Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:02, доклад
Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой, — в свою очередь, является выражением совершенно определенного конфликта и принципиально нового начинания в философии. Философия жизни поворачивается против любой всеобщей систематики и против любой воспаряющей метафизической спекуляции, верящей в возможность освобождения от связи с особенным местоположением философствующего, и обнаруживает человеческую жизнь в качестве той предельной связующей точки, где укоренено все философское познание, а также вообще все человеческие достижения, точки, с которой они всегда должны быть обратным образом соотнесены . Иначе говоря, эта философия отрицает покоящееся в себе царство духа, собственную сущность и самоцель великих сфер культуры: искусства, науки и т. д., старается понять их исходя из жизни, откуда они произошли и где должны воплотить совершенно определенный результат
Философия Как смысл жизни.
Поставленная философией жизни задача
— понять человеческую жизнь, исключая
все внешние установки, непосредственно
из нее самой, — в свою очередь, является
выражением совершенно определенного
конфликта и принципиально нового начинания
в философии. Философия жизни поворачивается
против любой всеобщей систематики и против
любой воспаряющей метафизической спекуляции,
верящей в возможность освобождения от
связи с особенным местоположением философствующего,
и обнаруживает человеческую жизнь в качестве
той предельной связующей точки, где укоренено
все философское познание, а также вообще
все человеческие достижения, точки, с
которой они всегда должны быть обратным
образом соотнесены . Иначе говоря, эта
философия отрицает покоящееся в себе
царство духа, собственную сущность и
самоцель великих сфер культуры: искусства,
науки и т. д., старается понять их исходя
из жизни, откуда они произошли и где должны
воплотить совершенно определенный результат.
Глава 7.Русские философы о смысле жизни
В.С.Соловьев в своей работе "Нравственный
смысл жизни в его предварительном понятии"
рассматривает еще один аспект этого вечного
вопроса - нравственный. Он пишет: “Есть
ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл
? Если есть, то имеет ли он нравственный
характер, коренится ли он в нравственной
области ? И если да, то в чем он состоит,
какое ему будет верное и полное определение
? Нельзя обойти этих вопросов, относительно
которых нет согласия в современном сознании.
Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие
полагают, что смысл жизни не имеет ничего
общего с нравственностью, что он вовсе
не зависит от наших должных или добрых
отношений к Богу, к людям и ко всему миру;
третьи, наконец, признавая значение нравственных
норм для жизни, дают им весьма различные
определения, вступая между собою в спор,
требующий разбора и решения….Нравственный
смысл жизни первоначально и окончательно
определяется самим добром, доступным
нам внутренне через нашу совесть и разум,
поскольку эти внутренние формы добра
освобождены нравственным подвигом от
рабства страстям и от ограниченности
личного и коллективного себялюбия... .
Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да
- то какой именно? В чем смысл жизни? Или
жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный,
никчемный процесс естественного рождения,
расцветания, созревания, увядания и смерти
человека, как всякого другого органического
существа? Именно такие вопросы задавал
Франк в своей книге "Смысл жизни человека".
Далее Франк пишет:“…что наша жизнь, пребывание
на свете и сознания этого факта, вовсе
не есть для нас "самоцель". Она не
может быть самоцелью, во-первых, потому,
что в общем страдания и тягости преобладают
в ней над радостями и наслаждениями и,
несмотря на всю силу животного инстинкта
самосохранения, мы часто недоумеваем,
для чего же мы должны тянуть эту тяжелую
лямку. Но и независимо от этого она не
может быть самоцелью и потому, что жизнь,
по самому своему существу, есть не неподвижное
пребывание в себе, самодовлеющий покой,
а делание чего-то или стремление к чему-то;
миг, в котором мы свободны от всякого
дела или стремления, мы испытываем, как
мучительно-тоскливое состояние пустоты
и неудовлетворенности. Мы не можем жить
для жизни; мы всегда - хотим ли мы того
или нет -живем для чего-то. Но только в
большинстве случаев это "что-то",
будучи целью, к которой мы стремимся,
по своему содержанию есть в свою очередь
средство, и притом средство для сохранения
жизни. Отсюда получается тот мучительный
заколдованный круг, который острее всего
дает нам чувствовать бессмысленность
жизни и порождает тоску по ее осмыслению:
мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться
к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся
- для того, чтобы жить. И, измученные этим
кружением в беличьем колесе, мы ищем "смысла
жизни" - мы ищем стремления и дела, которое
не было бы направлено на простое сохранение
жизни, и жизни, которая не тратилась бы
на тяжкий труд ее же сохранения. Так в
чем же ее содержание, и, прежде всего,
при каких условиях человек может признать
конечную цель «разумной»? …."Чтобы
быть осмысленной, наша жизнь - вопреки
уверениям поклонников "жизни для жизни"
и в согласии с явным требованием нашей
души - должна быть служением высшему и
абсолютному благу." И при этом человек
должен также непрерывно разумно сознавать
все это соотношение к высшему благу. В
этом единстве жизни и Истины и заключается
по Франку искомый "смысл жизни". "Итак, жизнь становится осмысленной,
поскольку она свободно и сознательно
служит абсолютному и высшему благу, которое
есть вечная жизнь, животворящая человеческую
жизнь, как ее вечная основа и подлинное
завершение, и есть вместе с тем абсолютная
истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий
человеческую жизнь. Жизнь наша осмысляется,
поскольку она есть разумный путь к цели,
или путь к разумной, высшей цели, иначе
она есть бессмысленное блуждание. Но
таким истинным путем для нашей жизни
может быть лишь то, что вместе с тем само
есть и жизнь, и Истина. "Аз есмь путь,
истина и жизнь".
