Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:30, контрольная работа
В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
1. Понятие природы
В предельно
широком смысле понятие природа
обозначает весь мир в целом как бесконечное
многообразие его конкретных проявлений.
Понятие природы совпадает в своем содержании
с такими научными и философскими категориями,
как бытие, Универсум,
реальность, Вселенная, космос, поскольку
с помощью этих терминов также обозначают
совокупность всего сущего, включая и
самого человека.
В философии истоки понятия природа связывают
с древнегреческим термином φύσις
(фюсис), имеющим целый спектр этимологических
значений: органическое произрастание;
рост и выросшее в процессе этого роста;
процесс, рассматриваемый в целом; и т.
п. Анализ Аристотелем исходного понятия
фюсис привел его к набору определений
природы – от понимания ее как возникновения
того, что растет до всякой сущности вообще,
включая и сущность (усия) искусственных
вещей. В результате природа понимается
как внутренне присущий вещам принцип
(архэ), придавший им определенность.
В Новое время природа обозначается латинским
термином natura(натура), который используется
и в таких смыслах, как
мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого
периода преобладающим смыслом понятия
природа становится ее статус как объекта
естествознания. Современное понятие
природа содержит в снятом виде все первоначальные
многочисленные смыслы и оттенки. Используют
и «размытые» определения, сравнения,
метафоры – они могут оказаться яснее
и компактнее строгих формальных дефиниций
(например, «Природа – это дом Человечества»).
В современной культуре наряду с понятием
природа используется категория образ
природы (в естествознании ее аналогом
выступает понятие картина природы, обозначающее
систему представлений о природе, сформированных
в той или иной конкретной науке). Образ
природы задает исходные параметры описания
и объяснения природного мира, объединяет
в единое целое представления общества
о природной среде и способах ее освоения
и т. п.
Греческая философская традиция ориентирована
на умозрительное познание природы как
целостности. В то же время у античных
философов просматривается различие в
подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует
естественнонаучный смысл, ибо природа
рассматривается здесь как совокупность
атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим
философию на три части: нравственную,
естественную и ту, что посвящена человеческому
разуму, четко обозначается философский
подход. Философ исследует сущность и
причины природы, т. е. исходит из понимания
природы как целого, в то время как математик
и естествоиспытатель только описывают
и высчитывают ее «число и меру». Физика
вплоть до И. Ньютона
называлась натуральной философией. В
естественнонаучных работах излагались
фундаментальные принципы физического
познания природы. Именно в эту эпоху под
усиливающимся влиянием естествознания
достигает вершин философия природы (натурфилософия),
ориентирующаяся на фундаментальную науку
как свой эталон.
Динамика образов природы в классической
и неклассической науке.
Научная картина природы строилась на
принципах объективности, когда мир виделся
как совокупность объектов; в модельных
схемах мир представлялся как закрытый,
линейный и конечный; превалировал дискурсивный,
логический, линейный тип мышления. Наука
второй половины XX в. разработала методы
исследования сложных систем, отличающихся
уровневой организацией относительно
самостоятельных и вариабельных подсистем,
наличием у них обратных связей, обеспечивающих
целостность системы, и т. д. Вселенная
предстала как иерархически организованное
сложное динамическое единство. Определяющую
роль в утверждении нового понимания природы
сыграл синергетический подход (Г. Хакен,
И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный
благодаря важнейшим открытиям неравновесных
структур, возникающих в результате необратимых
процессов, способных к самоорганизации
своих связей; признанию конструктивной
роли времени, что позволило рассматривать
любые типы объектов как исторически развивающиеся;
обнаружению нелинейного типа детерминизма.
Видение природы в аспекте присущей ей
множественности, темпоральности и сложности
потребовало умения ориентироваться во
времени, различать прошлое и будущее,
без чего немыслимо научное исследование
природного мира. Ведущей идеей становится
принцип процессуальности, когда природный
мир видится в череде событий. Мир предстает
как многомерный, открытый, бесконечный.
Востребован новый тип мышления – вероятностный,
статистический, открытый для вненаучного
знания. Синергетическое мировидение
соединяет в себе два способа постижения
мира – восточное образно-интуитивное
и западное логико-вербальное.
