28 Диалектика как система принципов,
законов и категорий, ее исторические
формы и альтернативы. Д.-учение о наиболее общих закономерных
связях и становлении, развитии бытия
и познания и основанный на
этом учении метод творчески познающего
мышления. Понятие диалектики родилось
в античной культуре и означало<вести
беседу>.Сократ рассматривал диалектику
как искусство обнаружения истины путём
столкновения и согласования различных
противопо-ложных точек зрения. Элементы
диалектики содержатся уже в фил. учениях
в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял
мир как огонь мерами возгорающий мерами
затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя
войти дважды. Всё в мире развивается,
все явления взаимосвязаны между собой.
У греч. философов преобладала идея круговорота:
всё в мире подвержено циклическим возвратным
изменениям, главенствует идея о <золотом
веке>. В христианской фил. истории возникает
представление о временной направлен-ности(у
Августина).Это положило начало пониманию
развития как качественных изменений.
Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт.
Бог создал мир и дал ему импульс развития.
Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха
буржуазных революций пробудила интерес
к истории. Французские просве-тители
Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического
развития. Кондорсе дополнил их взгляды
учением о непрерывном прогрессе. В немецкой
классической Ф. диалектика предстала
в виде стройной теоретической модели.
Её развивали Кант, Гегель. Кант применил
понятие развития к Солнечной системе.
Поставил вопрос о развитии нравственности.
Гегель разработал с позиции объективного
идеализма целостную концепцию развития
и прежде всего исторического развития
человечества.Осн.принципы Д.-всеобщая
связь, становление и развитие,
к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы
категорий и законов. П. целостности:
проблема несводимости целостности
к простой сумме частей заключается
в связи, объединяющей предметы
в сложные комплексы, во взамовлиянии
частей. П.детерминизма: реальные природные,
обществ. и психич. явления и процессы
детерминированны, т.е. возникают, развива-ются
и уничтожаются закономерно,в рез-те действия
опред.причин, обусловлены ими.В марксизме
Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о
наиболее общих законах развития бытия
и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается
в системе филос. категорий и законов.
Главные законы:1)превращение количества
в качество, 2)взаимное проникновение полярных
противоположностей и превращение
их друг в друга, когда они
доведены до крайности(единство
и борьба противоположно-стей),3)развитие
путем противоречия, или отрицание отрицания
- спиральная форма развития. Для Д.
характерно формирование парных категорий,
отражающих "полярные" стороны
целостных явлений,процессов.Категории.
Единичное хар-ет отдельный предмет, явление,
процесс, отличающийся по своим пространственным,
временным и другим св-вам от иных,
в том числе подобных ему, предметов, явлений,
процессов. Общее - объективно существующее
сх-во характеристик единичных предметов,
их однотипность в нек-рых отношениях,
принадлежность к одной и той же группе
явлений или единой системе связей.
Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,
относительно устойчивая сторона того
или иного предмета, явления,
процесса, определ. его природу,
совокупность черт и др. хар-ки.Явление
внешние, наблюдаемые, обычно более
подвижные, изменчивые хар-ки
того или иного предмета.Содержание-сов-сть
различных элементов и их взаимодействий,
определяющих основной тип, характер
того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип
упорядоченности, способ
существования того или
иного содержания. Причина-следствие.
Качество- целостная, интегральная
хар-ка предмета (единство его св-в)в
системе его связей и отношений
с другими предметами.Кол-во - хар-ка
явлений, предметов, процессов по степени
развития или интенсивности присущих
им св-в, выражаемая в величинах и числах.
Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва
или такой интервал кол-ных измерений,
в пределах к-рого сохраняется качественная
определенность предмета. Скачок-переход
количественных измерений в
качественные или переход
из одного качественного состояния
в другое (в рез-те превышения
меры).Категории системного исследо-вания:
система- упорядоченное мн-во
взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой
и организацией;эл-т- неразложимый
далее компонент сложных предметов, явлений,
процессов; структура-относительно устойчивый
способ (закон) связи эл-тов того или иного
сложного целого.
29. Основные законы диалектики,
их мировоззренческое и методологическое
значение. З-н диалектики-форма фил.зн-я,выражающая
все-общую связь явлений природы,общ-ва
и мышления, обуславливающие их развитие.З-ны
диалектики внутренне связаны м/д собой.В
реальном мире они дей-ют в системе целостного
механизма развития.Ге- гелем были сформулированиы
3 осн.з-на:з-н ед-ва и борьбы противоположностей
(расскрывает хар-р ис-точника развития);з-н
взаимного перехода качеств.и колич.изменей(представления
о форме,в к-ой осущ-ется процесс развития);з-н
отрицания отрицания(ме-ханизмы преемственности
и цикличности развития). 1.З-н ед-ва и борьбы
противоположностей.Этот з-н наз.ядром
диалектики: он объясняет источник разви-тия,движущие
силы развития. В основе всякого само-развития
лежит ед-во и борьба противоположностей.
