Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:59, шпаргалка
1.Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр. Мировоззр - это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты: 1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними. 3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала. Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом. 2 ф-ции: 1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности. 2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели. Стр-ра мировоззр.: 1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
45. Понятие метода и методологии.
Классификация методов научного исследования. науч.методы,регламентирующие
познават.дей-я,операции,
46.Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. в научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования. Их различают по определенному набору критериев: характеру предмета исследования, типу используемых средств, особенностям методов и формам фиксации полученного результата. На эмпирическом уровне исследование ориентировано на познание (описание) явлений - установление факта самого существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т.д. Соответственно предмет научных исследований на эмпирическом уровне составляют наблюдаемые явления и их корреляции (соотношения, зависимости). Фиксируя отношения между явлениями, исследователь улавливает проявления закона и фиксирует их в виде эмпирических закономерностей. Эти закономерности могут иметь очень высокую степень общности, т.е. проявляться в подавляющем большинстве ситуаций, аналогичных исследуемой ситуации. К средствах эмпирического исследования относятся средства реального наблюдения, измерения и экспериментирования (приборы наблюдения, экспериментальные установки, специальные оборудование и помещения, реактивы, пробные объекты и др.), которые должны обеспечивать непосредственное материальное взаимодействие исследователя с природными или социальными объектами. В соответствии с типом используемых средств к методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Наряду с упомянутыми эмпирическими закономерностями, составляющими наиболее развитую форму фиксации результатов эмпирических исследований, знание эмпирического уровня выражается в диаграммах, графических зависимостях, статистических описаниях, числовых таблицах и др. Вместе с тем главной формой выражения знания на эмпирическом уровне исследований является научный факт. Эмпирическими фактами являются сведения о многочисленных наблюдаемых природных явлениях (климатических аномалиях, землетрясениях, солнечных затмениях и др.), свойствах природных тел (повышать или понижать температуру, увеличивать или уменьшать объем, менять агрегатное состояние и др.), общественных процессах (войнах, экологических кризисах, реформах, революциях, репрессиях и др.). Со спецификой форм выражения эмпирического знания связаны некоторые особенности используемого для этого языка. Он должен быть адаптирован как к специфике наблюдаемых явлений и объектов экспериментирования, так и к особенностям языка их теоретического объяснения. На теоретическом уровне исследование направлено на выяснение сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоретического исследования - объяснение явлений. Поэтому основным средством теоретических исследований выступают теоретические абстрактные объекты (модели, конструкты). Теоретическое исследование в значительной части своего содержания представляет собой манипулирование данными конструктами: наделение их новыми свойствами с учетом изменившихся условий существования исследуемого объекта и его взаимодействий с другими объектами. В целом деятельность (манипуляции) с абстрактными конструктами составляет один из фундаментальных признаков теоретического исследования. К данному виду деятельности в той или иной степени привязаны методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, формализация и др. Результаты научных исследований на теоретическом уровне фиксируются в форме понятий, законов, принципов, категорий, а в идеале — в форме развитой теории. Содержание теоретического уровня постоянно обновляется за счет информации эмпирического характера и в свою очередь активно влияет на процесс эмпирического познания
48. Феномен научной революции. Науч.революции-те
этапы раз-вития науки когда происходит
смена исследоват.стра- тегий,задаваемых
ее основаниями.Основания науки вкл.неск-ко компонентов.Гл.среди
них:идеалы и методы исследования (представления
о целях науч.дея-сти и способах их достижения);науч.картина
мира (целост-ная система представлений
о мире, его общих св-ах и закономерностях,
формирующаяся на основе науч.по-нятий
и з-нов);фил.идеи и принципы, обосновывающие
цели,методы,нормы и идеалы науч.исследования.
Мож- но выделить 4 науч.революции.1-ой из
них была рево- люция XVIIв.,-становление класс-кой
науки.2ая произо- шла в к.18-1ой пол.19вв.-переход
от класс.науки к дис-циплинарно организованной
науке Появление таких наук,как биология,химия
и др. способствует тому,что механическая картина мира
перестает быть общена-учной и общемировоззренческой.
Биология и геология вносят в картину мира идею развития.Происходят
из-менения и в фил.основаниях науки.
