Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.

Работа содержит 1 файл

Готовые ответы по философии.docx

— 162.98 Кб (Скачать)

 

 

 

10 Развитие естествознания и проблема метода в ф-фии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Развитие фил. мысли в Нов. время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,германская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчищены пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средневек.связанности,вследствие чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.времени,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и искусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъявляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, биология и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыслителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,открытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механист.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавливаемые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-противопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз ученого"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостояния. В эпоху Нового вр. сформир.: 1) философско-методолгич. прогр. Эмпиризма (Ф. Бэкон). Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руковод. научным методом, чтобы построить «в человеч. поним. истинный образ мира» В основе научного исследования лежит опыт как лечшее из всех док-в, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблужд. чувств и заблужд разума. Эмпиризм развивался в концепциях Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма. 2) философско-методолгич. прогр. рационализма (Р. Декарт). Цель философств. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «Я», т. е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может сомневаться в существовании всего сущего, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Единств., что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – след., я существую). Принцип методич. сомнения и поиск универсального метода и ф-фии и науки – важные составл. дедуктивно-рациональной методологии Декарта. Согл. ей, чувственный опыт не явл. источником познания, познават. деят-ть организ. в соотвеств. с универс. предпосылками – «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем.

 

11.Духовная атмосфера эпохи просвещения

В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е-идейное тече-ние,связанное  с борьбой народных масс и молодой  буржуазии против феодализма.Из предшествующих эпох П-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей-идея переустройства жизни на разумных началах.Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные монархи европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснова-ния.Особенно сильно заявило о себе во Фр.Наиб.яркая фигура-Вольтер.Творчески восприняв учения Локка и Ньютона,В.пришел к пониманию ф-и как действенного орудия разума в борьбе против неразумного,отжившего свой век общ-ва.Все тв-во проникнуто антицерк.настрое-ниями.Сила В.как ф-фа-в уничтожающей критике всей прежней метафизики.Руссо-один из наиб.влият.идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан.«у вас будет всё если вы воспитаете граждан,без этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе «О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды.Пытался объяснить принципы развития общ-ва естеств.образом.Однако,утверждая,что природная среда имеет опред-ее влияние на развитие общ-ва,он переоце-нил это влияние.Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств.путём сыграло боль.роль во фр.бурж.предрево-люц.мышлении.

 

 

 

12 Философская мысль эпохи Просвещения. Идея «естеств. прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо). В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е-идейное тече-ние,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма.Из предшествующих эпох П-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей-идея переустройства жизни на разумных началах.Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные монархи европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснования. Руссо - один из наиб. влият. идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан.«у вас будет всё если вы воспитаете граждан,без этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе «О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды. Пытался объяснить принципы развития общ-ва естеств. образом. Однако, утверждая, что природная среда имеет опред-ее влияние на развитие общ-ва, он переоценил это влияние. Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств. путём сыграло боль. роль во фр. бурж. предреволюц. мышлении. Наиболее значимой в историч. аспекте явл. соц. философия Гоббса. Мыслитель предложил новое понимание возникновения и функционир. гос-ва. Гоббс тталкивается от идеи «естественного состояния общ-ва» - войны всех против всех. Эта война вытекает из абсолютной свободы каждого индивида. Отсюда Гоббс выводил необходимость «Левиафана», или земного бога людей – государства. Новизна позиции англ. философа состояла в том, что он сумел указать на области общественной жизни, в которой коренятся истории гос-ва. Видным пред-лем анг. эмпирической традиции был Локк.Заслуга: развернутая критика декартовой т-и врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии. «Опыт о чел. разумении"-огромное воздей-е на развитие фил. мысли и естествозн-я. Идеи и понятия- возникают в пр-ссе взаимод. чела и вн. мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна"чистой доске",на к-ой лишь с теч-ем времени под воздей-ем предметов вн. мира появляются разл. узоры. Все люди рождаются с один. способностями к дух. развитию. В завис. от конкр. усл-й у них возникают те или иные пол. и религ. идеи, понятия о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Все идеи и представления чел черпает из внеш.и внут. опытов. Под внеш.опытом ф-ф понимал воздей-е на чела предметов объект. мира, к-ые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся 1ой и осн. ступенью позн-я. Органы чувств доставляют простые идеи, к-ые не разлагаются,—напр., идеи цвета, мышления. Мышл. комбинирует, обраб-ет эти простые идеи и создает сложные понятия о телах и явлениях - напр., красота, войско. Выделял внут. (рефлексию)опыт, к-ый дает челу зн-я о состоянии его души и собственных переживаниях. Док-л: чел может доверять своим чув-ам. Разработал уч-е о первичных и вторичных кач-ах. Вещи отличаются друг от друга величиной, фигурой, покоем. Эти кач-ва-первичные, присущие самим вещам. А кач-ва как запах, вкус, звук, образующиеся в созн-и на основе разл. сочетаний первичных кач-в - вторичные, зависящие от восприятия их органами чувств. Соц.-пол. пр-сс - развитие чел-ва от есте-ств. состояния до гражд. общ-ва и самоуправления. В естеств. состоянии люди свободны, равны, поступают по "естеств. праву".При переходе от естест. состояния к общ. решающее зн-е имеет собственность. Каждый чел является собственником своей жизни, своего труда и того, что необходимо для труда. Чел адресует гос-ву часть своих прав с тем, чтобы оно обеспечило неприкосновенность собственности, гарантирующую индив. свободу. Если же гос-во не соблюдает правила "общ.договора", оно становится незаконным, что дает право челу на сопротивление.

