Структура и функции сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:07, реферат

Описание работы

Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

Содержание

Введение
3
Сознание как система
4
Сознательное и бессознательное, их соотношение
11
Сознание и самосознание
13
Функции сознания
15
Заключение
18
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Философия_сайт.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 «Санкт-Петербургский  институт гостеприимства»

 

 

 

Факультет менеджмента 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Философия»

 

на тему:

«Структура и  функции сознания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
   
   

 

 

 

 
Санкт-Петербург 
2012

 

Содержание

Введение 

3

Сознание как система

4

Сознательное и бессознательное, их соотношение

11

Сознание и самосознание

13

Функции сознания

15

Заключение 

18

Список использованной литературы

19


 

Введение

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места  и роли человека в мире, специфики  его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение  природы человеческого сознания. 

Для философии эта  проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу  о сущности сознания, о характере  его отношения к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти  бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта  форма характеризуется прежде всего  выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им. 

Сознание – это  высшая, свойственная лишь человеку форма  отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и  к самому себе.  
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. 

Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и  управления ей. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается  только в совместной деятельности людей  в процессе их труда и общения.

 

Сознание как система

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что  в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе (могут возникать фантазии, представления о предметах, которых  мы сейчас не наблюдаем, во сне человек  может увидеть то, что вообще никогда  не видел, и т. д.). Тогда же появилось  представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится  с предметным миром? С тех пор  вокруг сознания ведутся споры о  его сущности, возможности и путях  познания. Одни исходили из познаваемости  сознания, другие утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть из окна самого себя идущим по улице.

Разделились и мнения философов. Идеалисты  и богословы отстаивали мысль  о первичности сознания по отношению  к материи. Идеализм вырывает сознание из материального мира и считает  его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.

На ложных позициях стоит и дуализм  в толковании сознания. Рассматривая душу, сознание и тело как не зависящие  друг от друга начала, дуализм не может объяснить взаимосвязи  психических и физиологических  процессов в организме.

Так, сторонник дуализма французский  философ Р. Декарт признавал независимое  от сознания существование природы  и не сомневался в том, что знание о ней может быть истинным. Но в его дуалистической концепции  природа и дух выступают как  два сугубо различных начала. Основным свойством материи Декарт считал протяженность, а основным свойством  духа - способность мыслить. Отсюда он делал вывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не может мыслить.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм исходит из того, что  материя противоположна сознанию: она  существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может  существовать вне материи. Материя  первична и исторически и гносеологически  по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание же - нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.

Материя обладает такими свойствами, которых  нет и не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с человеческим мозгом, да и не со всем мозгом, а только с  его частью - корой больших полушарий - и не постоянно, а в определенные периоды времени - во время бодрствования, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Считая сознание вторичным по отношению  к материи, диалектико-материалистическая философия решительно выступает  против искажения природы сознания так называемыми вульгарными  материалистами XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), допускавшими, будто мысль  выделяется мозгом так же, как желчь  печенью, и что мышление в этом смысле материально. Их ошибка заключается  в отождествлении мышления, сознания, психики с материей, между тем  как мысль не есть вид материи.

Можно ли абсолютно противопоставлять  сознание материи? В рамках основного  вопроса философии - да, за ними - нет. На самом деле мысль, сознание существуют как реальные явления природы, однако они не тело и не вещество, подобные упомянутым желчи или мозгу.

Признание материальности мысли ведет  к тому, что гносеологическое противопоставление материи сознанию, материализма - идеализму теряет всякий смысл. Назвать мысль материальной, каким-то видом материи - значит отбросить различие первичного и вторичного, отражаемого и отраженного, субстанции и свойства, а, следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.

Критикуя вульгарный материализм, еще Ленин чрезвычайно ясно показал, что в рамках основного гносеологического  вопроса (т.е. вопроса о том, что  первично - материя или сознание) противоположность материи и сознания, а, следовательно, материализма и идеализма носит абсолютный характер. Но противоположность материи и сознания за пределами решения основного вопроса философии теряет абсолютный характер. За этими пределами относительность данного противоположения становится несомненной, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей.

