Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть феномен сотворчества и представить его интерпретацию в концепции открытого произведения У. Эко.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Описать представления о творчестве, сложившиеся в истории философии;
2. Рассмотреть соотношение творчества и сотворчества и выявить специфику сотворчества;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Соотношение творчества и сотворчества………………..5
§ 1. Проблема творчества в истории философии ………………………5
§ 2. Феномен сотворчества……………………………………………...14
Глава 2. Идея сотворчества в концепции открытого произведения У.Эко…………………………………………………………………………..19
§ 1.Концепция открытого произведения У.Эко………………………19
§ 2. Роль читателя как соавтора художественного произведения…..25
Заключение………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………..30
Оглавление
Введение………………………………………………
Глава 1. Соотношение творчества и сотворчества………………..5
§ 1. Проблема творчества в истории философии ………………………5
§
2. Феномен сотворчества…………………………………………….
Глава
2. Идея сотворчества
в концепции открытого
произведения
§
1.Концепция открытого
§
2. Роль читателя как соавтора художественного
произведения…..25
Заключение…………………………………………
Библиографический список…………………………………………..30
Введение
Проблема творчества и сотворчества интересовала философов во все времена. Многие мудрецы, начиная от философов античности и заканчивая мыслителями нашего времени, поднимали вопрос о сущности творчества. Однако до сих пор сущность творчества остается не проясненной до конца. Особенно актуально его изучение в современной культуре, когда формы творчества приобретают новый характер, и особенно это проявляется в художественной реальности. На первый план выходит проблема сотворчества читателя и автора. Роль, которая отводилась читателю ранее, роль пассивного слушателя автора, ушла далеко в прошлое. В постмодернизме читатель является равноправным участником «игры», иногда его роль, важнее, чем роль автора. Читателю необходимо прочитать произведение так, чтобы каждый раз создавать новые трактовки и интерпретации, участвуя, таким образом, в процессе творчества.
Актуальность выбранной темы заключается также в том, что проблематика, связанная с феноменом «открытого произведения» не достаточна изучена, хотя в трудах Умберто Эко имеется огромное количество интересных феноменов и интерпретаций, которые могли бы быть подвергнуты подробному научному анализу и осмыслению.
Объектом курсового исследования являются феномены творчества и сотворчества.
Предметом исследования – идея сотворчества в концепции открытого произведения У. Эко.
Цель исследования – рассмотреть феномен сотворчества и представить его интерпретацию в концепции открытого произведения У. Эко.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы, насчитывающего
17 источников.
Глава
1. Соотношение творчества
и сотворчества
§
1. Проблема творчества
в истории философии
Существует множество различных трактовок понятия творчества. В словарях приводятся следующие определения данного понятия:
Согласно толковому словарю В.Даля, «творчество – творенье, сотворение, созидание как деятельное свойство»1.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, творчество определяется как «создание новых по смыслу культурных или материальных ценностей»2.
В «Философском энциклопедическом словаре» творчество трактуется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.3
«Новая философская энциклопедия» определяет творчество как категорию философии, психологии и культуры, выражающую собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.4
В
«Кратком религиозно-философском
Творчество – это прежде всего деятельный процесс, то есть процесс направленный, на создание чего-то нового, в котором исполнитель может проявить себя как личность, тем самым показывая свою уникальную способность творца. Творчество также позволяет определить интеллектуальный уровень, тем самым позволяя человеку совершенствоваться, и переходить на более высокую ступень культурного развития. Благодаря творчеству, человек самоутверждается в своих глазах, и в глазах других людей, показывая себя с различных сторон, тем самым привлекая к себе внимание как к человеку интересному, активному и любознательному.
Философия давно интересуется проблемой сущности творчества, в разные эпохи это феномен трактовался многообразно.
Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе.6
В Античности творчество раскрывало свою значимость через божественный аспект, то есть как акт рождения, сотворения, и через человеческую сущность, когда человек выступает как творец. Однако античная философия не выдвигает творчество на первый план и не придает ему главенствующего значения. Истинное знание, созерцание вечного неизменного бытия – вот что наиболее важно для античного философа. Подобные идеи были выражены и в понимании художественного творчества. Греческие мыслители, не выделяли искусства из единой системы созидающей деятельности (ремесла, культивирования и т.д.).
В христианской философии Средних веков, творчество рассматривается совершенно по-другому. Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир.7 Христианские философы независимо от своих воззрений, расценивают человеческое творчество, прежде всего, как «творчество истории». Научное и художественное творчество, присущее данной эпохе выступает как нечто второстепенное. В своем деятельном акте, человек постоянно обращен к Богу, таким образом, происходит ограничение, замыкание человека Богом.