 

13.Кант.Принцип историзма–осн.принцип идей.До 1770 г–докритический период его тв-ва.В 1770г.пишет докторскую диссертацию,получает место профессора, полностью посвящает себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая наука,при этом удивительно оригинальная и поучительная.Спать он ложился ровно в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в кругу остроумных друзей,за обедом: немного сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря мудрому образу жизни,прожил долгую и духовно удивит-но богатую жизнь.Не только в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным мыслителем.Разработанная им гипотеза происхождения Солн.системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал идею, что причина отливов и приливов–влияние Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения,а также идею естественного происхождения чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно менялись по мере его дух.развития.Если до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом естественно-науч.??,то потом его дух погружается в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы бытия,позн-я,чела,нравственности, гос-ва и права,эстетики,т.е.всей системы ф-ии.(«Чел,этика и право–вот альфа и омега всего фил.учения великого мыслителя»).С 1770г.–критический период его тв-ва.До Канта в теории позн-я господствовало представление,что структура и зн-е определяются объектом позн-я.Кант говорил обратное:структуру позн-я определяет субъект позн-я.Для док-ва нужны след.понятия:феномен,ноумен, вещь в себе.Феномен–явление,т.е.чувственное восприятие вещи,как она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия м/д феноменом и вещью в себе. Имея дело с феноменом,мы постигаем ноумен,но никогда не познаем вещь в себе.Чтобы ориентироваться в мире феноменов,мы используем априорные формы рассудка,к-ые живут в нашем созн-и,но к-ых нет в реальной жизни (мери-дианы есть на карте,но их нет на самом деле).Несоответ-ствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в ф-и:мы знаем,что мир сущ-ет,но док-ть это логически не сможем.Мы будем работать не с предметами,а с их феноменами.Кант:«Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем.Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов,а вне него–трансцендентально–там уже господствует вера.Априорные формы рассудка в нашем созн-и уже есть.Мы окружены феноменами.Чтобы разобраться с потоком феноменов, мы должны их упорядочить.Это упорядочение не имеет ничего общего с содержанием того объективного мира,к-ый является источником феноменов.Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установить причинно–следственные связи,но в мире нет понятия пространства и времени,они есть только в нашей голове.Кант опровергает существование врожденных идей(а как же быть с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).Вывод:Кант воздвигнул непроходимую границу м/д субъектом и объектом,если под объектом мы понимаем не феномен,а его сущность.

Субъект всегда будет  внешним по отношению к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно передать знания от одного человека к другому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный идеализм).

