Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка
1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
38. Теория познания: предмет и основные понятия. Предмет теории познания состав. всеобщ. предпос., сущность, формы и пути познания, его возможн., отнош. знаний к реальности и условия их истинности. Конкретизир. он в основн. понятиях теор. познан. и содерж. исслед. ею пробл. Основн. понятия теор. позн. позвол. системно осмыс. хар-ки познават. действий чел-ка, а также совокупность проблем, исслед. котор. дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представл. о познават. проц. Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеч. творч. активности, направл. на адекватное воспроизвед. природной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Адекватное воспроизвед. познав. действит. — верное, в идеале воспроизвед действит-ти "в ее собств. хар-ках", привносимых несовершенством человеческих познавательных способностей, данных ему природой, и недостаточностью созданных человеком ср-в познания. В роли субъекта познания выступ. индивид, социальная группа человеческое общество, а также человечество. Хаар-р направленности творч. активности субъекта познания конкретизир. в понятии "познават. отнош.". Познават. отнош. - это отнош. м-ду субъектом познания и реальностью, ориентир. активность субъекта на ее адекватное воспроизвед. в форме знаний. Оно качественно отличается от практич. отнош. человека к реальности, ориентир. на ее преобразов., а также от ценностного отношения, ориентир. на установл.е значимости для человека того или иного явл. природной, соц. или дух. реальности. Заданная познават. отнош. ориентация реализуется в познават. деят-ти как одном из видов человеч. деят-ти. В соответствии со сказанным о субъекте познания и хар-ре познават. отнош. познават. деят-ть - это творч. акт-сть человека', направл. на адекватное воспроизвед. природной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Отмеченные ранее разнородные ориентации в определ. мере сближ. понятие объекта познания. Объект познания — это то в сфере природной, соц. и дух. реальности, на что направлена познават. деят-ть субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объект природной, соц. или дух. реальности может быть связан с человеком различными типами отнош., задающими различн. ориентац. для проявл. его творч. активности. В сфере познават. деят-ти активность человека направл. на выявл. происхожд., строения и св-в объекта, состояний в настоящ. и будущем, установление х-ра его отношен. с другими объектами, составляющ. среду его существован.. При этом человек в определ. мере отвлекается от вопросов, связанных с практической полезностью данного объекта и его эстетической ценностью как способностью удовлетворять потребность в прекрасном. В группу основных понятий теории познания входят понятия "отражение" и "информация", воспроизводящие главные мех-мы познават. процессов. Отражение — это всеобщее св-во объектов реальности, состоящ. в их способности воспроизводить признаки, св-ва и отношения взаимодействующих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимодействие, в рез-те к-рого ч-з изменение с-в и состояний одного из взаимодействующих объектов воспроизвод. особенности другого. Термин "отражение" употребл. и для хар-ки рез-та взаимодействия объектов, т.е. тех следов, отпечатков на одном из объектов, которые воспроизводят нек-рые особенности др. объекта. Превалирующее знач. имеет первый смысл, где акцентир. статус отражения как св-ва всех материальных. Информация - это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовываться и храниться. Данное определение не претендует на универсальность. Оно ориентировано прежде всего на развитие представлений о главных механизмах познавательных процессов, заложенных в понятии "отражение", и акцентирует значение сигналов как материальных носителей сведений об отражаемом объекте, которые не связаны с ним законами вещественных и энергетических взаимодействий, в то время как многие виды отражения (прежде всего механическое) таким законам подчиняются всецело. К основным понятиям теории познания относится также понятие "знание". Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.
39. Основн. формы чувственного
и рационального познания. роль воображения
и интуиции в познават. процессах. Гносеология–изучает общие
закономерности позн-я.Обыденное позн-е–основано на использовании
социального опыта(трудового, семейного).Отражает
свои объекты в зависимости от реальных
жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный
язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый
смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т
его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е
очень субъективно.Науч. позн-е-отличается по уровню,глубине
проникновения в сущность вещей,стремится
выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие
О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим
рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный
хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее
соверш.форма зн-я–теория–выступает как
обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е–
С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.
40. Основн. формы чувственного
и рационального познания. роль воображения
и интуиции в познават. процессах. Гносеология–изучает общие
закономерности позн-я.Обыденное позн-е–основано на использовании
социального опыта(трудового, семейного).Отражает
свои объекты в зависимости от реальных
жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный
язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый
смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т
его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е
очень субъективно.Науч. позн-е-отличается по уровню,глубине
проникновения в сущность вещей,стремится
выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие
О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим
рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный
хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее
соверш.форма зн-я–теория–выступает как
обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е–
С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.
41. Место и роль практики в познании. Наиболее существенное влияние на характер познавательных процессов оказывает практика, понимаемая как способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем целесообразного преобразования предметов, процессов и явлений этого мира. Особенно значима материальная практика, оказывающая многоаспектное воздействие на познавательные процессы, являющаяся источником, движущей силой, основой познания и критерием истинности его результатов.
