Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:07, реферат
Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
Введение
3
Сознание как система
4
Сознательное и бессознательное, их соотношение
11
Сознание и самосознание
13
Функции сознания
15
Заключение
18
Список использованной литературы
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский институт гостеприимства»
Факультет менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Философия»
на тему:
«Структура и функции сознания»
| |
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение |
3 |
Сознание как система |
4 |
Сознательное и |
11 |
Сознание и самосознание |
13 |
Функции сознания |
15 |
Заключение |
18 |
Список использованной литературы |
19 |
Введение
Проблема сознания
всегда привлекала пристальное внимание
философов, ибо определение места
и роли человека в мире, специфики
его взаимоотношений с
Для философии эта
проблема важна и потому, что те
или иные подходы к вопросу
о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию
Сознание – это
высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной
Сознание состоит из чувственных
образов предметов, являющихся ощущением
или представлением и поэтому обладающих
значением и смыслом, знания как совокупности
ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений,
созданных в результате высшей психической
деятельности, мышления и языка.
Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ей. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Сознание как система
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе (могут возникать фантазии, представления о предметах, которых мы сейчас не наблюдаем, во сне человек может увидеть то, что вообще никогда не видел, и т. д.). Тогда же появилось представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится с предметным миром? С тех пор вокруг сознания ведутся споры о его сущности, возможности и путях познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть из окна самого себя идущим по улице.
Разделились и мнения философов. Идеалисты
и богословы отстаивали мысль
о первичности сознания по отношению
к материи. Идеализм вырывает сознание
из материального мира и считает
его самостоятельной и
На ложных позициях стоит и дуализм в толковании сознания. Рассматривая душу, сознание и тело как не зависящие друг от друга начала, дуализм не может объяснить взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.
Так, сторонник дуализма французский философ Р. Декарт признавал независимое от сознания существование природы и не сомневался в том, что знание о ней может быть истинным. Но в его дуалистической концепции природа и дух выступают как два сугубо различных начала. Основным свойством материи Декарт считал протяженность, а основным свойством духа - способность мыслить. Отсюда он делал вывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не может мыслить.
В отличие от идеализма и дуализма,
материализм исходит из того, что
материя противоположна сознанию: она
существует вне сознания и независимо
от него, тогда как сознание не может
существовать вне материи. Материя
первична и исторически и
Материя обладает такими свойствами, которых нет и не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с человеческим мозгом, да и не со всем мозгом, а только с его частью - корой больших полушарий - и не постоянно, а в определенные периоды времени - во время бодрствования, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Считая сознание вторичным по отношению к материи, диалектико-материалистическая философия решительно выступает против искажения природы сознания так называемыми вульгарными материалистами XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), допускавшими, будто мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью, и что мышление в этом смысле материально. Их ошибка заключается в отождествлении мышления, сознания, психики с материей, между тем как мысль не есть вид материи.
Можно ли абсолютно противопоставлять сознание материи? В рамках основного вопроса философии - да, за ними - нет. На самом деле мысль, сознание существуют как реальные явления природы, однако они не тело и не вещество, подобные упомянутым желчи или мозгу.
Признание материальности мысли ведет к тому, что гносеологическое противопоставление материи сознанию, материализма - идеализму теряет всякий смысл. Назвать мысль материальной, каким-то видом материи - значит отбросить различие первичного и вторичного, отражаемого и отраженного, субстанции и свойства, а, следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.
Критикуя вульгарный материализм, еще Ленин чрезвычайно ясно показал, что в рамках основного гносеологического вопроса (т.е. вопроса о том, что первично - материя или сознание) противоположность материи и сознания, а, следовательно, материализма и идеализма носит абсолютный характер. Но противоположность материи и сознания за пределами решения основного вопроса философии теряет абсолютный характер. За этими пределами относительность данного противоположения становится несомненной, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей.
Абсолютное же противопоставление
материи и сознания ведет к
дуализму и идеализму, поскольку
тогда сознание выступает как
некоторая самостоятельная
Психика, сознание не могут существовать ни в виде «чистых», отдаленных от мозга идей, мыслей, ни в виде какого бы то ни было вещественного «выделения» мозга. Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.
Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов как идеальные копии последних.
Единство и связь между
Глубочайшей сущностью сознания в
гносеологическом плане является его
идеальность, которая выражается в
том, что составляющие сознание образы
не обладают ни свойствами отражаемых
в нем предметов
Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.
Идеальное выступает как момент
практического отношения
Идеальное не является чем-то самостоятельным
по отношению к сознанию в целом:
оно характеризует сущность сознания
в отношении к материи. В этом
плане понятие «идеальное»
Идеальное - это предмет, «отчужденный» от самого себя, существующий не в своей собственной конкретно-чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга (твердость, цвет и т. д.).
В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее, человек при помощи мозга.
Как видим, не только материя (объективная реальность), но и сознание (идеальная реальность) является чрезвычайно сложным объектом философии. И чтобы полнее и конкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие на материю, следует выяснить его предысторию и историю, роль социальных факторов в его становлении и развитии.
Ключ к разгадке тайны сознания
кроется прежде всего в выяснении
условий и форм его происхождения.
Отказ от постановки вопроса о
происхождении сознания, конечно, не
способствует прояснению его содержания
и сущности. И если нелогично объявлять
всю материю сознательной и тем
более считать материю и
Всеобщность свойства отражения, лежащего в "фундаменте" самого здания материи, обусловлена универсальностью материального взаимодействия. Все предметы объективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпевают определенные изменения, сохраняя "след" внешнего воздействия (как, например, отпечаток доисторического растения на пласте каменного угля).
В процессе разработки понятия отражения
возникла необходимость в соотнесении
его с понятием информации. Последнее,
применявшееся первоначально
На различных уровнях
В неживой природе отражение
представляет собой свойство вещей
воспроизводить под воздействием других
вещей такие следы, отпечатки
или реакции, структура которых
соответствует каким-либо сторонам
воздействующих на них вещей (след на
песке, зеркальное отражение и т.д.).
Эти отражения отличаются относительной
простотой и пассивным