Смысл понятий в философии Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть феномен сотворчества и представить его интерпретацию в концепции открытого произведения У. Эко.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Описать представления о творчестве, сложившиеся в истории философии;
2. Рассмотреть соотношение творчества и сотворчества и выявить специфику сотворчества;

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Соотношение творчества и сотворчества………………..5
§ 1. Проблема творчества в истории философии ………………………5
§ 2. Феномен сотворчества……………………………………………...14
Глава 2. Идея сотворчества в концепции открытого произведения У.Эко…………………………………………………………………………..19
§ 1.Концепция открытого произведения У.Эко………………………19
§ 2. Роль читателя как соавтора художественного произведения…..25
Заключение………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Смысл понятий в философии Бердяева.docx

— 69.33 Кб (Скачать)

    В процессе взаимодействия  читателя с произведением происходит определенный контакт (интерпретация) не только с  автором, но зачастую, читатель отождествляет  себя с героем произведения, переживает их «судьбу», как свою, погружается  в вымышленный мир, верит в  реальность иллюзий, которыми «пропитан» текст. В определенный момент, читателю кажется, что стерта грань, между  ним, и тем, что происходит в произведении, в результате, чего происходит «утрачивание»  личности, читатель начинает думать мыслями  другого, что приводит к потери индивидуальности. Но с помощью такого вхождения читателя в образ персонажа раскрывается то, что ранее читателю было неизведанно, и то, что он не мог прочувствовать. Читатель, не может использовать текст так, как ему, читателю, захочется, но лишь так, как сам текст хочет быть использованным.24

    «Открытый текст», насколько бы он не был «открыт» порой не дозволяет произвольной его интерпретации.

    Существуют  такие тексты, цель которых, каждый раз давать  «идеальному читателю»  неожиданное для него развитие сюжета, таким образом, у «идеального  читателя», должна быть выработана склонность, предсказывать развитие дальнейшего  сюжета по инерции.

    Концовка  текста – это еще не конечное его состояние, ведь именно в этот момент читателю предлагается совершить свой собственный путь от начала до так называемого конца произведения, рассматривая текст с точки зрения уже имеющегося конечного решения.

    У. Эко, исследуя процесс коммуникации между читателем и автором, выявил, что читатель, находясь в контакте с произведением, повторяет путь его создателя. С другой стороны, автор современного текста неизбежно выступает в качестве читателя-интерпретатора по отношению к текстам прошлых эпох. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Творчество  и сотворчество во всех своих проявлениях  играют важную роль в жизни человека и человечества в целом. От того, насколько активным будет проявление человека в творчестве, зависит формирование его духовной составляющей как личности.

    Творчество – это деятельный процесс, направленный, на создание чего-то нового, в котором исполнитель может проявить себя как личность.

    В истории философии смысл творчества трактовался по-разному. В философии конца XIX - начала XX веков творчество ставилось в противовес технической деятельности, в большей степени рассматривалась духовно-личностная сущность творчества.

    Особое  место в философии творчества занимает концепция русского религиозного философа Н.А. Бердяева. Для него творчество – это не просто способность, которой Бог наградил человека, это также и обязанность, сущность, человеческое предназначение. И в первую очередь – воплощение свободы. Творчество возможно лишь в случае свободы человека от определенности и необходимости бытия.

    По мнению Н.А. Бердяева, человек находится в соавторстве с Богом. Ведь человек в той или степени, выполняет функцию Бога, когда перенимает у него те, замыслы, которые Бог воплотил в нем самом.

    Сотворчество, как и творчество, направлено на создание новых ценностей, познание, совершенствование и преобразование действительности. Сотворчество – это процесс создания субъективно (или объективно) нового в материальном или духовном плане, на основе согласованной совместной деятельности, взаимовлиянии, взаимной поддержке, и взаимопонимании. Диалог и понимание – базовые составляющие сотворчества. Это сочетание «я» и «другого», в результате которого появляется что-то новое.

    Сотворчество  воплощалось в разных вариантах  – сотворчество мыслителей в диалоге, споре в античной философии; сотворчество Бог и человека в религиозном  сознании средневековья; сотворчество художника и воспринимающего  читателя, зрителя в Новое время.

    В современной культуре формой сотворчества становится открытое произведение - модель создания произведений, которые в той или иной степени, могут обрести новое видение мира читателем, в котором  для автора первостепенна роль реципиента.

    Феномен открытого произведения был описан в философии У. Эко. Данный феномен помогает открыть для себя читателю новое видение мира, в котором его роль первостепенна. Читатель может состоять в соавторстве с создателем произведения, что говорит, о возрастании его роли в культуре, в создании нового  творческого продукта. Именно феномен «открытого произведения», даёт возможность читателю выбрать, ту или иную трактовку произведения, позволяя ему, проявить себя как творческую личность. Произведение искусства приобретает тем большую эстетическую ценность, чем больше существует различных точек зрения, с которых оно может быть воспринято и понято. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Изд-во: Хранитель, 2007; 416 с.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской биографии. М., 1990.

    С. 195-199.

  1. Бердяев Н. А. Спасение и творчество // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т. 1. М., 1994. С. 331
  2. Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005. С. 288.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.:ЗАО Изд-во: ЭКСМО-Пресс,2000. С.645.

    Жолковский A.M. Умберто Эко. Отсутствующая структура философии. 1970. №2. С. 17-29 

  1. Зенкин  С.А. Семиолог в отсутствии структур // НЛО. М.: 2006, № 80.
  2. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Мысль, 1996.312 с.
  3. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 .
  4. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 1998. С.325-326.
 
  1. Новая философская  энциклопедия, 2003.
 
  1. Ожегов  С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь  русского. М.: Азбуковник,1997. С.791.
  2. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. URL:  http://philosophy.allru.net/perv265.html (дата обращения: 04.04.2011)
  3. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск: Пропилеи, 2000. 200 с.
  4. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Изд-во: Дом Славянской книги, 2009.
  5. Философский энциклопедический словарь. М.,1983. С.670.
  6. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Симпозиум,2006; 409с.
  7. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2005; 512с.

Информация о работе Смысл понятий в философии Бердяева