущности случайные мутации, которые произошли в соответствии с требованиями окружающей среды и таким образом способствовали выживанию. По выражению Стива Джонса, «мы являемся результатом эволюции - ряда последовательных ошибок». 
      Насколько быстро идёт процесс эволюции? Все специалисты соглашаются с главной мыслью Дарвина о том, что естественный отбор - очень медленный, постепенный процесс. Специалисты полагают, что возможность благополучного осуществления большого эволюционного скачка, называемого макромутацией, чрезвычайно маловероятна, так как такой скачок вероятнее всего окажется вредным для выживания видов, которые уже хорошо приспособились к окружающей среде. 
      За исключением вирусов, эволюция - очень медленный процесс. Даниел Деннет недавно сказал, что возникновение нового вида животных на временном отрезке в 100 тысяч лет можно рассматривать как «внезапное» явление. А с другой стороны, обычный краб оставался практически неизменным в течение 200 миллионов лет. Таким образом, можно согласиться, что нормальный период эволюции лежит где-то посередине. 
      По мнению специалистов, потоки человеческих генов и генов шимпанзе отделились от общего ствола предков в какой-то момент между пятым и седьмым миллионами лет назад, в то время как поток генов гориллы, как полагают, отделился несколько ранее. Для того чтобы произошло такое выделение вида, три популяции общих предков обезьян (будущих горилл, шимпанзе и приматов) должны были оказаться географически изолированными и в дальнейшем претерпеть генетические изменения, определявшиеся их различной средой обитания. Поиск недостающего звена - это поиск самого древнего примата - прямостоящей двуногой обезьяны, навсегда распрощавшейся со своими четвероногими сородичами. 
      Каким образом получилось, что Homo sapiens обрёл разум и самосознание, в то время как его родственница-обезьяна провела последние 6 миллионов лет в состоянии полной стагнации? Почему ни одно иное существо в животном мире не смогло продвинуться до высокого уровня умственного развития? Обычно на это отвечают, что, когда человек поднялся на ноги, у него освободились обе руки и он стал пользоваться орудиями. Такое продвижение ускорило обучение за счёт системы «обратной связи», что, в свою очередь, стимулировало процесс умственного развития. 
      История развития человека – качественно новая ступень, которая   коренным образом   отличается   от   предшествующего   пути   биологического   развития животных. Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой   человека и психикой животного. 
        Сознание, как и психика в целом, является процессом   отражения,   но   этот процесс на уровне сознания совершается   значительно   сложнее.   Для   сознания характерен ряд специфических   свойств,   которые   не   наблюдаются   в   психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на   разных   этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества. 
      Еще одна отличительная черта психической деятельности человека – передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем   арсенале   известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных 
ситуациях, которые предлагает им жизнь.   Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт   занимает   доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере   развивает 
передаваемый ему общественный опыт. С момента   рождения   ребенок   овладевает способами   употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного   развития   человека.   У   человека   развиваются   высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное 
внимание, абстрактное мышление). 
      Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно общаться,   поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения   между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на   других с помощью звуков голоса. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри, то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл. 
      Ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то   время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем,   передавать им социальный опыт. 
      Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития   животного   мира   развитие психики шло   по   законам   биологической   эволюции,   то   развитие   собственно человеческой   психики,   человеческого   сознания     подчиняется     законам общественно-исторического развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура сознания. Проблема  идеального 
 