Центр.проблемы ф-и в этот период:?? дифференциации
и интеграции науч. зн-я,полученного в
разных науч. дисциплинах,соотн-я разл.методов
науч. исследования, классификация наук
и поиск ее критериев.3-я революция охватывает
период с к.19до сер.20в.Революционные преобразования
произо- ли сразу во многих науках:в физике
были разработаны релятивистская и квантовая
теории,в биологии-гене- тика,в химии-квантовая
химия и т.д.Возникают новые отрасли науч.зн-я-кибернетика
и т-я систем.В рез-те сформировалось новое, неклассическое,естествозн-е. Идеалы
и нормы неклассической науки базировались
на отрицании разумно-лог.содержания онтологии,способ-ности
разума строить единств-но верную идеальную
модель реальности,позволяющую получать
един-но истинную теорию.Допускалась возможность
признавать истинность сразу неск-ких
теорий.Возникла соответствующая неклассическому
естествознанию картина мира, в к-ой появилось
представление о приро-де как сложном
динамическом и иерархизированном ед-ве
саморегулирующихся систем. Изменились
и фил. основания науки.Ф-я ввела в систему
обоснований последней идею истор.изменчивости
науч.зн-я,призна-ла относительность истины,разработала
представление об активности субъекта
позн-я.Существенные измене-ния претерпели
многие фил.категории.Это относится к
категориям часть,целое,причина, случайность,необхо-димость
и т.д.Стало ясно,что целое и часть находятся
в более сложных взаимоотн-ях в сложных
системах.Большое внимание стало уделяться
категории случайность, ибо наука открыла
огромную роль случайности в ста-новлении
з-нов необходимости.4ая нау.революция началась
в последней трети 20вв.-постнеклассической науки.Объекты
исследования:сложные системные образования,к-ые
хар-ются уже не только саморегуляцией,но
и саморазвитием. Науч. исследова-ние
таких систем требует принципиально новых
стратегий, к-ые частично разработаны
в синергетике. Синергетика (греч.совместный)
- направление междисциплинарных исследований,
объектом к-ых являются процессы саморазвития
и самоорганизации в открытых системах
(физ-их,хим-их).Было выявлено,что материя
способна при опред.усл-х к самоорганизации.
Синерге-тика впервые открыла механизм
возникновения порядка из хаоса, беспорядка.
Постнеклассическая наука имеет дело
с системами особой сложности, требующими
принципиально новых познават.стратегий.Для
изучения и описания саморазвивающихся
систем с вариабельным поведением не пригодны
статические идеальные модели.Требуется
строить сценарии,вкл-я в них точки бифуркации
и возможные пути развития систем.Это
привело к существенной перестройке норм
и идеалов исследования.По-новому строятся
и фил.основания постнеклассической
науки.Ф-я фиксирует зависимость науч.позн-я
от социальности и состояния культуры,признает
истор.изменчивость онтологических допущений,идеалов
и норм позн-я.Науч.революции были одновременно сменой
типов рациональности.Тип науч. рациональности-состояние
науч.деят-сти,представленной как отн-е
«субъект-ср-ва исследования-объект»и
направленной на получение объективной
истины.Классический тип рациональнос-ти
в научной деятельности,понятой как отн-е«субъект-ср-ва-объект»,
50. Понятие общества и социальной реальности. Общество как система. Предметом изучения соц. философии является общество как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеч. общ-ва, его качественного своеобразия, целей, мех-мов социогенеза, динамики и смысла истории. Общества определяют как: 1) выделенную из природы и взаиможействующ. с ней реальность; 2) систему человеч. деят-ти, ее условий и рез-тов; 3) систему взаимод. м-ду людьми; 4) систему соц. коммуникации м-ду людьми на основе культурных ценностей; 5) определнный этап человеч. истории или конкретного общ-ва. Стру-ру общ-ва образуют след. эт-ты: соц. индивиды, соц. группы, соц. общности, соц. институты. Соц. ф-фия рассматривает общ-во в каче-ве сверхсложной системы, в которой – наряду с объективными – всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором соц. деят-ти, организующим соц. реальность, является сам человек. Он привносит в соц. реальность индивидуально-значимые и общечеловеческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию м-ду людьми, создает к-ру и осуществляет выбор вар-тов развития общ-ва. такой статус соц. субъкта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект исследования изнутри, будучи включенным в его структуры, и способен управлять им и контролировать законы его функционирования. Поэтому фундаментальной соц.-философской проблемой является поиск ответа на вопрос: что составляет основу общественонго согласия людей и, тем самым, определяет целостность общ-ва как такового?.
51.Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации. Соц. стр-ра общ-ва представл. собой: 1) совокупность относит. устойчивых общностей людей; 2) исторически сложившиеся формы организации совместной деят-ти; 3) систему связей и взаимод. м-ду соц. группами.
В совр. лит-ре понятие соц. стр-ры общества
использ. как в широком, так и
в узком смысле слова: 1) в первом
слу. соц. стр-ра общ-ва понимается как
система основных сфер обществ. жизни
– экономич., политич., духовной и
др; 2) во втором случ. соц. стр-ра общ-ва
обознач. совокупность различных соц.
групп, существующих в общ-ве, и отношений
м-ду ними. Основные компоненты соц. стр-ры
общ-ва: 1) индивид, обладающ. соц.-значимыми
кач-вами, определяющ. его личную позицию;
2) соц. общность, представляющая собой
то или иное объединение людей на основании
общих признаков; 3) соц. институт как система
форм организации и мех-мов регулирования
обществ. отношений, соответствующих учреждений,
а так же совокупность норм, благодаря
которым общ-во функционир. и развивается.