Абсолютное же противопоставление материи и сознания ведет к  дуализму и идеализму, поскольку  тогда сознание выступает как  некоторая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей, с  нервным веществом, с мозгом. Поэтому  и безоговорочное утверждение, что  мысль нематериальна, также ошибочно, ибо подобное утверждение игнорирует зависимость сознания, от материи, связь  психических явлений с материальными  процессами. Чрезмерное настаивание  на нематериальности мысли, сознания, психики ведет к идеалистическому отрыву сознания от материи, своего материального носителя - человеческого мозга.

Психика, сознание не могут существовать ни в виде «чистых», отдаленных от мозга  идей, мыслей, ни в виде какого бы то ни было вещественного «выделения»  мозга. Сознание есть одно из свойств  движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это  положение означает, что между  сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.

Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее  на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних  объектов отличны по форме от этих объектов как идеальные копии  последних.

Единство и связь между сознанием  и материей также раскрываются в  двух аспектах. С одной стороны, психические  явления и мозг тесно связаны  между собой как свойство и  материальный субстат, которому это  свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой - возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Глубочайшей сущностью сознания в  гносеологическом плане является его  идеальность, которая выражается в  том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальность сознания есть не что  иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов  и способов (логики) практической деятельности человека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного  формами, созданными предшествующими  поколениями, - способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Так, если бы к людям каменного века каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализировать», т.е. преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленное представление о ней, ибо в их жизни еще не сложились те формы деятельности, которые бы обусловили уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.

Идеальное не является чем-то самостоятельным  по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет  глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым  конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его  противоположность материи. Такое  понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи  и сознания, отношения сознания к  материальному миру.

Идеальное - это предмет, «отчужденный» от самого себя, существующий не в своей собственной конкретно-чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга (твердость, цвет и т. д.).

В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как  материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального  в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее, человек при помощи мозга.

Как видим, не только материя (объективная  реальность), но и сознание (идеальная  реальность) является чрезвычайно сложным  объектом философии. И чтобы полнее и конкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие  на материю, следует выяснить его  предысторию и историю, роль социальных факторов в его становлении и  развитии.

Ключ к разгадке тайны сознания кроется прежде всего в выяснении  условий и форм его происхождения. Отказ от постановки вопроса о  происхождении сознания, конечно, не способствует прояснению его содержания и сущности. И если нелогично объявлять  всю материю сознательной и тем  более считать материю и сознание независящими друг от друга субстанциями, то остается испробовать новый, "срединный", путь, предположив, например, что всей материи присуще в качестве предпосылки  сознания определенное свойство, которое  при соответствующих условиях способно перерасти в сознание. В этом главный  смысл ленинской гипотезы об отражении.

Всеобщность свойства отражения, лежащего в "фундаменте" самого здания материи, обусловлена универсальностью материального  взаимодействия. Все предметы объективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпевают определенные изменения, сохраняя "след" внешнего воздействия (как, например, отпечаток  доисторического растения на пласте каменного угля).

В процессе разработки понятия отражения  возникла необходимость в соотнесении  его с понятием информации. Последнее, применявшееся первоначально только для обозначения сведений, используемых при общении между людьми, постепенно стало приобретать общенаучный статус. Информация в этом плане стала пониматься как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире. Существуют две основные концепции информации: 1) как формы отражения, связанной с самоуправляемыми системами, т.е. живыми, техническими, социальными; 2) как аспекта, стороны отражения, которая может объективироваться, передаваться, храниться.

На различных уровнях организации  материи отражение имеет свои качественные особенности. Формы отражения  совершенствуются по мере усложнения самих явлений, и их роль в бытии  соответствующих уровней организации  материи непрерывно возрастает.

В неживой природе отражение  представляет собой свойство вещей  воспроизводить под воздействием других вещей такие следы, отпечатки  или реакции, структура которых  соответствует каким-либо сторонам воздействующих на них вещей (след на песке, зеркальное отражение и т.д.). Эти отражения отличаются относительной  простотой и пассивным характером.

Информация о работе Структура и функции сознания