Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.

Работа содержит 1 файл

Готовые ответы по философии.docx

— 162.98 Кб (Скачать)

 

28 Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы. Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,  развитии бытия и познания  и основанный  на  этом  учении  метод творчески познающего мышления. Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало<вести беседу>.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противопо-ложных точек зрения. Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направлен-ности(у Августина).Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просве-тители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества.Осн.принципы Д.-всеобщая  связь,  становление  и  развитие,  к-рые осмысливаются с  помощью  всей  исторически  сложившейся  системы  категорий  и законов. П. целостности: проблема  несводимости  целостности  к  простой  сумме частей заключается в связи, объединяющей  предметы  в  сложные  комплексы, во взамовлиянии частей. П.детерминизма: реальные природные,  обществ.  и  психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развива-ются и уничтожаются закономерно,в рез-те действия опред.причин, обусловлены ими.В марксизме Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о наиболее  общих законах развития бытия и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается  в системе филос. категорий и законов. Главные законы:1)превращение количества  в качество, 2)взаимное проникновение полярных противоположностей  и превращение их  друг  в друга,  когда они доведены  до  крайности(единство  и   борьба противоположно-стей),3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания  - спиральная форма развития.  Для Д. характерно формирование парных категорий,  отражающих  "полярные" стороны целостных явлений,процессов.Категории. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление,  процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам  от  иных,  в том числе подобных ему, предметов, явлений,  процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или  единой  системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная,  скрытая,  относительно  устойчивая сторона того или иного  предмета,  явления,  процесса,  определ.  его  природу, совокупность черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые, обычно  более подвижные,  изменчивые  хар-ки  того  или  иного   предмета.Содержание-сов-сть различных элементов и  их  взаимодействий,  определяющих  основной тип, характер того или иного предмета, явления,  процесса.Форма-принцип упорядоченности,   способ   существования   того    или    иного    содержания. Причина-следствие. Качество- целостная,   интегральная   хар-ка предмета (единство его св-в)в  системе  его  связей  и  отношений  с  другими предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой  интервал  кол-ных  измерений,  в пределах к-рого сохраняется качественная определенность  предмета. Скачок-переход  количественных  измерений  в  качественные  или  переход   из   одного качественного  состояния  в  другое  (в  рез-те  превышения  меры).Категории системного  исследо-вания: система- упорядоченное  мн-во   взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой  и  организацией;эл-т-  неразложимый  далее компонент сложных предметов, явлений,  процессов; структура-относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

 

