Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка
1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
57. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями». Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных». Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения.
Как и латыши, немцы, французы или испанцы, белорусы являются представителями европейской культуры и цивилизации. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить антропологические, культурные, языковые данные белоруса с данными западноевропейца. Достаточно сравнить сохранившуюся старую архитектуру белорусских Гродно и Пинска с архитектурой европейских городов, в том числе и Вильно, до недавнего времени принадлежавшего нам в такой же мере, как и нашим не сомневающимся в своей европейскости северным соседям-литовцам. Беларусь - европейская страна, белорусы - европейский народ, в своей массе исповедующий христианство, причём нередко западного (католического, протестантского) обряда. Почти всю свою историю предки нынешних белорусов, литвины и литовские русины, жили в едином, насколько можно об этом говорить применительно к тому времени, культурном, духовном, информационном пространстве с Западной Европой. Реформация, контрреформация, великие географические открытия и колонизация - до конца 18 века Беларусь-Литва неизменно жила в контексте общеевропейской жизни. В отличие от России, мятущейся по сути дела со времён монгольского ига между "западничеством" и "славянофильством", для Беларуси до 19 века о сомнении в принадлежности к европейской культуре не могло быть и речи.
58. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Слово «техника» употребляется в 2-х смыслах, -во-1-ых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо дея-сти,-во-2ых,для обозначения ср-в и орудий дея-сти.В совр.эпоху мы имеем пр-во сложных техн.уст-в,проникающих во все сферы дея-сти.Поэтому эту эпоху называю еще технотронной эпохой.По этой же причине область дей-сти,для к-ой хар-но применение техники,называют техносферой.Техника-настолько сложное явление,что сформировать его сущностные хар-ки весьма трудно. Наиб. популярная-схема Ясперса, в к-ой названы след. специф. черты техники как социокульт.я вления:1)Техника-часть общей рационализации общ-ва. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка.2)Техника-применение силы природы против самой природы.3)Применение техники осущ-ется методами,внешними по отн-ю к предмету.Она хар-ет способность делать и господствовать,а не созидать и выращивать.4)Техника ставит на место непосредственного отн-я м/д челом и природой опосредованное отн-е.5)Применение силы природы против самой природы основано на зн-и,в конечном счете,науч.зн-и.6)Применение техники имеет своим следствием«облегчение жизни,сокращение каждодневных усилий,затрачиваемых на поддержание усл-й физ.существования,увеличение досуга и удобства».7)Если животное находит уже данную среду и живет в ней,чел поср-вом техники выводит преднайденную среду за собственные границы в беспредельность.8)Эта среда,выведенная в беспредельность,есть новая,искусственная среда обитания,2ая природа.А «жизнь в среде,отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности чела».9)Этот,созданный техникой, искусственный мир,в свою очередь, воздей-ет на чела,развивая,в частности,в нем дух изобретательства и предпринимательства. Несмотря на то,что сущностные хар-ки техники как социокультурного явления нельзя дать списком,следует признать,что предложенная Ясперсом схема относится к числу весьма удачных и в значительной мере отражает то состояние,к-ое сложилось к началу 2ой пол.20в., за исключением,категорического утверждения о тотальной человекоразмерности техники.Совр.техника является практ.приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз.Этот симбиоз-гл.ср-во развития совр.общ-ва.В силу чего общ.прогресс часто рассм-ется прежде всего как научно-техн-ий.В к.19в.отн-е к последнему стало раздваиваться.Наряду с положительным,сформировалось и отрицат.отн-е к нему. Это сказалось не только на отн-ии к науке,но и к технике.В общ-ве сформировалось 3 подхода к технике:нейтральный (все зависит от ее применения), положительный и отрицательный.Примером 1ого является подход,сформулированный Ясперсом. Сама по себе,говорит он о технике,она не является ни благом,ни злом,но м.б.использована во благо и во зло.То и другое имеет совсем иные истоки, коренится в челе,и только это придает технике смысл.Все более возрастающая роль техники в общ-ве привела к выделению в ф-ии относительно самостоятельной области-ф-ии техники.Хотя термин был введен еще в 1877 г.нем.мыслителем Каппом, опубликовавшим книгу«Основания ф-ии техники»,статус особой фил.дисциплины она приобрела в 60-е г.20в.Ф-я техники тесно связана с ф-ей науки,с одн.стороны,и фил.антропологией,с др.Как и всякая дисциплина,находящаяся в процессе становления,она страдает элементами эклектики и имеет тенденцию в ряде случаев выйти за рамки фил.дисциплины. Согласно Порусу,давнему исследователю природы ф-и техники,в наст.время на 1ый план в этой отрасли знания выдвигаются след.проблемы:глобальный хар-р техн.развитая,его способность затрагивать интересы всех народов планеты; проблема ограничения количеств.роста техники рациональными пределами; угроза всемирной катастрофы,непосредственно связанная с развитием военной техники и возможной необратимостью эколог.кризиса, проблема гуманизации техн.роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творч.личности и др. Несмотря на признаки развития,судьба ф-ии техники неясна. Это объясняется,во-1ых,тем,что сама идея фил.наук,дублирующих в рефлексии конкретные науки,уже более 100 лет подвергается убедительной критике,во-2ых,тем,что создание под флагом ф-ии дисциплины,напоминающей не имеющую мировых аналогов отечеств.культурологию,чревата появлением конгломерата из разл.методов,тем, подходов и решений,принципиально не поддающихся синтезу.
