Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:27, шпаргалка
основные понятия философии средневековья
Средневековая
европейская философия – это
религиозная философия, а именно
– христианская философия по своей
сути и по своим представителям:
почти все средневековые
Первый период
истории христианской философии
совпадает по времени с поздней
античностью и началом
Внутри патристики
различают стадии 1) апологетики (литературной
защиты христианского образа жизни
и веры от нападок во времена преследований
христиан); 2) разработки основных догматов
вероучения; 3) систематизации богословия
(до VIII в. в православии, в католицизме
– и далее). В патристике различают
также два течения – западное (латинское:
Тертуллиан, Августин и др.) и восточное
(греческое: Юстин, Климент Александрийский
и др.). Главнейшие богословско-философские
проблемы этого периода – теологическая
(единство и троичность Бога, отношение
лиц или ипостасей), христологическая
(отношение божественной и человеческой
природы в Христе), антропологическая
(первородный грех, свобода воли, спасение,
душа и тело).
Ориген, современник
Плотина и его товарищ по школе Аммония
Саккаса, предпринял первую попытку систематической
философской рефлексии над содержанием
христианской веры, первую попытку синтеза
христианства с неоплатонизмом. Григорий
Нисский (IV в.) также предпринял одну из
наиболее значительных попыток создания
системы богословия. Большое влияние на
христианскую средневековую философию,
теологию и мистику оказал Псевдо-Дионисий
Ареопагит, которого считали непосредственным
учеником апостолов. Однако приписываемые
ему сочинения, четыре трактата и десять
писем, были написаны во второй половине
V в. н. э. в Сирии, входившей тогда в состав
Византии. Установлена идейная зависимость
автора от Прокла. Ареопагит соединяет
христианство с неоплатонизмом и предвосхищает
метод схоластики. Он провёл систематическое
различие между катафатической (положительной)
и апофатической (отрицательной) теологией.
Ареопагитики – один из главных источников
средневековой христианской мистики.
Описание мистического опыта можно найти
в индийской философии, у греков – в “Эннеадах”
Плотина. В христианстве мистический элемент
ограничен и поставлен под контроль духовенства,
которое и выступает в качестве посредника
между Богом и отдельным человеком. Христианский
мистицизм существует в двух основных
формах: теоретического мистицизма, т.
е. стремления к слиянию с Богом посредством
размышления, познания (“гностицизм”
в широком смысле), и аскетической практики,
“подвига”, монашеского служения, “восхищения
сердца” и т. д.
Однако самый
знаменитый представитель патристики
и вообще один из самых влиятельных
мыслителей Запада – Аврелий Августин.
Его труды – один из важнейших источников
средневекового философско-богословского
мышления. Усвоив античную философию,
пройдя через горнило античного скептицизма,
он систематизировал христианское мировоззрение
как целое и заложил основы всей традиции
христианской философии. Особенно глубоко
и всесторонне при этом он использовал
учение Платона и неоплатонизм. После
Августина вплоть до эпохи Возрождения
(около тысячи лет) платонизм существовал
в своей христианизированной форме августинизма.
В его сочинениях также разработаны идеи,
которые получили дальнейшее развитие
и в Новое время и даже в современной философии,
например, у Декарта или у Гуссерля в их
анализе самосознания и сознания времени.
Учение Августина – теоцентризм. Каждая
страница его знаменитой “Исповеди”
проникнута верой в Бога, живым чувством
его присутствия, связи с ним, любви к нему.
Второй период
в истории средневековой
В истории
схоластики различают несколько
периодов.
В ранней схоластике
(IX–XII вв.) разрабатывается схоластический
метод; разгорается спор об универсалиях,
т. е. о том, существует ли общее, т. е.
роды и виды, реально, независимо от
человеческого мышления и отдельных
вещей (схоластический реализм), или
же они существуют только в качестве
абстракций в уме и названий, имен
отдельных вещей (номинализм). В течение
нескольких столетий после Августина
философско-богословские идеи сохраняются
и передаются из поколения в поколение;
существенно новых учений не возникает.
Единственное, видимо, исключение – творчество
ирландца Иоанна Скота Эриугены (IX в.).
Его считают одним из самых глубоких мыслителей
неоплатонического и пантеистического
движения в западном (латинском) христианстве.
Он был сторонником рационализации и “философизации”
теологии.
Переломный
период в истории средневековой
философии – XI–XII вв. К этому времени
окончательно оформился европейский
феодализм. В XI в. произошло окончательное
и формальное размежевание католической
и православной церквей (взаимное предание
анафеме). С конца XI в. начались крестовые
походы (до конца XIII в.). Ансельм, архиепископ
Кентерберийский (XI в.) считается “отцом
схоластики”, хотя собственно схоластический
метод сложился позднее. Оправдание веры
разумом – основополагающая идея схоластики.
В контексте этого убеждения и было дано
знаменитое онтологическое доказательство
бытия Бога (онтологический аргумент),
которое должно убедить даже тех, кто в
Бога не верит, но имеет разум. Ансельм
– последователь Августина, представитель
схоластического реализма. До того, как
Бог создал мир, полагал он, последний
был в Боге как его идея. Прообразы мира
– это “внутренняя речь” Бога, а возникающий
мир – отображение его Слова. Отдельные
вещи существуют лишь в качестве подчиненных
форм, видоизменений общей сущности.
Для схоластического
номинализма, напротив, реальны лишь
отдельные вещи (индивиды), а универсалии
существуют лишь в человеческом уме.
Их можно понимать либо как абстрагированные
от вещей понятия, либо даже как просто
имена. Так, для Иоганна Росцелина
универсалии – это только слова (universale
est vox). Нет такой реальной сущности как
человек вообще. Реально существуют лишь
отдельные люди – Сократ, Платон и т. д.
