Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка
1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
10 Развитие естествознания
и проблема метода в ф-фии Нового времени.
Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон,
Р. Декарт). Развитие фил. мысли в Нов. время было
тесно сопряжено с утверждением и развитием
капитализма.Последний возник в регионе,очерченном
географией основных процессов, связанных
с его генезисом.Итал.Возр-е,
11.Духовная атмосфера эпохи просвещения
В нач.17в.в Европе зародилось
Просвещ-е-идейное тече-ние,
12 Философская мысль эпохи Просвещения. Идея «естеств. прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо). В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е-идейное тече-ние,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма.Из предшествующих эпох П-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей-идея переустройства жизни на разумных началах.Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные монархи европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснования. Руссо - один из наиб. влият. идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан.«у вас будет всё если вы воспитаете граждан,без этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе «О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды. Пытался объяснить принципы развития общ-ва естеств. образом. Однако, утверждая, что природная среда имеет опред-ее влияние на развитие общ-ва, он переоценил это влияние. Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств. путём сыграло боль. роль во фр. бурж. предреволюц. мышлении. Наиболее значимой в историч. аспекте явл. соц. философия Гоббса. Мыслитель предложил новое понимание возникновения и функционир. гос-ва. Гоббс тталкивается от идеи «естественного состояния общ-ва» - войны всех против всех. Эта война вытекает из абсолютной свободы каждого индивида. Отсюда Гоббс выводил необходимость «Левиафана», или земного бога людей – государства. Новизна позиции англ. философа состояла в том, что он сумел указать на области общественной жизни, в которой коренятся истории гос-ва. Видным пред-лем анг. эмпирической традиции был Локк.Заслуга: развернутая критика декартовой т-и врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии. «Опыт о чел. разумении"-огромное воздей-е на развитие фил. мысли и естествозн-я. Идеи и понятия- возникают в пр-ссе взаимод. чела и вн. мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна"чистой доске",на к-ой лишь с теч-ем времени под воздей-ем предметов вн. мира появляются разл. узоры. Все люди рождаются с один. способностями к дух. развитию. В завис. от конкр. усл-й у них возникают те или иные пол. и религ. идеи, понятия о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Все идеи и представления чел черпает из внеш.и внут. опытов. Под внеш.опытом ф-ф понимал воздей-е на чела предметов объект. мира, к-ые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся 1ой и осн. ступенью позн-я. Органы чувств доставляют простые идеи, к-ые не разлагаются,—напр., идеи цвета, мышления. Мышл. комбинирует, обраб-ет эти простые идеи и создает сложные понятия о телах и явлениях - напр., красота, войско. Выделял внут. (рефлексию)опыт, к-ый дает челу зн-я о состоянии его души и собственных переживаниях. Док-л: чел может доверять своим чув-ам. Разработал уч-е о первичных и вторичных кач-ах. Вещи отличаются друг от друга величиной, фигурой, покоем. Эти кач-ва-первичные, присущие самим вещам. А кач-ва как запах, вкус, звук, образующиеся в созн-и на основе разл. сочетаний первичных кач-в - вторичные, зависящие от восприятия их органами чувств. Соц.-пол. пр-сс - развитие чел-ва от есте-ств. состояния до гражд. общ-ва и самоуправления. В естеств. состоянии люди свободны, равны, поступают по "естеств. праву".При переходе от естест. состояния к общ. решающее зн-е имеет собственность. Каждый чел является собственником своей жизни, своего труда и того, что необходимо для труда. Чел адресует гос-ву часть своих прав с тем, чтобы оно обеспечило неприкосновенность собственности, гарантирующую индив. свободу. Если же гос-во не соблюдает правила "общ.договора", оно становится незаконным, что дает право челу на сопротивление.
13.Кант.Принцип историзма–осн.принцип
идей.До 1770 г–докритический период его
тв-ва.В 1770г.пишет докторскую диссертацию,получает
место профессора, полностью посвящает
себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая
наука,при этом удивительно оригинальная
и поучительная.Спать он ложился ровно
в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в
кругу остроумных друзей,за обедом: немного
сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые
рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись
очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря
мудрому образу жизни,прожил долгую и
духовно удивит-но богатую жизнь.Не только
в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным
мыслителем.Разработанная им гипотеза
происхождения Солн.системы из гигантской
газовой туманности до сих пор является
одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал
идею, что причина отливов и приливов–влияние
Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения
животных по порядку их возможного происхождения,а
также идею естественного происхождения
чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно
менялись по мере его дух.развития.Если
до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом
естественно-науч.??,то потом его дух погружается
в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы
бытия,позн-я,чела,
Субъект всегда будет
внешним по отношению к объекту.