Итак, на данном
этапе развития человечество имеет
цивилизацию технократического
типа, основные приоритеты которой
нацелены на дальнейшее расширение власти
над природой без учета возможных
последствий; систему "Человек - Природа",
в которой стрелки резко
С зарождением
промышленной революции и индустриализма
складывалась соответствующая совокупность
представлений о месте и роли
человека в природе и обществе.
Постепенно наиболее развитые научные
представления физических наук, особенно
механики, легли в основу не только
физической картины мира, но и стали
ядром мировоззрения. Это механистическое
мировоззрение было, прежде всего, антропоцентрическим.
Оно фактически допускало вседозволенность
человеческой деятельности в природе.
В то же время, будучи сугубо механистическими,
оно фактически игнорировало нравственный
аспект в социальной и экологической
практике. Человек, усвоивший мировоззренческие
представления индустриальной эпохи,
весьма схематично, механистически представлял
себе социально-исторический процесс
общественного и
Философское обоснование
этой сложившейся системы (в упрощенном
варианте) таково: Человек в большинстве
рассматривается как
Иллюзия, что удастся добиться окончательной победы над природой, возможна только при забвении того факта, что сам человек - часть природы, и уничтожение природы означает тем самым физическую и духовную гибель человека.
Как уже говорилось
выше, ранее все угрозы окружающей
среде имели локальный и
Победное шествие рационалистического отношения к природе, недавно еще столь заметное в современном естествознании и технике, может обернуться беспрецедентным порабощением человека. Диалектика техники заключается в следующем: с одной стороны, она доказывает превосходство человека над природой, она основана на способности человека видеть вещи не такими, каковы они в их природном контексте, и тем самым делать их пригодными для своих целей. Но с другой стороны столь же ясно, что техника способствует быстрейшему, как экстенсивному, так и интенсивному удовлетворению потребностей, причем в первую очередь потребностей природных. Технократическая цивилизация, освобождая человека от власти природы, одновременно вновь привязывает его к ней, ибо техника создает новые потребности, а именно - "метапотребности", то есть нужду в определенном технически опосредованном способе удовлетворения самих потребностей.
В конечном счете, случилось следующее: стремясь к достижению ближайших целей, человек в итоге получил последствия, которые не желал и которые порой диаметрально противоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные результаты. Возникла острая потребность в обеспечении здоровой жизненной среды для нынешнего и будущего поколений силами самого человека.
Люди не могут перестать изменять природу, но они могут и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с объективными требованиями этих законов, а не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения.
Современная эпоха находится в особом отношении к философии, и это обусловлено самой ее сущностью как переломной, прокладывающей радикально новые пути исторического прогресса. Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, но не в меньшей мере он нуждается в философии для решения "вечных вопросов". К таким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность. Причем этот вопрос уже встает как вопрос о разрыве единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса.
На протяжении всей истории человечества люди в зависимости от своеобразия и уровня своего социального развития нуждались в природе, но видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские и так далее) образы природы, в которых они так или иначе соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя. Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. "Экологический вопрос" для человека - это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности.
Проблема единства
человека и природы проходит через
всю историю культурного
Философский взгляд
на современную экологическую
Философия может
помочь решению экологических проблем
в различных направлениях, ибо
она "стимулирует формирования нового
общественного сознания, ориентированного
потребностью преодоления экологических
противоречий... способствует преодолению
ограниченности частных научных
позиций, односторонности духовно-
Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией:
"В современном
познании... философия призвана соединить
все множество разноплановых
подходов к экологической
Никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения Человека и Природы. Нужно, вероятно, гораздо большее. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки всей системы в целом, и наибольшей мере человеческого сознания. Это перестройка прежде всего человеческого сознания по отношению к природе, разработка принципиально новых оснований взаимодействия Человека и Природы, принципиально иной путь развития цивилизации.
Несмотря на
появление представлений о
Создание биохимии естественно поставило новый вопрос - вопрос о месте Человека в этой картине общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы XIX века он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным - направляемым силой разума.
Ноосфера Вернадского - это "такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направить развитие биосферы в интересах Человека, его будущего". С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, "человечество, овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты". Вернадский - один из создателей антропокосмизма - системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.