 

 

14. Диалектическая философия Г.Гегеля. Рационализм, Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и количества. Качество -  это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за нарушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Спорить это искусство. Раньше думали, что  не должно быть противоречий. Гегель же считает это необходимой стадией  интеллектуального развития. Важна  диалектическая логика. Принцип восхождения  от абстрактного к конкретному. Раньше считали, что мысль абстрактна. Для Гегеля самое абстрактное это чувственное восприятие.

 

15. Соц.-экономич. и идейные предпосылки ф-фии марксизма. Соц. ф-фия марксизма и ее эволюция в учениях зап. марксизма и неомарксизма. Марксизм возник в 40-е годы XIX в. Его основополож. – К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Формир. взглядов Маркса и Энгельса происходило под влиянием нем. классич. ф-фии, англ. политич. экономии и утопического социализма. Самым большим достиж. нем. классич. ф-фии было учение о развитии. Но в этом учении материя признавалась пассивной, утверждалось, что обществ. развитие имеет свое заверш.Такую диалектику нельзя было применять для познания и практики, не очистив ее от идеализма и метафизики. Основа марксизма – материалистич. понимание истории. Карл Маркс, Фридрих Энгельс пытались соединить диалектику и материализм. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи -  движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой. (Принципы марксисткой онтологии). Энгельс: "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Людвиг Фейербах" и пр. Маркс: "Капитал". 1. марксистская политическая экономия (неустранимость эксплуатации при капитализме на основе теории прибавочной стоимости, основа - частная собственность на средства производства), 2. ф-фия (попытка соединить французский материализм и Фейербаха с диалектикой Гегеля), 3. теория научного социализма (коммунизма).  «Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления» (Маркс).

Основополож. марксизма описали процесс антропосоциогенеза, обнаружили нек-рые причины соц. дифференциации, раскрыли мех-зм формир. разнообразных институтов, выделили феномен обществ. сознания и т. д. Материалистич. монизм в объяснении общества стал в нек-ром роде предпосылкой для однолинейной трактовки истории. подчеркивается роль практики (материально-чувственной деятельности) как основы познанияВладимир Ильич Ленин (1870-1924).В. И. Ленин стремился соотносить теорию с постоянно развивающейся и усложняющейся практикой Основные работы: «Что такое друзья марксизма и как они воюют против социал-демократии», «Еще раз о профсоюзах и об ошибках Троцкого и Бухарина», « О значении воинствующего материализма». Выделял 5 общественных  формаций: первобытнообщ., рабовладельч., феод., капиталистич., коммунистич.. Ставит ряд задач: 1.  необходим союз марксистских философов с материалистами; 2. необходимо изучать религию и пропаганд. атеистический материализм;3. необходим союз марксистской философии с естествознанием;4. необходимо систематически изучать диалектику Гегеля.

С т. зр. марксистов, сущность человека определ-ся теми соц. услов., в  кот-х он находится. Человек таков, какова окружающ. его обществ. среда. Соответств., соц. сущность человека не может быть постоянной. Человек не только продукт обс-тв и воспит., он и сам изменяет обществ. среду и себя. Др. словами, в какой мере человек изм. природу и соц. среду, приспосабл. их для себя, в такой мере меняется и сам человек. марксизм подчеркивает, что все личности - субъекты деятельности -- труда, познания, общения. Однако личность выступ. субъектом деят-ти не изолированно, а как часть соц. коллектива (нации, государства, партии, класса, ). Поэтому ее индивид. развит. возможно только в коллективе и на его основе. определенные индивиды, определенным образом занимающиеся пр-венной деят-тью, вступают в опред. обществ. и полит. отнош. Люди явл. производителями своих представл., идей и т. д.

Подлинной основой всех свобод является "свобода жить", свобода от нужды, свобода от эксплуатации и от неуверенности в завтрашнем дне. Человечество становится все более свободным по отношению к природным и общественным закономерностям, познает их, используя эти знания для реализации своих целей, но в условиях господства частной собственности и эксплуатации человека человеком - рост свободы для общества оборачивается утратой ее большинством людей. Причину этого марксизм видит в отчуждении людей.

 

16.Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"