Практичный путь в постижении смысла Людвиг
Семенович видит в религиозном, внутреннем
делании, молитве, аскетической борьбе
с самим собой, именно и это есть неприметный
для него основной труд человеческой жизни,
"единственное подлинное производительное
человеческое дело…с помощью которого
мы действенно осуществляем смысл жизни
и в силу которого в мире действительно
совершается нечто существенное именно
возрождение самой внутренней его ткани,
рассеяние сил зла и наполнение мира силами
добра. Это дело - подлинно метафизическое
дело - возможно вообще только потому,
что оно совсем не есть простое человеческое
дело. Человеку здесь принадлежит только
работа по уготовлению почвы, произрастание
же совершается самим Богом. Это есть метафизический,
Богочеловеческий процесс, в котором только
соучаствует человек, и именно потому
в нем может осуществиться утверждение
человеческой жизни на ее подлинном смысле.
Заключение
Рассмотрев взгляды выдающихся философов
и мудрецов человечества мы видим, что
проблема смысла человеческого бытия
всегда стояла в центре философских исследований.
Конечно, мы видим, что философы были ограничены
уровнем знаний и задач общества, в котором
жили.
Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное
для человека жить по законам Высшего
начала (Дао), а все что связывает человека
с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция
наоборот занимали практические земные
задачи и человек интересует его не сам
по себе, а как часть иерархии, где он занимает
определенное место.
Мудрецы Древней Индии утверждали, что
человеку необходимо открыть всебевсеобщий
Дух, только через свое “я” человек может
приблизится и слиться с мировым “Атманом”.
Античная философия сформировала основные
западно-европейские подходы к выделению
человека в качестве отдельной и специальной
философской проблемы и определила его
как самостоятельную ценность и признала
за ним право на активность и инициативу
перед объективным миропорядком.
Христианство было следующим и на сегодняшний
день основным религиозным учением, сформировавшим
новый смысл человеческого бытия, признавшей
в человеке личность, смотревшей на человека
как на земное воплощение Бога и на Бога
как наивысшую любовь к людям. Христианство
стало религией о том, как жить человеку,
о смысле человеческого бытия, о совести,
долге, чести.
Философия Нового времени, сформировавшаяся
под влиянием развития капиталистических
отношений и расцвета наук, прежде всего
механики, физики, математики, открыла
путь к рациональному истолкованию человеческой
сущности и рассматривала человека с физиологических
и прагматических позиций.
Поставленная философией жизни задача
— понять человеческую жизнь, исключая
все внешние установки, непосредственно
из нее самой.
Одной из характерных особенностей русской
философии второй половины XIX - начала
XX века также является внимание к человеку,
антропоцентризм. И главное направление
которой было духовное.
Подводя краткий обзор религиозно-филосовских
исканий человечества о смысле жизни,
мы видим что человечество на протяжении
всей своей истории приближалось к пониманию
близости человека к высшему духовному
началу. И ведущие мыслители всех времен
– от брахманов до современных философов
понимали, что человек сможет реализовать
свою миссию только в служении вечным
истинам, духовной работе над своей душой,
окружающем миром и в конечном итоге слиянии
со своим Творцом - слиянии "тленного
с нетленным".