Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка
1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
-«герменевтический
-«герменевтический круг».
Первыми герменевтиками были средневековые теологи - схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов - герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера. Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго - «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
-дивинации - искусственного
«вживания» в душу автора
-сравнения - сопоставления фактов, других данных.
Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.
23. Философия постмодернизма: основные идеи. Постмодерн. определ. как особое состоян. в к-ре к 20-нач. 21 в., связ. с разочаров. в ценонстях Просвещ. и сопряженного с ними индустриально-капиталистич. общ-ва. Их смысловым стержнем выступала вера в разум как ср-во познания и преобразов. действит-ти, акцент на абсолютной уверенности и творч. активности познающ. субъекта как гаранта истины и прогресса. Реалии постиндустр. общ-ва ствид. о том, что прогресс состоялся, однако его экологич., антропологич., общекультырн. последствия оказ. весьма трагичны, а вопросы о том, что делать и во что верить сегодня и завтра приобр. необыкнов. остроту. Ф-фия постмодерн. не столько отчев. на эти вопр., сколько акцентир. себя как критика и самокритика интеллектуальн. традиций современности. Базовые принципы ф-фии посмодернизма. Онтология: 1) конец. реальности, ее символизация и виртуализац., культура симулякров; 2) акцент на дорациональном, внеструктурном. Гносеология: 1) критика логоцентризма и «смерть субъекта» как авторитарного носителя истины; 2) ирония по отнош. к любой позиции, претендующ. на безусловн. авторитет; 3) «конец метафизики» и акцент на анализе «поверхностных» явлений. Антропология: 1) «смерть человека», его производность от независ. от него стр-р жизни, хоз-ва языка; 2) «расщепленное Я», образуемое пересечением различных желаний и внешн. контекстов. Социальная ф-фия: 1) множественность нарративных практик истории и к-ры как правомерность разнообразных историч. описаний и оценок; 2) «конец истории».
Фиксир. разочар. в ценонстях прогресса, постмодерн. выступ. как транзитивн. тип философствования, применит. к котор. уже неоднокр. выносились вердикты о его «смерти». Вместе с тем подобные заявления пока выглядят несколько преждевременными, поскольку убедительных философских альтернатив еще не предложено, а постможерн продолжает оказывать определяющ. влияние на развитие искусства и к-ры современности.
24.
Белорусская философская и общественно-политическая
мысль XI – начало XXI вв. 25.Бел.ф-я.История
формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа
уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её
зарождение связано с образованием Киевской
Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров
и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн.
знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):
25. Метафизика и онтология как системы философского знания. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Онтология – это раздел философского знания, учение о бытии. Категория «бытие» выступает как универсалия культуры. Основными формами бытия являются природный мир, социальный мир, духовный мир. Уровни бытия:
Сферы бытия:
Формы бытия:
1.Вещей и процессов–естественн
микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир–дали.
Представлены первой и второй природой:Первая природа–существовала до чела,с ним и после него.Вторая природа–вечный мир,созданный челом.Чел создает вторую природу на основе законов первой природы.
2.Человека.Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует.
3.Духовного(идеального).
Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник О.Д,-созн-е,оно может существовать благодаря индивидуальному созн-ю, но от него не зависит.
Итог: Бытие-существование во всех его многообразных формах.Бытие–категория единая,его деление произведено в познавательных целях.
Различные акценты проблемы бытия обосновываются в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия, материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. Основоположником философского дуализма является французский философ XVII в. Р. Декарт. Он утверждал наличие двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций. Плюралистическая позиция признает существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Плюрализм может быть констатирован не только в онтологическом, но и в гносеологическом, идеологическом, социологическом и др. смыслах, утверждая множественность идей, взглядов, интересов, социальных институтов, не сводимых к единому и независимых друг от друга. В качестве центральной философской проблемы признается бытие человека. Наибольшую разработку эта тема получает в экзистенциальной философии, в частности, в творчестве немецкого философа ХХ в. М. Хайдеггера и французского философа Ж.-П. Сартра. В работах этих авторов, как и в целом в экзистенциализме, основной темой исследования является аналитика человеческого бытия. Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Небытие - это, чего не было, нет и никогда не будет. Оно неизменно, потому что нельзя изменить то, чего нет. Небытие - это прошлое, которое нельзя изменить.
26.Материя как философская
категория. Эволюция представлений о материи
в философии и науке. Материя-фундаментальная исходная кате-гория
фил.,от того или иного ее понимания зависит
реше-ние практ всех других проблем.От
лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось
до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой
ступенью в осознании материальности
мира был стих.материализм.Началом форм понятия
материи явился переход от качеств разнообразия
сущ.вещей к понятию единой,объемлющей
это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это
абстрагирование сложно. Поэтому сначала
все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо
одного тоже качеств. определенного, эмпир.
воспринимаемого эл-та. (огонь,вода.) Но
уже Демокрит заметил, что с помощью одного
кач.определ-я в-ва невозможно объяснить
происхожд другого,т.к.он не содержит принципа
своего превращения.Дальнейшее развитие
мысли привело к атомистике.Атомы
тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи
всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная
картина мира.Она была очень плодотворной
для ф-и и науки в целом.С этой теорией
связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение
в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять
большую часть явл.и событий мира на основе
взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть
и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве
осталось еще что-нибудь открывать?”Однако
был открыт электрон, ядерный распад и
превращеие атомов.Атом оказался вовсе
не мельчайшей частицей в-ва.Открытие
электромагн.полей и ядерных сил тоже
внесли свою лепту.Поле-принципиально
отличное от в-ва состояние материи.Первоначально
поле понималось как окруж какой-нибудь
предмет пространство,для каждой точки
кот можно определить величину и направл
силы взаимодей-я м/д данным объектом и
другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было
доказано,что поле не только атрибут объекта,
но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид
материи,основным св-вом кот.является
непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя
исчезла”.Этот кризис связан с утратой
представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение
массы электр.при измен усл-й поля или
скорости,ядерные реакции-превращение
в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно
воспринимать объекты микромира заставила
обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали
при этом материю забвению=идеализм.К
этому привело и то,что материализм традиционно
был связан с механи-чески-вещественным
пониманием материи.Был этот мир глубокой
тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился
Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\
Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\.Диалектико-
27 Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.
Движение-способ сущ.
материи, ее всеобщий атрибут, проявляющ.
в непрерывном взаимод. и изменении материальных
образований. Выделяют основные, специфические
и общие формы движения материи. Критериями
их классификации явл. след. признаки:
1)наличие специф. материального носителя,
т.е. соотнесенность с опред. уровнем организации
неорганической, живой или соц.материи;2)наличие
специф.или системы специф. взаимодей-ий
м/д объектами,образующими опред.уровень
организации материи;3)наличие относительно
замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаимодей-ями;4)