Этот з-н раскрывается через след. категории:-Тожде-ства,-Различие,-Противоположность,-Противоречие,-Ед-во
и борьба.Тождество-равенство явления
самому себе,момент устойчивости явлений.Различие-момент
изменчивости явлений.Тождество и различие
диалект. хар-ки любого изменяющегося
предмета. Диалект. противоположности-такие
стороны,тенденции цело-стного изменяющегося
предмета,процесса,кот.однов-ременно искл-ет
и взаимно предполагают друг друга. Диалект.
противоречие- сложное взаимоотн-е м/у
про-тивоположностями. Диалект. противоречия
не лежат на поверхности явлений,а связаны
с глубинной сутью предмета. Ступени развития
и разрешения противоре-чия:1)Тождество2)Несущественное
различие 3)Существенное различие.4)Конфликт.5)Неизбежное
разрешение противоречий и возникновение
новых противопо-ложностей. Противоречие
не сущ. как пара замкнутых противоположностей,
а рассм-ется в контексте разл. взаимосвязей.
Они присущи всем предметам и явле-ниям
и определяют их бытие от возникновения
до уничтожения. Ед-во противоположностей
условно, временно, относительно преходяще,
борьба абсолютна. Новое возникает в рез-те
борьбы. Противоречия бы-вают внутр.и внеш.,основные
и не основные,в общ-ве антагонистические
и неантагонистические. Антаго-нист .противоречия-противоречия
м/д соц.группами с непримиримыми интересами. 2.З-н перехода кол-веных и качественных
изменений.Мир многообразен. Это мн-во
предметов с разл.св-вами.Св-во-сторона
предмета,обуславливающая его сходство
и различие с др.предметами,проявляющаяся
во взаимодей-и с ни-ми.Св-ва вещей объективны.Специф.св-ва
вещей-при-знаки. Неотъемлемые-атрибут.
Кач-во внутр.опреде-ленность предмета,
проявляющаяся в целостной хар-ке его
существ.св-в при взаимодей-и его с др,предме-тами.При
утрате кач-ной определенности предмет
перестает быть самим собой.Кол-во-фил.категория,
выражающая такую определенность пр-та,кот.хар-ет
его с т-ки зрения числа,величины,объема,темпа
про-текания процессов.К-во-кач-во в его
пространствен-но-временном аспекте. Не
сущ,отдельно кач-во и кол-во.Мера-диалект.ед-во
кач-ва и кол-ва или такой ин-тервал кол-нных
изменений,в пределах кот.сохраняет-ся
кач-ная определенность предмета.Суть
з-н:посте-пенные кол-ные изменения, постоянно
совершающие-ся в предметах,но до поры
до времени не меняющие его осн.черт при
достижении границ меры приводят к кач-ным
изменениям.Не кол-во переходит в кач-во,а
одно кач-во-в др.кач-во путем кол-ных изменений.
Происх.нарушение старой меры и установление
но-вой. З-н носит всеобщий универс.хар-р,раскрывает
многокачественность мира и механизм
развития.Пе- реход от одного кач-ва к др.происх
в рез-те наруше-ния меры,в виде скачка.Скачки
бывают взрывные(с ярко выр.границей перехода
от одн.кач-ва к др.),по-степенные.Понятие
скачка относительное.Необх. учитывать,
относит-но чего рассм-ется скачок,уч.
масштаб кач-го изменения. 3.З-н отрицания
отрица-ния.Всякая конечная сис-ма
развивается на основе ед-в и борьбы противоположностей
и проходит ряд внут-рене связанных этапов.Предыдущий
этап развития от-рицается по след.этапам.В
тоже время сущ.преемст-венность развития,связь
м/д тапами.Ед-во преемст-венности и поступательности
составляет содержание и суть з-на отрицания
отрицания.Отрицание-необхо-димый момент
всякого развития.Отрицаемое явление
не м.б.абсолютно уничтожено в силу принципа
не сотворимости и не уничтожимости материи.Различа-ют
3вида отрицания: 1)Формальнологическое2)
Метафизическое. Его источник-внеш. источник,а
не ед-во и борьба противоположностей.
3)Диалектич.отрицание, кот.разворачивается
на основе ед-ва и борьбы противоположностей.Две
разновидности диалектического отрицания:1)Конструктивная,с
преобладанием сози-дательных моментов.2)Деструктивная,
с преобладанием разрушит. момента. Структура
отрицания:1)Те-зис (исходное положение);
2)Антитезис(самоотрицание исходного положения);
3)Синтез(возврат к исходному положению
на новой стадии развития с удержанием
положительного).Развитие спиралевидно.