Поэтому вещь в себе не может быть
познана. Априорные формы рассудка
субъективны. Как же можно передать
знания от одного человека к другому?
Априорные формы идентичны(
14. Диалектическая философия Г.Гегеля. Рационализм, Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и количества. Качество - это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития).
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за нарушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Спорить
это искусство. Раньше думали, что
не должно быть противоречий. Гегель же
считает это необходимой
15. Соц.-экономич. и идейные предпосылки ф-фии марксизма. Соц. ф-фия марксизма и ее эволюция в учениях зап. марксизма и неомарксизма. Марксизм возник в 40-е годы XIX в. Его основополож. – К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Формир. взглядов Маркса и Энгельса происходило под влиянием нем. классич. ф-фии, англ. политич. экономии и утопического социализма. Самым большим достиж. нем. классич. ф-фии было учение о развитии. Но в этом учении материя признавалась пассивной, утверждалось, что обществ. развитие имеет свое заверш.Такую диалектику нельзя было применять для познания и практики, не очистив ее от идеализма и метафизики. Основа марксизма – материалистич. понимание истории. Карл Маркс, Фридрих Энгельс пытались соединить диалектику и материализм. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой. (Принципы марксисткой онтологии). Энгельс: "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Людвиг Фейербах" и пр. Маркс: "Капитал". 1. марксистская политическая экономия (неустранимость эксплуатации при капитализме на основе теории прибавочной стоимости, основа - частная собственность на средства производства), 2. ф-фия (попытка соединить французский материализм и Фейербаха с диалектикой Гегеля), 3. теория научного социализма (коммунизма). «Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления» (Маркс).
Основополож. марксизма описали процесс антропосоциогенеза, обнаружили нек-рые причины соц. дифференциации, раскрыли мех-зм формир. разнообразных институтов, выделили феномен обществ. сознания и т. д. Материалистич. монизм в объяснении общества стал в нек-ром роде предпосылкой для однолинейной трактовки истории. подчеркивается роль практики (материально-чувственной деятельности) как основы познанияВладимир Ильич Ленин (1870-1924).В. И. Ленин стремился соотносить теорию с постоянно развивающейся и усложняющейся практикой Основные работы: «Что такое друзья марксизма и как они воюют против социал-демократии», «Еще раз о профсоюзах и об ошибках Троцкого и Бухарина», « О значении воинствующего материализма». Выделял 5 общественных формаций: первобытнообщ., рабовладельч., феод., капиталистич., коммунистич.. Ставит ряд задач: 1. необходим союз марксистских философов с материалистами; 2. необходимо изучать религию и пропаганд. атеистический материализм;3. необходим союз марксистской философии с естествознанием;4. необходимо систематически изучать диалектику Гегеля.
С т. зр. марксистов, сущность человека определ-ся теми соц. услов., в кот-х он находится. Человек таков, какова окружающ. его обществ. среда. Соответств., соц. сущность человека не может быть постоянной. Человек не только продукт обс-тв и воспит., он и сам изменяет обществ. среду и себя. Др. словами, в какой мере человек изм. природу и соц. среду, приспосабл. их для себя, в такой мере меняется и сам человек. марксизм подчеркивает, что все личности - субъекты деятельности -- труда, познания, общения. Однако личность выступ. субъектом деят-ти не изолированно, а как часть соц. коллектива (нации, государства, партии, класса, ). Поэтому ее индивид. развит. возможно только в коллективе и на его основе. определенные индивиды, определенным образом занимающиеся пр-венной деят-тью, вступают в опред. обществ. и полит. отнош. Люди явл. производителями своих представл., идей и т. д.
Подлинной основой всех свобод является "свобода жить", свобода от нужды, свобода от эксплуатации и от неуверенности в завтрашнем дне. Человечество становится все более свободным по отношению к природным и общественным закономерностям, познает их, используя эти знания для реализации своих целей, но в условиях господства частной собственности и эксплуатации человека человеком - рост свободы для общества оборачивается утратой ее большинством людей. Причину этого марксизм видит в отчуждении людей.
16.Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.
Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.