Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:27, шпаргалка
основные понятия философии средневековья
Однако наибольшее
влияние оказал всё же Аристотель.
Новая рецепция философии Аристотеля
и составляет характерную черту
высокой (зрелой) схоластики XIII в. Ни один
крупный мыслитель отныне не проходит
мимо основательного изучения текстов
Аристотеля. Возникли две противоборствующие
традиции – францисканская, ориентированная
на Августина и неоплатонизм, и
доминиканская, аристотелевская; обе
традиции были связаны с соответствующими
монашескими орденами. К представителям
зрелой схоластики относят Роберта
Гроссетеста, Роджера Бэкона, Раймонда
Луллия, Альберта Великого (Больштедтского)
и др., однако самым выдающимся систематиком
средневековой философии стал Фома Аквинский
(XIII в.). Ему удалось наиболее полное и глубокое
соединение аристотелизма с традицией
христианского богословия. В конце XIX в.
его учение было принято католической
церковью в качестве непоколебимой основы
всей христианской философии (неотомизм).
Среди его многочисленных и обширных произведений
следует назвать прежде всего “Сумму
против язычников” и “Сумму теологии”.
В сочинениях Фомы достигает совершенства
схоластическая форма (метод), следующая
форме схоластического диспута: тезисы;
вопросы для их выяснения; различные решения
и аргументы “за” и “против” каждого
из них (pro et contra); собственное решение (истинное)
и опровержение остальных (ложных); наконец,
построение всего рассуждения в виде силлогизма.
Философия Аквината – самая фундаментальная
попытка поставить религию и богословие
выше философии, веру – выше разума.
XIV в. – время
поздней схоластики, кризиса схоластики,
связанного с отказом от её основной идеи
– союза веры и разума, богословия и философии,
рационального обоснования веры. Начинается
критика метафизических систем старых
школ (via antiqua – античного, “старого” пути),
связанная с развитием естественно-научных
интересов и исследований (Вильям Оккам,
Жан Буридан и др.). Последние великие схоластики
средневековья, в особенности Оккам, переходят
на позиции теории двойственной истины.
Вера и богословие необходимы для спасения,
имеют практическое значение. С одной
стороны, философия не нужна богословию,
не способна ничего решить в богословских
вопросах. Например, доказательство бытия
Бога невозможно (регресс уходит в бесконечность
и ряд условий не может быть завершён),
да и не нужно. С другой стороны, теоретические
вопросы решаются философией – здесь
необходим разум, а не вера или авторитет.
Поэтому вера и богословие ничего не дают
философии. Тем самым философия и богословие
отделяются друг от друга. Богословие
ограждается от критики учёных и философов,
а философии предоставляется полная свобода
и независимость от богословия. Тем самым
поздняя схоластика подготовила почву
для перехода к новой культуре светского
типа, к эпохе Возрождения, когда научно-философская
мысль снова становится самостоятельной
и творческой, освобождается от опеки
церкви, от навязанных ей догм.
Учение Майстера
Экхарта – высшая точка в развитии традиции
средневековой христианской мистики.
В ней речь идет о духовном пути, ведущем
к индивидуальному внутреннему созерцанию
божественного и личному, внецерковному
соединению с ним.
Апологетика,
патристика и схоластика как основные
направления средневековой
Основными
направлениями средневековой
Апологетика
("апология" в переводе означает
"защита") - это философское
направление, которое ставило своей
задачей обоснование истинности
и защиту христианства от критики
античных философов. Апологетика подразделяется
на западную, которая закладывает основы
католической церковной традиции, и восточную,
лежащую в основе православной церковной
традиции. Крупнейшим представителем
западной апологетики был Квинт Септимий
Тертуллиан (http://antology.rchgi.spb.ru/
Восточная
апологетика, в отличие от западной,
ориентируется на созерцание внутреннего
человека, неисповедимых глубин человеческого
духа. Особое внимание восточные апологеты
уделяют экзегезе - аллегорическому прочтению
и толкованию священных текстов. В рамках
этой ветви апологетики закладываются
основы апофатической теологии, главный
принцип которой состоит в том, что, определяя
Бога, мы можем сказать только то, чем он
не есть. Крупнейшими представителями
восточной апологетики были Ориген (Ириней
Лионский и Юстин
Формулировка основ христианского вероучения - догматики - которая происходит на Вселенских церковных соборах, первым из которых был состоявшийся в 325 году Никейский собор, приводит к возникновению второго направления средневековой философии - патристики. Название этого направления пошло от имени Отцов церкви (по латыни "патер") - наиболее авторитетных христианских мыслителей, которым церковь доверяла объяснение фундаментальных догматических положений. В рамках патристики закладываются основные принципы средневековой христианской мысли. Патристика также подразделяется на западную и восточную.
Крупнейшим
представителем западной патристики был
Аврелий Августин Августин является одним
из крупнейших европейских мыслителей,
который первым в своей книге "О Граде
Божьем" сформулировал христианское
понимание истории. В соответствии с ним,
история имеет своё начало (момент творения),
кульминацию (жизнь, смерть и воскресение
Христа) и завершение (второе пришествие
и Страшный суд). Каждое историческое событие,
согласно Августину, является неповторимым,
значимым и уникальным в контексте грядущего
спасения или проклятия. Но Августин осмыслил
не только историю человечества, в своей
знаменитой "Исповедион дал блестящее
описание духовных исканий человека и
доказал важность обращения души к Богу.
Августин является основоположником жанра
исповеди в мировой литературе.
Представителями
восточной патристики были члены
так называемого "каппадокийского
кружка": Василий Великий Григорий Назианзин
и Григорий Нисский). Для стиля мышления
этих философов характерна медитативная
созерцательность и поиск божественной
мудрости, которая не сводится к разумному
началу. Сильное влияние на восточную
патристику оказало учение неоплатонизма.
Третьим, последним
направлением средневековой философии
была схоластика Её возникновение связано
с появлением в 9 веке монастырских
школ и началом преподавания философии
как самостоятельной учебной
дисциплины. Напомним, что философия
или диалектика входила в число
"семи свободных искусств", которые
составляли системы средневекового
образования (кроме диалектики к
этим искусствам относили грамматику,
риторику, арифметику, геометрию, астрономию
и музыку). Термин "схоластика",
таким образом, означает "школьная
философия".
В рамках схоластики
разрабатывается сложная и
Золотым веком
схоластики считается тринадцатое
столетие, а её крупнейшим представителем
Фома Аквинский Фому Аквинского часто
называют "Средневековым Аристотелем",
так как он упорядочил существовавшее
в то время знание и привёл его
в состояние логически
Бог как источник движения;
Бог как порождающая причина;
Бог как необходимость, царящая над миром случайностей;
Бог как
носитель наивысшей степени
Бог как
конечная цель развития мира.
Кроме того,
Фома Аквинский разрабатывает учение
о "двойной истине", в соответствии
с которым противоречие между
истиной теологии (религиозные догматы)
и истиной философии (рациональное
познание) является допустимым, так
как оба эти направления
В целом, Средневековье представляет интересную для развития философия эпоху, смыслом которой стало создание исключительно религиозной, духовной философии. Эта присущая Средневековью высокая духовность привлекает внимание современных исследователей. Но, с другой стороны, то, что Средневековье игнорирует "земного", плотского человека, говорит о его односторонности, которая, вероятно, и стала главной причиной кризиса этой мировоззренческой системы.