Спиралевидность развития-ед-во преемственности
поступате-льности и направленности.Развитие
не возможно понять либо как сугубо прогрессивное
или регрессив-ное.Развитие-всегда ед-во
прогресса и регрес-са.Прогресс-развитие
от простого к сложно-му,регресс-наоборот.
30. Философские категории,
выражающие целостность и структурную
организованность бытия (единичное, общее,
особенное; целое и часть; система, структура,
элемент; содержание и форма). В практ.воздей-я на мир чел сталкивается
с отдельными материальными образованиями
и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают
самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют
«как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы,
явления,процессы.Общее же и единичное сущ-ют
лишь в отдельном.всякое отдельное представляет
собой единство противоположностей.В
одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное
схватывает неповторимые черты отдельного,а
общее отражает то,что повторяется и в
др.материальных образованиях.При опред.усл-ях
развития отдельного единичное может
становится общим,общее-единичным(мода).чтобы
составить себе более полное полное представление
о том или ином объекте,надо установить
не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными
образованиями,но и то,что отличает его
от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы
ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными
явлениями,а затем пере-ходим к поиску
единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны
м/д собой и связь выражается категорией
особенного.Особенное-такие общие
черты,свойственные индивид.предмету,к-ые
отличают его от нек-ых др.пред-метов.Часть и целое-фил.категории,отражающие
отн-е м/д сторонами отд. предмета. Люб.предмет
состоит из частей. Целое не сводится к
сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения
этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет
не может быть представлен через сумму
составляющих его частей потому,что они
возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое
целое-целое,составленное из частей,а
не целое,разделенное на части.Первичное-части,а
не целое.Таким мир сформировался в нашем
созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный
пункт теорет.анализа именно потому,что
оно представляет собой ту форму,поср-вом
к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть
вещей. Категории «целое» и «часть» сходны
и взаи-мосвязаны с понятиями «система»,
«структура», «элемент». Система(от гр.составленное
из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся
в отн-ях и связях друг с другом, к-ая образует
опред.целостность,ед-во. Структура (отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть
устойчивых связей объекта, обеспе-чивающих
его целостность и тождественность самому
се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных
внеш.и внутр. Изменениях. Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие,
означающее превич. частицы,простейшие
звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она
складывается.Системы делят на целостные(связи
м/д элементами прочнее,чем связи этих
элементов со средой) и суммативные(связи
одного порядка). Различают динамические
системы(изме-няющиеся с теч.времени) и
статические;открытые(обмени-вающиеся
с окруж. средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся
(их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные
и т.д. Категория, охватывающая сов-ть всех
компонентов вещи, явления, процесса, их
взаимодей-й и измененийназывается содержанием. Вкл.: внутренее и внешнее
взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых
связей м/д компонентами содержания. Люб.система
всегда имеет как форму,так и содержание.Нет
бессодержательной формы и неоформленного
содержания. Находясь во взаимосвязи,форма
и содержание выражают противопо-ложные
стремления предмета. Содержание стремится
к изменчивости,форма-к постаянству. Содержание
опреде-ляет форму,но и форма активно влияет
на содержание. Категории имеют
мировоззренческое значение, т.к. отра-жают
объект. мир,раскрывают его сущность
.Философские
категории, выражающие основные
типы детерминации (причина и
следствие, необходимость и случайность,
возможность и действительность). Категории — это основное средство выражения
философского знания, отражающее наиболее
общие свойства и отношения реальности
и задающее фундаментальные способы ее
фрагментации и синтеза. Причина — философская
категория, обозначающая явление, действие
которого порождает или изменяет другое
явление, называемое следствием.
Следствие — философская
категория, обозначающая явление, порождаемое
или изменяемое действием другого явления,
называемого причиной.
Причинное основание — это
совокупность всех обстоятельств, при
которых наступает следствие. Оно включает следующие
элементы:
собственно причины как
явления, порождающие или изменяющие другие
явления;
условия — обстановка, в которой осуществляются
причинно-следственные связи;
повод — обстоятельство, приближающее
начало причинно-следственного взаимодействия; стимулы
— обстоятельства, ускоряющие порождение
следствия.
Необходимость — философская
категория, выражающая устойчивую регулярную
связь явлений (смена времён года).
Случайность — философская
категория, выражающая связь явлений,
не обладающую четко обозначенной регулярностью
и устойчивостью. (ДТП).
Необходимость —
это неотвратимость, обязательность осуществления
связей (наступления определенных событий)
в строго определенном "однозначном"
варианте, случайность — подвижность,
непохожесть вариантов связи.
Возможность — философская
категория, обозначающая предметы (явления,
процессы), еще не ставшие наличным бытием,
но предпосылки возникновения которых
уже имеются в действительности.