59. Глобальные проблемы современности. Экологические императивы современной цивилизации. Глобальные проблемы — это проблемы широкого планетарного масштаба, решение которых возможно только общими усилиями всего человечества. Их перечень, к сожалению, неуклонно растет — это и угроза массового уничтожения людей в периоды военных действий, и экологический кризис, значительный разрыв в экономическом и социокультурном развитии между государствами и регионами, социально-политический кризис, рост преступности и терроризма, демографическая проблема, а также опасность разрушения биогенной основы человеческого бытия. Главные причины глобальных проблем — возрастание мощи технических средств ведения войны и воздействия на природу, исчерпание естественных природных ресурсов, неравноправные экономические отношения между странами Ядерного оружия накоплено столько, что с его помощью можно несколько сот раз уничтожить все живое на Земле. Однако по-прежнему разрабатываются новые виды химического, бактериологического и психотропного оружия. Экологический кризис (экологическая проблема) проявляется прежде всего как угроза существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды обитания человека вредными отходами хозяйственной деятельности. Выход из создавшегося положения единственный — изменение отношения к природе (биосфере) — от потребительского к адаптивно-потребительскому. Наконец, не следует забывать о том, что использование достижений научно- технического прогресса в экологическом отношении имеет двойственно противоречивый характер. Например, абсолютно безвредное, на первый взгляд, прямое использование энергии Солнца в солнечных батареях представляет собой один из видов загрязнения экологической среды — тепловое загрязнение. Формирование экологического сознания. Основные его направления: 1) расширение масштаба самоидентификации человека, его ориентация на "со-бытие" с природой, на поиск механизмов такого "со-бытия", обеспечивающего целостность сложившейся социоприродной системы; 2) экологизация культуры как наполнение ценностей и установок, регулирующих отношения человека к природе, обществу, другим людям, "общеэкологическими" принципами (ненасилия, благоговения перед жизнью, единства мира как биотического целого); 3) создание сицтемы экологического образования и воспитания с доминированием практических форм; 4) активизация правотворчества и воздействия правовых механизмов на процесс формирования экологического сознания. Возрастающий разрыв в экономическом и социокультурном развитии между государствами и регионами — глобальная проблема, тесно связанная с экологическим кризисом. В настоящее время развитые страны, в которых проживает около 1 млрд. людей ("золотой миллиард"), производят около половины мирового промышленного и сельскохозяйственного продукта, потребляя свыше 70 % используемого человеческим сообществом сырья при такой же доле выбрасываемых в экосистему вредных отходов. Одной из глобальных проблем, о которой говорят значительно меньше чем о других (и, в частности, об экологической проблеме), является социально-политический кризис. Он выражается в неспособности правительств, в том числе и развитых стран, обеспечить управляемость в государстве, сдержать рост преступности, терроризма, насилия и других антисоциальных, проявлений.
Глобальной проблемой, к решению которой менее всего подготовлено человеческое сообщество на современном этапе, является демографическая проблема. Наиболее интенсивный неконтролируемый рост населения наблюдается в развивающихся странах, где он усугубляет ситуацию практически во всех сферах — обеспечения продовольствием, здравоохранения, образования, занятости. Последний параметр является особенно тревожным, поскольку из общего количества незанятого трудоспособного населения Земли около 80 % (свыше 800 млн. человек) приходится на долю развивающихся стран. Эксперты указывают на разное количество людей (от 8 до 12 млрд. человек), которых можно обеспечить необходимыми для жизнедеятельности ресурсами. Разброс значений очень широкий, причем уже сейчас ясно, что уровень их жизни при сохранении нынешних принципов природопользования никогда не достигнет уровня жизни населения развитых стран.
60. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий. Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений. Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства. Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия. Информационная глобализация приводит к порождению феномена «глобального информационного сообщества». Данный термин достаточно широк и включает в себя, прежде всего глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Данное понятие предполагает, что информация становится в обществе величиной, определяющей все прочие жизненные измерения. К причинам глобализации в экономической сфере необходимо отнести следующие: 1. Повышение коммуникативной связности мира. Она связана как с развитием транспорта, так и с развитием коммуникативных средств. 2. Выход производства за национальные рамки. Производство товаров начало постепенно утрачивать чисто национальную, государственную локализацию и распределяться по тем экономическим зонам, где какая-либо промежуточная операция оказывается дешевле. Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики. Предпосылками глобализации в политической сфере послужили, во-первых, технологическая революция 1950-60-ых гг., повлекшая развитие материального производства, сфер транспорта, информатики и коммуникации. И, во-вторых, как следствие первого, выход экономики за национальные рамки. Государство больше не способно полностью контролировать обмен в экономической, политической и социальной сферах, оно утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений. Зарождающаяся глобальная культура – американская по своему содержанию. Конечно это не единственное направление изменений, между глобализацией и «американизацией» нельзя поставить знак равенства, но преобладающая тенденция, которая проявляется и, вероятно, будет проявляться в обозримом будущем. Важнейшим явлением, сопровождающим глобальные изменения во многих странах, является локализация: глобальная культура принимается, но с существенными местными видоизменениями. Так, проникновение с Запада в Россию ресторанов быстрого питания привело к распространению фастфудов, предлагающих блюда традиционной русской кухни, с соответствующими русифицированными названиями. Глобализация очевидным образом способствует росту религиозности и сохранению традиционных, укорененных в религии институтов общественной жизни – в частности, американское влияние на Европу способствует распространению протестантского фундаментализма, движению против абортов, пропаганде семейных ценностей. В то же время глобализация благоприятствует распространению в Европе ислама и вообще релятивизирует сложившуюся в большинстве стран Старого Света секулярную систему общественных отношений.