В эпоху Возрождения происходит процесс некого «освобождения» человека от Бога, человек теперь рассматривает в качестве творца самого себя. Творчество в эту эпоху – это прежде всего искусство, художественное творчество, которое в своей сущности рассматривается как созидательное созерцание. Именно в эпоху Возрождения возникает особый интерес к творчеству как к специфичному акту творения. Вместе тем, немаловажное значение придается и личности творца, художника.
В Новое время, в период Реформации творчество понимается не через эстетическое содержание, а в большей степени как труд, необходимость. Акт творения проявляется через действие, чаще всего это происходит в хозяйственной деятельности. Успешность индивида в труде свидетельствует о богоизбранности.
В XVIII веке И. Кант проводит анализ творческой деятельности в учении о продуктивной способности воображения. Он рассматривает структуру творческого процесса как один из наиболее важнейших компонентов структуры сознания. По его мнению, творческая способность воображения является связующим звеном между различными чувственными впечатлениями и единством понятий рассудка, обладая и наглядностью впечатлений и объединяющей силой понятия одновременно. И. Кант делает вывод о том, что творчество заложено в самой основе познания.
Наследником учений Канта о воображении явился Ф. Шеллинг. По его мнению, творческая деятельность воображения есть сочетание в себе сознательной и бессознательной деятельностей. Он говорит о том, что есть такие люди, которые были награждены подобной способностью от природы, – гении, и соответственно, данный процесс у них происходит на бессознательном уровне, они творят так же, как и творит природа. Согласно Шеллингу, творчество философа или художника, также как и творчество для романтика, является проявлением высшей формы человеческой жизнедеятельности. Таким образом происходит некая связь человека с Абсолютным, с Богом. Также романтиков интересовало не только художественное творчество, но и история культуры, как продукт раннего творчества.
Благодаря
подобному пониманию
Понимание творчества в немецкой классической философии предопределило идеи, которые были в дальнейшем развиты в марксисткой концепции творчества. Материалистически истолковывая понятие деятельности, К. Маркс рассматривает её как «производство» в широком смысле слова, которое преобразует мир, учитывая человеческие потребности, и цели, которые ими преследуются. Максу были близки идеи Возрождения, в которых человек и человечество, претендовали на место Бога, поэтому творчество для Маркса является деятельностью человека, в которой он создает самого себя в ходе развития истории. История же выступает как совершенствование практических способов деятельности, определяющих различные виды творчества. Если учитывать все идеи марксисткой концепции творчества, то можно сказать, что уровень человечности определяется развитием производства материальных благ. Однако, эти идеи, были осознаны еще в первобытном обществе, поэтому задача выживания человечества состоит в идеи укрепления нравственности человеческого бытия.
В философии конца XIX - начала XX веков творчество ставится в противовес технической деятельности. В данном периоде также рассматривается духовно-личностная сущность творчества.
Наиболее развернутую концепцию творчества приводит А. Бергсон в философии жизни. По его мнению, творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни. Творчество есть нечто объективно совершающееся (в сознании – возникновение новых образцов и переживаний, а в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, становления). Бергсон считает, что деятельность интеллекта, не способна на создание чего-либо нового, она лишь комбинирует и совершенствует старое.
В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, которая понимается как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, через который «в мир приходит ничто». Общим критерием, для философии жизни и экзистенционализма в трактовке творчества является противопоставление техническому и интеллектуальному началу, признание его интуитивной природы, где личность проявляет себя как нечто неповторимое, неделимое и уникальное.
В
русской философии этого
Проблему творчества Николай Бердяев считал одной из наиболее важнейших в своих размышлениях. Он не раз обращается к этой проблеме в своих трудах. Философ пишет множество статей, в которых так или иначе затрагиваются проблемы творчества, подобные же идеи пронизывают и его книги. В своей работе «Смысл творчества» Н.А.Бердяев даёт собственное определение понятию творчества, описывает основные идеи, благодаря которым формируется единая система его личных взглядов на проблемы творчества. Также он высказывает идеи о сущности творчества, о творческом акте, о том, что человек обладает талантом и гениальностью.
Бердяев говорит о том, что человек создан Богом по образу и подобию Божьему, но, однако подобие заключается не только во внешнем сходстве, а в способности человека быть, как и Бог, творцом. Философ также уверяет в том, что творчество – это не просто способность, которой Бог наградил человека, это также и обязанность, сущность, человеческое предназначение: «Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога»8.
Таким образом, Бердяев пытается выразить идею антропоцентризма, где человек бы выступил основной единицей, центром и высшей целью мироздания.
Богоподобие
заключается еще в одном