Природа в понятии философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 32.41 Кб (Скачать)

1. Понятие природы

В предельно  широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.  
В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис),  имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. 
В Новое время природа обозначается латинским термином natura(натура), который используется и в таких смыслах, как  мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. Используют и «размытые» определения, сравнения, метафоры – они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например, «Природа – это дом Человечества»). В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения и т. п. 
Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. В то же время у античных философов просматривается различие в подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четко обозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, т. е. исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают  ее «число и меру». Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.  
Динамика  образов природы в классической и неклассической науке.  Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах  мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; превалировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления. Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем,  отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы, и т. д. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаружению нелинейного типа детерминизма.  
Видение природы в аспекте присущей ей множественности, темпоральности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.

2. Экологическая проблема и ее основные аспекты

Итак, на данном этапе развития человечество имеет  цивилизацию технократического  типа, основные приоритеты которой  нацелены на дальнейшее расширение власти над природой без учета возможных  последствий; систему "Человек - Природа", в которой стрелки резко смещены  в сторону преобразующей деятельности человека.

С зарождением  промышленной революции и индустриализма складывалась соответствующая совокупность представлений о месте и роли человека в природе и обществе. Постепенно наиболее развитые научные  представления физических наук, особенно механики, легли в основу не только физической картины мира, но и стали  ядром мировоззрения. Это механистическое  мировоззрение было, прежде всего, антропоцентрическим. Оно фактически допускало вседозволенность человеческой деятельности в природе. В то же время, будучи сугубо механистическими, оно фактически игнорировало нравственный аспект в социальной и экологической  практике. Человек, усвоивший мировоззренческие  представления индустриальной эпохи, весьма схематично, механистически представлял  себе социально-исторический процесс  общественного и социоприродного развития, их эволюцию он оценивал с точки зрения количественных трансформаций, забывая о возможности качественных изменений.

Философское обоснование  этой сложившейся системы (в упрощенном варианте) таково: Человек в большинстве  рассматривается как внеприродный объект, Природа - как неодушевленный склад ресурсов и богатств, которые можно и должно использовать в соответствии с волей и желанием Человека. Иными словами, параллельно усилению давления на природную среду шло формирование соответствующей философии покорения природы. Стало считаться как бы само собой разумеющимся, что человек "царь природы" и может изменять среду обитания как ему заблагорассудится. Подобный "агрессивно-потребительский антропоцентризм" составляет мировоззренческую основу экологического кризиса.

Иллюзия, что  удастся добиться окончательной  победы над природой, возможна только при забвении того факта, что сам  человек - часть природы, и уничтожение  природы означает тем самым физическую и духовную гибель человека.

Как уже говорилось выше, ранее все угрозы окружающей среде имели локальный и региональный характер, но сегодня они приобрели  стратегический размах. Озоновая дыра над Антарктидой и уменьшение озонного слоя на всех широтах, парниковый эффект, а также возможное уничтожение  того климатического баланса, который  делает нашу Землю пригодной для  жизни - все это говорит о том, что противоречия между человеком и природой, между природой и цивилизацией становятся все сильнее.

Победное шествие  рационалистического отношения  к природе, недавно еще столь  заметное в современном естествознании и технике, может обернуться беспрецедентным  порабощением человека. Диалектика техники  заключается в следующем: с одной  стороны, она доказывает превосходство  человека над природой, она основана на способности человека видеть вещи не такими, каковы они в их природном контексте, и тем самым делать их пригодными для своих целей. Но с другой стороны столь же ясно, что техника способствует быстрейшему, как экстенсивному, так и интенсивному удовлетворению потребностей, причем в первую очередь потребностей природных. Технократическая цивилизация, освобождая человека от власти природы, одновременно вновь привязывает его к ней, ибо техника создает новые потребности, а именно - "метапотребности", то есть нужду в определенном технически опосредованном способе удовлетворения самих потребностей.

В конечном счете, случилось следующее: стремясь к  достижению ближайших целей, человек  в итоге получил последствия, которые не желал и которые  порой диаметрально противоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные результаты. Возникла острая потребность в обеспечении здоровой жизненной среды для нынешнего и будущего поколений силами самого человека.

Люди не могут  перестать изменять природу, но они  могут и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических  законов. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в  соответствии с объективными требованиями этих законов, а не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения.

Современная эпоха находится в особом отношении  к философии, и это обусловлено  самой ее сущностью как переломной, прокладывающей радикально новые пути исторического прогресса. Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, но не в меньшей мере он нуждается в философии для решения "вечных вопросов". К таким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность. Причем этот вопрос уже встает как вопрос о разрыве единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса.

На протяжении всей истории человечества люди в  зависимости от своеобразия и  уровня своего социального развития нуждались в природе, но видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские и так далее) образы природы, в которых они так или иначе соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя. Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. "Экологический вопрос" для человека - это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности.

Проблема единства человека и природы проходит через  всю историю культурного самопознания человечества. Философия разрабатывает  ее своими методами - через теоретическое  постижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру исторического единства человека и природы.

Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой  экологической проблемы, более глубокого  и всестороннего ее осмысления и  выработки оптимальной глобально-экологической  стратегии. Более того, потребность  в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский  анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающие принципы, относящиеся к ней. При  этом положение требует эффективных  решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка  новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая  ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой.

Философия может  помочь решению экологических проблем  в различных направлениях, ибо  она "стимулирует формирования нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических  противоречий... способствует преодолению  ограниченности частных научных  позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой".

Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией:

  • первый круг проблем связан с осознанием фундаментальности диалектического противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться;
  • второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения;
  • третий круг проблем - этико-эстетический. Он касается определенной нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде.

"В современном  познании... философия призвана соединить  все множество разноплановых  подходов к экологической проблеме, всю совокупность ее аспектов  и оснований. Философия осуществляет  этот теоретический синтез, решая  в то же время традиционную  задачу методологического поиска".

Никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости  сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения  Человека и Природы. Нужно, вероятно, гораздо большее. При нынешней несбалансированности производства и потребления с  естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более  радикальной перестройки всей системы  в целом, и наибольшей мере человеческого  сознания. Это перестройка прежде всего человеческого сознания по отношению к природе, разработка принципиально новых оснований взаимодействия Человека и Природы, принципиально иной путь развития цивилизации.

Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека, их взаимообусловленности, эти два мира в сознании ученых XIX века еще не были взаимосвязанными. Таким связующим звеном сказалось  учение о ноосфере, которое начало формироваться В.И. Вернадским в начале нынешнего столетия. К 1900 году им был подытожен опыт многолетних исследований. В результате возникла новая научная дисциплина: биогеохимия. В книге с таким же названием Вернадский развернул широкую программу эволюции биосферы с момента ее возникновения и до настоящего времени.

Создание биохимии естественно поставило новый  вопрос - вопрос о месте Человека в этой картине общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы XIX века он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным - направляемым силой разума.

Ноосфера Вернадского - это "такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направить развитие биосферы в интересах Человека, его будущего". С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, "человечество, овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты". Вернадский - один из создателей антропокосмизма - системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.

Информация о работе Природа в понятии философии