“Человек” – лишь слово, обозначающее
имена отдельных людей, оно служит для
классификации других слов. Иначе говоря,
надо различать слова – метки (знаки) самих
вещей и слова – метки для других слов.
Пьер Абеляр
(XI–XII вв.) представляет в этом споре
позицию, которую называют концептуализмом:
1) универсалии, как идеи божественного
духа, есть до вещей; 2) они существуют,
далее и как общее в самих
вещах; но эта общность не есть отдельная
самостоятельная сущность (вещь), –
она постигается человеческим духом
путем абстракции; 3) универсалия
существует и после вещей как
понятие (conceptus) о вещах, которое образуется
поэтому не произвольно, ибо оно имеет
основание в самих вещах. Абеляр был страстным
любителем диалектики в её схоластическом
понимании. Он собрал в своем знаменитом
трактате “Sic et Non” (“Да и Нет”) множество
противоречащих друг другу положений
Библии и отцов церкви, чтобы показать,
что тексты авторитетов нуждаются в толковании,
не могут и не должны приниматься буквально
и неизменно. Тем самым Абеляр внес значительный
вклад в развитие схоластического метода,
ставя многочисленные вопросы для обсуждения,
сравнивая различные взгляды, их основания,
приводя аргументы за и против и, по возможности,
стремясь найти окончательное разумное
и истинное решение.
В VII в. возник
ислам – третья мировая религия,
образовался огромный арабский халифат,
охвативший древние центры культуры.
В VIII–XII вв. многочисленные греческие
рукописи были переведены на арабский
язык. После того, как мусульманские учёные
познакомились с греческой философией,
слепая вера в Коран сменилась философским
обсуждением основных богословских проблем
– возник аль-калам, в котором с самого
начала, с периода переводческой деятельности,
боролись несколько различных направлений:
хариджиты (жёсткие, непримиримые ортодоксы),
мурджииты (вера важнее поступков и судить
о человеке может лишь аллах), джабрииты
(отрицавшие свободу воли), кадариты (признававшие
свободу воли и ответственность за поступки).
После эпохи переводов главные вопросы
мусульманской теологии – о сущности
и свойствах Бога, о правомерности метафорического
толкования Корана. “Антропоморфисты”
выступили против всякого символического
толкования: Коран надо понимать буквально.
Мутазиллиты – господствующее направление
в мусульманской теологии – выступили
против антропоморфизма, за строгий монотеизм
(против христианской троичности). Параллельно
аль-каламу развивался суфизм – арабский
мистицизм, испытавший влияние древних
восточных религий, христианской мистики,
неоплатонизма.
Наряду с
ортодоксальным мусульманским богословием
в IX–XII вв. возник арабский перипатетизм
(аристотелизм), скептически относившийся
к Корану, в большей мере опиравшийся на
разум и научное знание. Его основоположник
Аль-Кинди (IX в.), “философ арабов”, написал
более двухсот трактатов по метафизике,
логике, этике, математике, астрономии,
музыке, медицине, о различных ремёслах
и большое число комментариев к сочинениям
античных философов и учёных. Аль-Фараби,
“второй учитель” (после Аристотеля),
также написавший множество сочинений
по всем отраслям науки и ряд обстоятельных
комментариев к метафизике и логике Аристотеля,
стремился к синтезу аристотелевского
учения об Уме и неоплатонического учения
об эманации. На его работы опирался известный
философ и врач Авиценна (Ибн-Сина). Аль-Газали,
крупнейший богослов мусульманского средневековья,
подверг этих перипатетиков критике, так
как они отвергают собственно акт творения
мира, который у Авиценны и других аристотеликов
существует необходимо и вечно через Бога.
Аль-Газали стремился ограничить притязания
философии, указывая на слабость и ограниченность
человеческого разума. Последний выдающийся
арабский аристотелик, Аверроэс (Ибн-Рушд,
XII в.) знаменит своими обширными комментариями
к сочинениям Аристотеля. Он стремился
к синтезу аристотелевской философии
и ислама, различая уровни и ступени понимания
Корана, соответствующие способностям
человека. Аверроэс – один из авторов
теории “двойственной истины”: буквальный
смысл Корана предназначен для простых
людей, его цель – не познание, а поступки,
праведная жизнь. Познания сущности Бога
и мира надо искать в философии: её содержание
и скрытый смысл Корана совпадают. Аверроэс
оказал значительное влияние на развитие
европейского свободомыслия. Он был одним
из главных идейных противников для главного
христианского ортодокса-аристотелика
– Фомы Аквинского.
Через Испанию
арабские переводы греческих философов
и комментарии к ним в XI в. проникли
в Западную Европу. Таким путём латинский
Запад познакомился, например, со всеми
сочинениями Аристотеля (а не только с
его работами по логике, переведёнными
на латинский язык Боэцием). Арабские учёные
дали новый мощный толчок развитию христианской
философии: европейские ученые получили
доступ к значительно большей части греческого
научного наследия, чем раньше. Представители
Шартрской школы, например, были знатоками
античной и арабской науки, в том числе
атомистов, римских писателей и поэтов.
Натурфилософские проблемы интересовали
их не менее богословских. Противоположное
умонастроение представлял Бернар Клервосский
(XII в.), мистик, религиозный фанатик, ориентировавшийся
не на философию и диалектику, а на текст
Священного Писания, непосредственное
религиозное чувство соприкосновения
с потусторонним, интуицию, любовь в Богу,
экстатическое слияние с ним. Единственная
цель жизни – познание Бога – достигается
не умствованиями и рассуждениями, а самоотречением,
аскезой, смирением, подвижнической жизнью,
сознанием своего ничтожества перед бесконечно
превосходящим человека Создателем.