Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка
1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
32. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Проблема коэволюции природы и общества. В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Рассмотренная в таком значении, категория «природа» соответствует латинскому термину «natura». Отсюда и название философских знаний о природе – натурфилософия. В контексте этого типа знаний природа включает в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа – неживая и живая - является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку. Как объект естествознания, природа соответствует греческому термину «physis», что означает рожденное, а не сотворенное кем-либо. Сужая и конкретизируя далее содержание понятия «природа», следует указать на ее значение как совокупности условий и предпосылок существования человека и общества. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания. С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний - натурфилософии. Большое значение натурфилософия приобрела в эпоху Возрождения и Нового времени в силу роста исследовательского интереса к природе. В Новое время природа оказывается в центре философских и научных исследований.Общим основанием изучения природы в современном естествознании становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая научные представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усиливается. Общество выступает как более активная сила этого противоречия.Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.
1. Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека, составная часть причин функционирования и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.
Воздействие общества на природу целенаправленно, универсально и динамично, осуществляется через практическую деятельность людей.
2. Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер производственно-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.
Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическому кризису.
33. Проблема антропогенеза в философии и науке. Биологическое и социальное в человеке. Проблема человека – традиционна для философии и актуальна для современной науки.
Проблема происхождения человека – проблема антропогенеза ( от греч. antropos – человек, genes – происхождение, становление). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы. Религиозно-христианский подход предполагает акт творения человека богом. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной форме.
Становление научного подхода началось во 2-й пол. XIX в. На основании эволюционной теории Ч. Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека млекопитающим, животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в. , опираясь на идеи Ч. Дарвина , немецкий философ Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза – совместного возникновения человека и общества.
Французский мыслитель 1-й пол. XX в., естествоиспытатель, католический деятель П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает в себя божественный “ творческий акт”, благодаря которому человек поднялся до уровня “ духовной личности”. Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.
Процесс становления человека ( антропогенез) и общества ( социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности - таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.
Проблема взаимодействия биологического и социального в природе человека.Человек является биосоциальным существом. Развитие и существование человека определены двумя программами: биологической, и социально-культурной. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.Социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Биологическое начало абсолютизируется. Социологизаторские концепции абсолютизируют социальное начало в человеке, недооценивают личностное начало, биологические особенности человека.Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.Человек – результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим.
35. Проблема генезиса сознания.
Сознание и эволюция форм отражения. Сознание
и психика животных. 36.Генезис.Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло
в ходе истор.развития материальных образований
в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных
материальных систем.Неистор.подход к
созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что
созн-е присуще всей матери.Подобное возрение
наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый
вид отражения.Отражением обладают все
материальные образования.Оно является
моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т
взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что
принадлежит отражаемому телу.материя
пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное
отображение, отпечатки,возникающие в
рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как
св-во живого организма выступает раздражимость,
к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во
управления, регулирования приспособительного
поведения. Дальнейший этап в развитии
форм отражения-чуствительность-
36. Структура сознания. Сознание
и бессознательное. Индивидуальное и общественное
сознание. Созн-е-целостный процесс,состоящий из
разл.элемен-тов,находящихся м/д собой
в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким
сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет
для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов
созн-я лежит память-способность мозга
запечатлевать ,сохранять и воспроизводить
инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение
созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных
на удовлетворение потребностей.Созн-е
чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел
мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет
о том,что делает.думает.В ходе своего
индивид.развития индивид первоначально
осознает предметы и свои мысли о предметах
и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е
предполагает выделение и оличение челом
самого себя,своего «Я»от всего,что его
окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих
дей-й,чувств,мыслей, своего положения
в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль
играют ощущения челом своего собственного
тела,дей-й.Чел может стать самим собой
лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность
формирования самосозн-я закл. в формировании
требований общ-ва,предъявляемых к отдельному
челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел
осознает себя не только через поср-во
др.людей.но и через созданную им матер.и
дух.культуру.Познавая себя,мы никогда
не остаемся вполне такими же,какими были
прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве
дух.зеркала для праздного самолюбования
чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й
жизни,к-ые с самого начала требовали от
людей умения оценивать свои поступки,слова
и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь
научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.
Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты
этих дей-й,самосознающий чел берет на
себя полную ответственность за них. Общ.созн-е-особая
дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные
з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий
и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов,
возникающих в опред.истор.период у больших
соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях
науки,в худ.произведениях,в нормах.Все
эти проявления общ.созн-я-необходимое
усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ.
37. Специфика познават. отношен. человека к миру. Типология познават. деят-ти. Проблема познаваемости мира: гносеологич. оптимизм, скептицизм, агностицизм. Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечи-ваются и обретают статус знания. Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и общества; а) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антро-по- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках первой из них следует различать: а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле; б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание. Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Гносеологич. оптимизм – направл. в гносеологии, настаивающее на безгранич. возможностях познават. способностей человека, полагающее, что нет принцип. препят. на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом. Агностици́зм (от др.-греч. —непознанный) — направл. в ф-фии, считающ. невозможным объективное познание окруж. действит-ти поср-вом собств. опыта. Т. о., агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность док-ва или опровержения утвержд. в неко-рой области, особ. в метафизике и теологии