Соц. стра-ра общ-ва и ее разные классификац.
отражают соц. дифференциацию обществ.
системы. В завис. от критерия, который
применятеся для выявления тех или иных
компонентов социума, выделяют след. традиционные
типы соц. стр-р общ-ва: этническую, демографическую,
поселенческую, соц-классовую, стратификационную,
профессионально-
52. Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации. Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицированна в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Искусство построено на чувственном восприятии действительности, искусство не нужно объяснять. Чтобы понять образ, его достаточно почувствовать. Философия требует усилий и подготовки со стороны человека, стремящегося объяснять видимый мир посредством понятий и логики. Но и тот, и другой способ нацелены на познание видимого мира, религия же [religio лат. связь] нацелена на связь, частичное постижение мира невидимого
54. Источники и движущие силы общественного развития. Эволюция, революция и реформа в общественной динамике. Проблема источника историч. развития связана с решением вопроса о том, что движет историю, т.е. о тех глубинных причинах, которые определяют качеств. изменение общ-ва и его переход к новому состоянию. В решении этой проблемы на сегодняшний день выделяют три основные модели: теории социального противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории соц. противореч. исходят из общедиалектических установок, в соответств. с которыми именно единство и борьба противоположностей явл. источниками развития как в природе, так и в общ-ве. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил определяет внутр. динамику прогресса. В кач-ве предтеч данной теории можно выделить Макиавелли, Гоббса, Гегеля. Рассматривая соц. противоречия как «вечный двигатель» истории, марксизм видит их высшую форму проявл. в классвой. Солидарисм далет акцент на соц. сплоченности как гаранте сбалансированного развития общ-ва. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная стр-ра общ-ва, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов. Неизбежно возникающие конфликты и противоречия рассматр. здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса. Теории конфликта выступают как синтетические по отношению к вышеназванным можелям. По сравнению с соц. противоречием конфликт явл. более узким понятием и определ-ся как осознанное противостояние двух или более сторон. В формах соревнования и конкуренции конфликты способствуют соц. инноваиям, явл. источником историч. развития. сли говоря об источнике историч. развития, мы отвечаем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории – это вопрос о том, кто ее движет.В этом плане под субъектом историч. развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической активности. В кач0ве субъекта истории в философии выделяли: личность, народные массы, элиту. Под движущими силами истории понимали: народ, народные массы, массы. Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в ф-фии Просвещ. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Учение о народных массах как субъекте и движущей силе истории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производста явл. здесь определяющим фактором историч. динамики. Теории эли каксубъекта истории и массы как ее движещей силы. Элита облад. материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой, реальным весом и влиянием в общ-ве.
.
55. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы. Одной из важнейших проблем ф-фии истории явл. вопрос о направленности и периодизации историч. процесса, т.е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общ-во. В решении вопроса о направленности выделяют линейные и нелинейные интерпретации истории. Нелинейные интерпретации истории выступают как генетически первичные и восходят к мифологическим представл. о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в повторяющихся космич. циклах. Первая концептуализац. данной идеиосущ. в 18 в. одним из основоположников ф-фии истории Дж. Вико. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной, героической, человеческой. В неклассич. ф-фии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизац.-циклич. моделях, наиболее авторитетными из которых явл. концепция культурно-историч. типов Данилевского, «морфология к-ры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие цивилизация здесь использ. для обознач. устойчивого этнокультурного образования, сохраняющ. свою специфику и целостно на протяжении длит. историч. промежутка времени. Линейные концепции истории восходят к христианству, в рамках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве историч. судьбы человечества. Линейные интерпретации истории существуют в двух основных видах: прогрессизм и регрессизм. Регрессизм идеализирует прошлое, в кот. усматр. «золотой век» цивилизац. Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рамках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человеч-ва о справедливости, благополучии и свободе. для неклассич. концепций прогрессизма хар-но: 1) выделение материально-производственных факторов в кач-ве критериев и гарантов прогресса; 2) подчинение истории человечества единым универсальным законам; 3) абсолютизация прогресса как направленного качественного развития общ-ва от его низших стадий к высшим. В завис. от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационно-стадиальный подходы. Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, согласно которому история – это закономерная смена общественно-экономических формаций. Формация – это исторически конер. тип общ-ва, характериз. определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис явл. определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом. Цивилизац.-стадиальные модели представлены в концепциях постиндустриального общ-ва. Понятие цивилизации здесь выступает в двух основных аспектах: 1) как противопоставление доцивилизац. общ-вам; 2) как длительная стадия в развитии общ-ва, основанная на определенном типе технико-технологич. факторов, определяющ. историч. специфику природно-преобразоват. и социокультурной практики. Выдел 3 типа цивилизац.: 1) доиндустриальная 2) индустриальная 3) постиндустриальная.