Смысл характеристики практики как источника познания состоит в том, что включенные в практику процессы выбора целей и средств деятельности необходимо связаны с познавательными процессами и стимулируют их возникновение.
В связи с усложнением практических задач и ростом их масштабов, освоением новых изделий потребность в "обслуживающих" практику познавательных действиях многократно воспроизводится и усиливается. В этом плане практика выступает как движущая сила познания.
С представлением о практике как основе познания связано использование в нем продуктов материальной предметно-практической деятельности — средств наблюдения и измерения, экспериментального оборудования.
Результаты практической деятельности (продукты потребления, новые изделия технологического назначения и др.) показывают, насколько реализованный, практически идеальный план деятельности был эффективным и оптимальным. А поскольку этот план был основан на знаниях, то в итоге результаты практической деятельности показывают, насколько истинными, т.е. адекватными реальности, были знания, полученные ранее в процессе познавательной деятельности. Следовательно, практика служит критерием истинности результатов познания.
42. Понятие истины и ее критерии. Цель,итог позн-я-получение
истинных зн-й,достижение истины.? об истинности
зн-я наряду с ? о его источнике относится
к самым важным в теории позн-я. Что же
такое истина?Ни предметы,ни ощущения
сами по себе не могут быть ни истинными,ни
ложными.Восприятия, представ-ления ощущения
м.б.истинны или ложны только в случае
их сопоставления с объектом.Истина-
44. Понятие науки. Наука как
деятельность, социальный институт и система
знаний. Функции науки. Теория позн-я без соприкосновения с
нау-кой вырождается в пустую схему.Наука
без теории позн-я(наск-ко это вообще мыслимо)становится
при-митивной и пустой. А.Эйнштейн.Что
такое наука?Яв-ление это сложное.Наука
выступает в разных кач-ах: как всеобщий
дух.продукт общ.развития,как форма общ.созн-я,как
дух. потенциал материального пр-ва, как
орудие господства чела над природой,как
обоб-щенный опыт всего чел-ва,как основа
мировоззре-ния,как результат дея-ти ученых,как
развивающаяся система знаний и т.д.Но
даже такое перечисление ипостасей науки
мало что дает для ее понимания. Науч.зн-е
не есть наука,точно так же,как чел знающий,образованный
не есть еще ученый.Только созда-вая новое
зн-ие,чел приобщается к миру науки.Там,
где наука удовлетворяется однажды познанным,там
она перестает быть самой собой.Зн-е-продукт
науки и ее сырой материал,вновь вовлекаемый
в науч.дея-ть подобно продукту и сырому
материалу пр-ва веществ. ценностей.Поэтому
зн-е можно рассм-ть как элемент науки,ее
часть,но ставить знак равенства м/д ними
равносильно отождествлению товарного
пр-ва с то-варом.Представление о науке
как о зн-и унаследовано по традиции от
того истор.периода,когда она не была еще
опытной, эксперементальной,а являлась
чисто умозрительной и когда ее задача
состояла в идеаль-ном конструировании
мира,а не в его преобразовании. Возникает
?:мыслима ли совр. наука без эксперимен-та,являющегося
одной из важнейших форм практ.дея-ти людей?
Наука без эксперимента-все равно,что
ис-кусство без тв-ва,симфония без исполнения.Мало
того,симфония оказывается и без композитора,т.к,ог-раничивая
науку только зн-ями,мы исключаем из нее
ее творцов-ученых.За борт науки выбрасывается
ее исток, ее суть-сам творч. процесс исследовательской
дея-ти, т.е.процесс пр-ва зн-й.Значит,наука-не
только и не столько наличные зн-я сами
по себе,но и дея-ть общ-ва по их пр-ву.Ее
взаимоотн-е с материальным пр-ом и общ.практикой
выступают как отн-е одной формы общ.пр-ва
с др-й.Т.о.,наука-система исследо-вательской
дея-сти общ-ва,направленная на пр-во но-вых
зн-й о природе,общ-ве и мышлении.Со времени
возникновения науки и вплоть до нач.17в.осн.целью
науч.дея-ти в соц.плане была выработка
общего пред-ставления о мире и месте в
нем чела.Объяснит. мировозренческая функция
науч.дея-ти являлась са-модовлеющей.В
антич.ф-и позн-е было ориентирова-но на
то,чтобы рационально-умозрительным путем
объяснить устр-во мироздания и место
в нем чела.Зн-я,по убеждею греков,могут
сами по себе сделать чела добродетельнее,
могущественее,им свойственно управлять
челом.Благодаря зн-ям чел становится
вы-ше другого не положением,не властью,а
именно как чел,как личность.Это дарует
обладателю зн-й уваже-ние и почет сограждан,а
следствием этого могут быть и богатство,и
высокое общ.положение.Т.к.объясни-