      Сознание существует как фундаментальное свойство мозга. При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Отражение внешних объектов в мозгу – не образование их физических отпечатков. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п. Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), тем не менее в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т.д. 
      Сознание – отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственно-наглядных и логически-абстрактных образах. Система этих образов и составляет содержание сознания. Сознание как отражение действительности представляет собою знание, информацию об объектах. 
      Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются. В сознании могут создаваться представления и понятия о том, чего нет или что может появиться. Но и любые, в том числе самые фантастические представления и идеи, в конечном счете, возникают на основе данных, полученных в процессе отражения. 
      Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи. 
      Сознание включает в себя не только познавательные, но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты. 
      Человек не только отражает те или иные явления действительности; в его сознании возникают эмоциональные переживания, оценки этих явлений. Эти переживания, оценки могут быть как положительными (радость, удовлетворение и т. п.), так и отрицательными (печаль, тревога и т. п.). Эмоциональные состояния различаются по своей силе и длительности. Эмоции как бы выделяют объекты с точки зрения потребностей человека, стимулируют его действия, мотивацию. 
      Мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к определенным действиям. Мотивация связана с постановкой цели; в основе целеполагания – недовольство миром и собой. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, представление о результатах своей деятельности, выработка идеалов. Человек строит идеал, некоторый образ того, как должен быть устроен мир и каким он сам должен быть, а затем ставит вопрос о том, как достичь этого идеала. Для последнего нужна воля. Воля – способность сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели. Для этого требуется специфическое психическое напряжение – усилие воли. Благодаря воле сознание реализуется в практическом действии. Волевое усилие как бы завершает динамику сознания. Волевое управление поведением человека опирается на знания, эмоции и мотивации. 
      В ходе раскрытия структуры сознания далее необходимо указать на самосознание. Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Самосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и так далее. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе. 
      Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность. Проблема идеального дискутируется в философии с момента постановки ее Платоном. И по сей день идеальное отождествляется со знанием, психикой, субъективным. В современной европейской и отечественной культуре под идеальным понимается специфический способ бытия объекта в психическом мире субъекта; идеальное – отражение действительности в формах духовной деятельности, субъективный образ объективного мира. 
      Сам механизм преобразования материального в идеальное современная наука не может объяснить достаточно убедительно, но сущность подобного преобразования представляется в акте отражения предмета в форме целеполагания. Идеальное направлено на изменение образа предмета, а не его самого. Его главной целью является схема деятельности, направленной на достижение определенного результата. Таким образом, идеальное есть: а) особая форма отражения объективного мира и б) особая форма деятельности субъекта, в которой все изменения, преобразования осуществляются в форме бытия субъективного, духовного (субъективная реальность) и целенаправленно регулирует объективно-реальные действия человека. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. 
      Направление дискуссии по проблеме идеального - от субъективной реальности через объективацию духовного и распространению идеального на всю природу - ставит перед философией проблему носителя идеального. Здесь правомерна аналогия с дискуссионным ходом обсуждения понятия «информация»: от информации, понимаемой как знание, к информации, трактуемой как отражение в саморегулирующихся системах, а потом к выводу об атрибутивности информации как содержанию любой формы отражения. 
      Следовательно, сознание, его идеальная сущность может быть понята только через призму его общественно-исторической природы, в сравнительном анализе с другими формами жизнедеятельности и в первую очередь жизнедеятельности высших животных. 
 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сознание и бессознательное.  Проблема моделирования человеческого  сознания 
 
      Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. 
      Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. 
      Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. 
      Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно. 
      Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. 
      Итак, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот, выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу бессознательного. 
      Проблема моделирования сознания - одна из самых сложных в современной науке. Отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, и стало быть неизвестно, что такое сознание как функциональная сущность и что такое мысль как продукт сознания. Можно лишь заключить, что сознание - результат особой организации, сложность которой создает новые, так называемые эмерджентные свойства, которых нет у составных частей. 
      Научно-технический прогресс сделал за сравнительно короткий отрезок времени огромный рывок вперед в овладении тайнами природы и в их практическом использовании: теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, химия полимеров, информатика, молекулярная биология, генная инженерия. И, наконец, кибернетика, компьютерная техника. Применение компьютеров позволяет в десятки раз повышать производительность труда вообще и умственного труда в особенности. В связи с этим встает вопрос: есть ли пределы моделирования человеческого сознания и, если есть, каковы они? 
      Знаменитый английский физик Стивен Хокинг  утверждает, что постепенно возникнет некое новое суперсущество, представляющее продукт вживления в организм человека более эффективных электронных заменителей – протезов в различные органы, вплоть до мозга. Более правильной представляется позиция академика В.А. Садовничего: он категорически не верит в то, что в принципе возможно создать искусственный интеллект, сравнимый с мозгом человека. Компьютер всегда будет способен к анализу большего или меньшего конечного числа алгоритмов, а возможности человеческого мозга бесконечны. Компьютер будет все более приближаться к возможностям мозга, но смоделировать бесконечность не удастся никогда. Микросхемы не способны написать поэму, смоделировать лесные запахи, испытать любовь. 
      Как уже указывалось выше: мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Человеческое сознание по своей природе социально. Оно включает в себя всю историю человеческой культуры. Значит, чтобы машина обладала сознанием, надо смоделировать и изготовить общество роботов, надо при этом сконструировать и изготовить машину, которая воспроизводила бы не только операционно-технические функции человеческого сознания, но и отношения мыслящих существ друг к другу. 
      Иными словами, речь можно вести не о создании чего-то, заменяющего человека с его сознанием, а о создании таких устройств, на которые можно будет переложить всё большую часть операционно-мыслительной деятельности человека, во много раз повысить ее эффективность. Именно моделирование отдельных сторон операционно-умственной деятельности человека и её ускорение составляет необходимость и возможность моделирования. И в моделировании и производстве кибернетических устройств, производстве быстродействующих операций проявляется именно творческая активность сознания человека. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
      В заключение рассмотрения темы можно подвести некоторые итоги: 
      1)   Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. 
      2)   Ядром сознания, способом его существования является знание. 
      3)   Формирование сознания связано с возникновением труда. 
      4)   Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. 
      5)   Сознание – функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга. 
      6)   Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно – единое целое. 
      7)   Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. М., 1996. Гл. IХ.
  2. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс. М., 2000, Гл. 2.1.
  3. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм XXI века: учебник. СПб.: Питер, 2007
  4. Кучевский В. Б. Философия: Проблемы бытия и познания. М., 1998. Гл. YI.
  5. Моисеева Н. А. Философия: краткий курс. СПб.: Питер, 2008.
  6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2008.
  7. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
  8. Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  9. Философия: учебное пособие для вузов / ред. В.П. Кохановский.- Ростов н/Д : Феникс, 2007.

 

 

 


Информация о работе Структура сознания