29. Основные законы диалектики, их мировоззренческое и методологическое значение. З-н диалектики-форма фил.зн-я,выражающая все-общую связь явлений природы,общ-ва и мышления, обуславливающие их развитие.З-ны диалектики внутренне связаны м/д собой.В реальном мире они дей-ют в системе целостного механизма развития.Ге- гелем были сформулированиы 3 осн.з-на:з-н ед-ва и борьбы противоположностей (расскрывает хар-р ис-точника развития);з-н взаимного перехода качеств.и колич.изменей(представления о форме,в к-ой осущ-ется процесс развития);з-н отрицания отрицания(ме-ханизмы преемственности и цикличности развития). 1.З-н ед-ва и борьбы противоположностей.Этот з-н наз.ядром диалектики: он объясняет источник разви-тия,движущие силы развития. В основе всякого само-развития лежит ед-во и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории:-Тожде-ства,-Различие,-Противоположность,-Противоречие,-Ед-во и борьба.Тождество-равенство явления самому себе,момент устойчивости явлений.Различие-момент изменчивости явлений.Тождество и различие диалект. хар-ки любого изменяющегося предмета. Диалект. противоположности-такие стороны,тенденции цело-стного изменяющегося предмета,процесса,кот.однов-ременно искл-ет и взаимно предполагают друг друга. Диалект. противоречие- сложное взаимоотн-е м/у про-тивоположностями. Диалект. противоречия не лежат на поверхности явлений,а связаны с глубинной сутью предмета. Ступени развития и разрешения противоре-чия:1)Тождество2)Несущественное различие 3)Существенное различие.4)Конфликт.5)Неизбежное разрешение противоречий и возникновение новых противопо-ложностей. Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей, а рассм-ется в контексте разл. взаимосвязей. Они присущи всем предметам и явле-ниям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения. Ед-во противоположностей условно, временно, относительно преходяще, борьба абсолютна. Новое возникает в рез-те борьбы. Противоречия бы-вают внутр.и внеш.,основные и не основные,в общ-ве антагонистические и неантагонистические. Антаго-нист .противоречия-противоречия м/д соц.группами с непримиримыми интересами. 2.З-н перехода кол-веных и качественных изменений.Мир многообразен. Это мн-во предметов с разл.св-вами.Св-во-сторона предмета,обуславливающая его сходство и различие с др.предметами,проявляющаяся во взаимодей-и с ни-ми.Св-ва вещей объективны.Специф.св-ва вещей-при-знаки. Неотъемлемые-атрибут. Кач-во внутр.опреде-ленность предмета, проявляющаяся в целостной хар-ке его существ.св-в при взаимодей-и его с др,предме-тами.При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой.Кол-во-фил.категория, выражающая такую определенность пр-та,кот.хар-ет его с т-ки зрения числа,величины,объема,темпа про-текания процессов.К-во-кач-во в его пространствен-но-временном аспекте. Не сущ,отдельно кач-во и кол-во.Мера-диалект.ед-во кач-ва и кол-ва или такой ин-тервал кол-нных изменений,в пределах кот.сохраняет-ся кач-ная определенность предмета.Суть з-н:посте-пенные кол-ные изменения, постоянно совершающие-ся в предметах,но до поры до времени не меняющие его осн.черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям.Не кол-во переходит в кач-во,а одно кач-во-в др.кач-во путем кол-ных изменений. Происх.нарушение старой меры и установление но-вой. З-н носит всеобщий универс.хар-р,раскрывает многокачественность мира и механизм развития.Пе- реход от одного кач-ва к др.происх в рез-те наруше-ния меры,в виде скачка.Скачки бывают взрывные(с ярко выр.границей перехода от одн.кач-ва к др.),по-степенные.Понятие скачка относительное.Необх. учитывать, относит-но чего рассм-ется скачок,уч. масштаб кач-го изменения. 3.З-н отрицания отрица-ния.Всякая конечная сис-ма развивается на основе ед-в и борьбы противоположностей и проходит ряд внут-рене связанных этапов.Предыдущий этап развития от-рицается по след.этапам.В тоже время сущ.преемст-венность развития,связь м/д тапами.Ед-во преемст-венности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.Отрицание-необхо-димый момент всякого развития.Отрицаемое явление не м.б.абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.Различа-ют 3вида отрицания: 1)Формальнологическое2) Метафизическое. Его источник-внеш. источник,а не ед-во и борьба противоположностей. 3)Диалектич.отрицание, кот.разворачивается на основе ед-ва и борьбы противоположностей.Две разновидности диалектического отрицания:1)Конструктивная,с преобладанием сози-дательных моментов.2)Деструктивная, с преобладанием разрушит. момента. Структура отрицания:1)Те-зис (исходное положение); 2)Антитезис(самоотрицание исходного положения); 3)Синтез(возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного).Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития-ед-во преемственности поступате-льности и направленности.Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессив-ное.Развитие-всегда ед-во прогресса и регрес-са.Прогресс-развитие от простого к сложно-му,регресс-наоборот.

 

30. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма). В практ.воздей-я на мир чел сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы, явления,процессы.Общее же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.В одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное схватывает неповторимые черты отдельного,а общее отражает то,что повторяется и в др.материальных образованиях.При опред.усл-ях развития отдельного единичное может становится общим,общее-единичным(мода).чтобы составить себе более полное полное представление о том или ином объекте,надо установить не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными образованиями,но и то,что отличает его от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными явлениями,а затем пере-ходим к поиску единичного.Единичное и общее  взаимос-вязаны м/д собой и связь выражается категорией особенного.Особенное-такие общие черты,свойственные индивид.предмету,к-ые отличают его от нек-ых др.пред-метов.Часть и целое-фил.категории,отражающие отн-е м/д сторонами отд. предмета. Люб.предмет состоит из частей. Целое не сводится к сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,что они возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое целое-целое,составленное из частей,а не целое,разделенное на части.Первичное-части,а не целое.Таким мир сформировался в нашем созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный пункт теорет.анализа именно потому,что оно представляет собой ту форму,поср-вом к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть вещей. Категории «целое» и «часть» сходны и взаи-мосвязаны с понятиями «система», «структура», «элемент». Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях друг с другом, к-ая образует опред.целостность,ед-во. Структура (отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть устойчивых связей объекта, обеспе-чивающих его целостность и тождественность самому се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных внеш.и внутр. Изменениях. Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие, означающее превич. частицы,простейшие звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она складывается.Системы делят на целостные(связи м/д элементами прочнее,чем связи этих элементов со средой) и суммативные(связи одного порядка). Различают динамические системы(изме-няющиеся с теч.времени) и статические;открытые(обмени-вающиеся с окруж. средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся (их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные и т.д. Категория, охватывающая сов-ть всех компонентов вещи, явления, процесса, их взаимодей-й и измененийназывается содержанием. Вкл.: внутренее и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых связей м/д компонентами содержания. Люб.система всегда имеет как форму,так и содержание.Нет бессодержательной формы и неоформленного содержания. Находясь во взаимосвязи,форма и содержание выражают противопо-ложные стремления предмета. Содержание стремится к изменчивости,форма-к постаянству. Содержание опреде-ляет форму,но и форма активно влияет на содержание.    Категории имеют мировоззренческое значение, т.к. отра-жают объект. мир,раскрывают его сущность 

.Философские  категории, выражающие основные  типы детерминации (причина и  следствие, необходимость и случайность,  возможность и действительность).  Категории — это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза. Причина — философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием.

Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной.

Причинное основание — это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы:

собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления;

условия — обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи;

повод — обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия; стимулы — обстоятельства, ускоряющие порождение следствия.

Необходимость — философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений (смена времён года).

Случайность — философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую четко обозначенной регулярностью и устойчивостью. (ДТП).

Необходимость — это неотвратимость, обязательность осуществления связей (наступления определенных событий) в строго определенном "однозначном" варианте, случайность — подвижность, непохожесть вариантов связи.

Возможность — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности.

Действительность — философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы

Таким образом, возможность  и действительность не исключают, а предполагают одна другую. выделяют несколько видов возможностей: формальную, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при этом противоречит известным на данное время законам реального мира и всецело коррелирует с миром воображаемым (это представления о сверхъестественных силах и превращениях.); абстрактную, которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращения в действительность нет соответствующих условий (например, для Республики Беларусь имеется абстрактная возможность обеспечить уровень жизни населения, превышающий данный показатель во Франции, но для этого пока нет соответствующих условий); реальную, осуществление которой согласуется с известными на данное время законами реального мира, а необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе становления (так, реальной возможностью является включение в единое информационное пространство всех стран и обеспечение доступа каждого человека к банкам данных, более экономное и сбалансированное потребление природных ресурсов, повышение коэффициента их полезного потребления). Содержание категорий "возможность" и "действительность" определяет общие принципы прогнозных оценок реальных процессов, ориентирует на взвешенный подход в выборе направлений преобразующей предметно-практической деятельности, в определении характера и пределов риска в экономике и политике, природопользовании, испытании возможностей человека.

 

 

 

31.Пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя.Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения. Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты:Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное. Аристотель: отвергал существо-вание пустого, однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно.Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно, однородно, непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений. Время-чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах.Кант:считал прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядо-ченные ряды ощущений. Диалектический материализм: прост-во и время-форы или способы существования материи.Св-ва прост-ва и времени.1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение, как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением    прост-ва  и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного прост-ва, т.е.добавляются др. хар-ки: t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й.Прост-во-когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией.Время–1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно    измерение.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"