Сознание, происхождение и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..……..3
2. Основная часть.
2.1. Сознание как основа существования человека .…………..………..4
2.2. Индивидуальное и общественное сознание…………………………8
2.3. Сознание и язык……………………………………………………...11
2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания……12
2.5. Сущность и структура сознания……………………………………15
3. Заключение……..……………..………………………………............20
Список используемой литературы……………….………….….........22

Работа содержит 1 файл

Сознание, происхождение и структура.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
 
 

     Содержание: 

     1. Введение…………………………………………………………..……..3

     2. Основная часть.

     2.1. Сознание как основа существования человека .…………..………..4

     2.2. Индивидуальное и общественное сознание…………………………8

     2.3. Сознание и язык……………………………………………………...11

     2.4. Происхождение сознания. Общественная природа сознания……12

     2.5. Сущность и структура сознания……………………………………15

     3. Заключение……..……………..………………………………............20

     Список  используемой литературы……………….………….….........22

 

     

     1. Введение 

     Сознание  – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

     Сознание  состоит из чувственных образов  предметов, являющихся ощущением или  представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

     В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы  рассматривают сознание как крохотную  искру величественного пламени  божественного разума. Идеалисты  отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

 

     

     2. Основная часть.

     2.1. Сознание как основа существования человека.  

     Разные  ученые по-разному трактуют категорию сознания.

     Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь  между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как «единство синтеза», как единство трансцендентальной и эмпирической апперцепции, что в конечном итоге все-таки не дает ему возможности избежать разрыва между чувственным и рациональным.

     По  Канту, основой содержания сознания являются не выводимые из опыта априорные  идеи. Они усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство, время, причинность и т. п. Именно эту априорную основу, присущую, по мнению Канта, всем людям, он называет трансцендентальным сознанием. Это сознание Кант характеризует как высший априорный синтез, предшествующий сознательному содержанию опыта.

     Начиная с «философии жизни», термин «сознание» становится неоднозначным и даже многосмысленным.

     С одной стороны, сохраняется классический смысл этого термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т. е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание.

     С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть, поэтому, предмет не гносеологии, а онтологии.

     Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются.

     Условно можно выделить следующие направления  поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непосредственной жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортеги-и-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм).

     «- Откуда мы знаем, что у нас именно такое, а не иное тело, именно такое лицо? Что мы стоим, что держим в руках книгу, что цветы пахнут? Вы ответите, что определенные импульсы воздействуют на наши органы чувств и по нервам бегут в наш мозг соответствующие сигналы. А теперь вообразите... что я смогу воздействовать на ваш обонятельный нерв точно так же, как это делает душистая гвоздика, - что вы будете ощущать?

     - Запах гвоздики, разумеется.

     - А если я сделаю то же самое со всеми вашими нервами, то вы будете ощущать не внешний мир, а то, что Я по этим нервам протелеграфирую в ваш мозг... Понятно?

     - Но тогда возможно и то, что  хозяин запыленной лаборатории, в которой мы стоим на полках, - сам тоже ящик, построенный другим, еще более высокого ранга ученым, обладателем оригинальных и фантастических концепций... И так до бесконечности. Каждый из этих экспериментаторов – творец своего мира, этих ящиков и их судеб, властен над своими Адамами и своими Евами, и сам находится во власти следующего бога, стоящего на более высокой иерархической ступени...».

     Приведенный фрагмент из фантастического рассказа писателя и философа Станислава Лема демонстрирует в аллегорической форме сущность солипсистического подхода к решению вопроса о сущности сознания. Приверженцы солипсизма (среди которых и сумасшедший профессор-кибернетик Коркоран – создатель «мыслящих» ящиков) утверждают, что в мире не существует ничего, кроме человеческого сознания, и вся окружающая действительность есть обман наших органов чувств. Таким образом, получается, что весь объективный мир, в том числе и люди, и тело самого индивидуума, существуют лишь в его сознании. В процитированном рассказе Лем демонстрирует теоретическую возможность практической реализации солипсистического сознания.

     В целом,  сознание – свойство мозга.

     Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими создать картину  развития материи, возникновения жизни, появления человека, а вместе с ним – человеческого сознания.

     Жизнь на Земле возникла естественным путем  на основе развития материи, когда для  этого появились соответствующие  условия. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляется человек, обладающий мозгом, функцией которого является сознание.

     Сознание  человека, его психическая деятельность зависит от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность. При повреждении лобных долей человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается ориентировка в пространстве. При отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение» рассудка или даже «отключение» сознания. Пьянство, по словам Аристотеля, это добровольное умопомешательство.

     Важное  значение для понимания психической  деятельности человека, ее отличия от психики животных имеет учение Павлова о двух сигнальных системах. Если первая сигнальная система представляет собой реакцию нервной системы на непосредственное воздействие предметом внешнего мира, то вторая – это реакция на слово, представляющее собой обобщающий сигнал, за меняющий конкретный предмет, «сигнал сигнала».

     Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно логическое мышление, которое принципиально  отличает его мышления высших животных, обладающих лишь наглядно-образным, предметным мышлением.

     Если  сознание – свойство материального органа – мозга, то не является ли оно материальным? Утвердительно отвечали на этот вопрос немецкие философы середины 19в. К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. Они рассматривали сознание как секрецию мозга.

     Однако  хотя психическая деятельность основывается на физиологических, биофизических, биохимических  и других материальных процессах, она  нематериальна. Это идеальная деятельность, сущностью которой является отражение  объективного в идеальных образах, формирующихся в сознании. Вещи, свойства и отношения воздействуют на органы чувств. Полученные раздражения передаются по нервным каналам в кору больших полушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологические процессы. Эти процессы являются материной основой ощущений, восприятий, представлений, составляющих основу абстрактного мышления. Благодаря языку идеальные образы возникают в результате воздействия не только реальных предметов, но и их «заместителей» - слов, воспринимаемых в устной или письменной форме.

     Идеальные образы являются, следовательно, результатом  взаимодействия объекта (или его  «заместителя» - слова) с органами чувств. И хотя механизм преобразования материального в идеальное изучен пока недостаточно, есть основания утверждать, что образ не обладает материальными свойствами ни отображаемого предмета, ни нервной системы и мозга. Восприятия, представления, понятия – это образы вещей, но не сами вещи.

 

      2.2. Индивидуальное и общественное сознание.

     Индивидуальное сознание - субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующихся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

     Различие  индивидуального и общественного  сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание - неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид - представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

     Общественное  сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня - обыденное и теоретическое сознание.

     Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения за природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др.

     Обыденное сознание обращено преимущественно  к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты.

Информация о работе Сознание, происхождение и структура