Действительность — философская
категория, обозначающая реально существующие
предметы, явления, процессы
Таким образом, возможность
и действительность не исключают, а
предполагают одна другую. выделяют несколько видов
возможностей: формальную, которая может
мыслиться непротиворечиво, без нарушения
законов формальной логики, но при этом
противоречит известным на данное время
законам реального мира и всецело коррелирует
с миром воображаемым (это представления
о сверхъестественных силах и превращениях.);
абстрактную, которая не противоречит
известным на данное время законам реальности,
но для ее превращения в действительность
нет соответствующих условий (например,
для Республики Беларусь имеется абстрактная
возможность обеспечить уровень жизни
населения, превышающий данный показатель
во Франции, но для этого пока нет соответствующих
условий); реальную, осуществление которой
согласуется с известными на данное время
законами реального мира, а необходимые
для этого условия уже возникли или находятся
в процессе становления (так, реальной
возможностью является включение в единое
информационное пространство всех стран
и обеспечение доступа каждого человека
к банкам данных, более экономное и сбалансированное
потребление природных ресурсов, повышение
коэффициента их полезного потребления). Содержание категорий "возможность"
и "действительность" определяет
общие принципы прогнозных оценок реальных
процессов, ориентирует на взвешенный
подход в выборе направлений преобразующей
предметно-практической деятельности,
в определении характера и пределов риска
в экономике и политике, природопользовании,
испытании возможностей человека.
31.Пространство и время. Основные
концепции пространства и времени в развитии
философии и науки. То или иное понимание прост-ва и времени
складывается в зависимости от хар-ра
взаимодей-я материи и движения, движения
и покоя.Демокрит:вводит понятие пустого
прост-ва для движения атомов как необходимого
объективного усл-я;прост-во Демокрита
бесконечно и однородно,оно является вместилищем
неограниченного числа миров. Время отождествлялось
с бесконечностью, вечностью, как объективной
основой вечного движения;вся природа
представлялась в вечном и неустанном
движении. Пространство и время рассм-лись
в кач-ве усл-й и при-чины её движения. Такой
подход к пониманию прост-ва и времени
был хар-н для мн.материалистов Др.Греции.
Идеалисты:Платон и Фома Аквинский
определяли вечность как нечто вневременное,
божественное, сверхприродное, совершенное. Аристотель: отвергал существо-вание
пустого, однородного и бесконечного прост-ва.Оно
у Аристотеля неоднородно и конечно.Время
выражает число движений и течет равномерно.Ньютон:у него абсолютное прост-во
было демакритовой пустотой,оно неподвижно,
однородно, непрерывно,бесконечно,трехмер-ное
вместилище всех материальных тел и их
движений. Время-чистое, однородное, равномерное,
непрерывное, вечная и неизменная длительность,
оно имеет одно направление и течет от
прошлого через наст.к будущему и поэтому
одномерно.Прост-во и время не от чего
не зависят.Такое понимание прост-ва и
времени было хар-но для Лейбница, Декарта
и др.Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как
самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок
взаиморасположения тел,а время-порядок
сменяющих друг друга событий или состояний
тел,т.е.прост-во и время у него зависят
от простейших субстанций,монад,к-ые активны,абладают
движением,наделены способностью самодвижения.В
тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически
пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что
только в движении прост-во и время действительны,они
неразделимы и определяют друг друга как
ед-во противоположностей.Диалектика
прост-ва,времени и движения лежит в мировом
духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные
идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах.Кант:считал прост-во и время в качестве
априорных,доопытных и врожденных св-в
чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря
к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира
в прост-ве и во времени.Кант считает,что
тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую
форму,протяженность,потому что так устроено
созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядо-ченные
ряды ощущений. Диалектический материализм:
прост-во и время-форы или способы существования
материи.Св-ва прост-ва и времени.1.Общие св-ва:1).
объективность;2).абсолютность–движение,
как и прост-во и время,носит всеобщий
хар-р;3).относительность–содер-жанием
прост-ва и времени является движущаяся
материя,поэтому прост-во и время меняются
в разл.частях света,на разных уровнях,
в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается
в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические
св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во
связано с движением прост-ва
и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся
переход от одних пространственно-временных
струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные
отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных
отн-й и одного временного отн-я; существует
понятие n-мерного прост-ва, т.е.добавляются
др. хар-ки: t,p.3).Время одномерно–т.е.оно
необратимо,это св-во обусловлено хар-ом
причинно-следственных отн-й.Прост-во-когда
любой объект занимает место,т.е.обладает
протяженно-стью,находится на каком-то
расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет
с ними и обладает определенной кон-фигурацией.Время–1)длительность явления;2)следова-ние
сменяющих друг друга событий и явлений,
имеющих одно измерение.