Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:27, шпаргалка
основные понятия философии средневековья
Важнейшие
вопросы античной философии: 1) вопрос
о бытии, о сущем, об “архэ”, т. е.
о единой первооснове, первоначале, первопричине
всех вещей, а также о главном законе, “логосе”
мира; иначе говоря, поиск единого в многообразии
мира, неизменного во всяком возникновении,
уничтожении и изменении; 2) вопрос об истине
– “алетейя”, или о раскрытии бытия в
мышлении человека, о его познании и “созерцании”
(“феория”) человеком; 3) вопрос о человеке,
о его месте в космосе, о свойствах и строении
души и её связи с телом, о назначении человека,
т. е. о благе (добре) и добродетели, о достижении
наилучшего состояния души – “эвдемонии”
(блаженства, счастья) или “атараксии”
(безмятежности, мудрого невозмутимого
спокойствия).
Философия
досократиков (или натурфилософский период,
или “ранняя классика”; VI в. до Р.Х. – первая
половина V в. до Р.Х.) охватывает “старших
натурфилософов” (натурфилософию милетской
школы, пифагорейскую школу, элеатов, Гераклита),
младших натурфилософов и атомистов.
Первых западных
философов, в отличие от восточных,
интересовала прежде всего природа как
единое закономерное целое. В Древней
Греции впервые в истории человечества
возникла теоретическая идея природы,
сформировалось отношение к миру как к
“природе”, были заложены основные принципы
научного естествознания.
Представители
милетской школы ищут первое начало
для всего существующего, архэ, и
понимают его как материю, первовещество,
природную стихию, как то, из чего “всё
состоит”, из чего “всё выходит” и куда
“всё уходит”, как то, что сохраняется
неизменным при всех изменениях в мире
– “воду” (Фалес), “воздух” (Анаксимен),
“безгранично-неопределённую” материю,
или “апейрон” (Анаксимандр). Здесь рождается
могучая традиция западного философского
материализма.
Пифагорейцы
впервые в истории человечества
создают чистую (теоретическую) математику
как науку о числах, линиях и
фигурах и рассматривают число
и числовые отношения, гармонию, как
первоначало и божественное в
мире. Тем самым вместо принципа
материи как первоначала (единого)
они выдвигают принцип формы,
как сущности вещей.
Школа элеатов
противопоставляет чувственно воспринимаемый
мир множественных вещей, как
текучий, постоянно изменяющийся, а
потому – неистинный, мнимый, – миру
умопостигаемому или мыслимому
разумом как истинному бытию,
вечному и неизменному. Элеаты положили
начало всей многовековой традиции западного
философского рационализма, т. е. принципа
тождества мышления и бытия: истинное
бытие – это то и только то,
что мыслится разумом (Парменид). Элеаты
также – родоначальники спекулятивной
философии, представители которой полагают,
что истинное бытие мыслится одним лишь
разумом, без всякой опоры на чувственное
восприятие, опыт. Зенон Элейский выступил
как родоначальник отрицательной диалектики
как учения о противоречивости всего движущегося,
изменяющегося, множественного, т. е. всякого
бытия в пространстве и времени, как свидетельстве
его неистинности.
Гераклит, напротив,
признав первоначалом всего огонь,
как абсолютно подвижную и всё изменяющую
стихию, учил, что истинно лишь всеобщее
изменение, становление, что “всё течёт,
всё изменяется”, что всё в мире “существует
и не существует”, что всё превращается
в свою противоположность – и в этом именно
заключается главный закон, “логос” мира.
Всё же неподвижное и неизменное – не
существует в действительности, представляет
собой видимость, иллюзию. Гераклит –
основоположник положительной диалектики
как учения о том, что единство и борьба
противоположностей, противоречия, “война”
– сущность мира.
Эмпедокл
первым говорил о четырёх элементах,
из которых состоит всё
Атомисты
пришли к мысли о том, что все
тела в природе – сложные, что
они сложены из “простых”, т. е. далее
неделимых частей, абсолютно твёрдых
“атомов”, и что все чувственно
воспринимаемые качества тел – результат
воздействия на органы чувств человека
этих мельчайших невидимых частиц.
Кроме этих вечных и неизменных частиц
и пустоты, в которой они движутся, ничего
не существует, так что всё в мире происходит
с необходимостью и имеет естественные
причины. Демокрит создал первую в истории
систему последовательного и всеобъемлющего
философского материализма.
Анаксагор
также полагал, что существует “семена”,
частицы, из которых сложены все
вещи в мире, но эти частицы бесконечно
разнообразны по качеству и делимы
до бесконечности, и смешаны так,
что в каждой вещи есть частица
всякой другой вещи.
К досократикам
причисляют также софистов, которые, однако,
осуществили в философии антропологический
поворот – от исследования природы они
обратились к изучению человека как общественного
существа. Время деятельности софистов,
которые были первыми “учителями мудрости”
для всех желающих, разоблачали традиционные
мифические представления и поставили
под вопрос традиционные моральные и религиозные
нормы, сделав их предметом сознательного
и критического отношения, называют также
“греческим просвещением”. Софисты открыли
принципы относительности и субъективности
всякого знания о мире (так называемый
философский релятивизм), т. е. его изменчивости
и зависимости от человека как субъекта,
от его способностей и потребностей: человек
есть мера всех вещей. Иначе говоря, первоначалом
всего, “архэ”, надо признать человека,
личность, его чувства и его ум. В философии
софистов впервые находит своё выражение
и обоснование характерный для западной
цивилизации принцип индивидуализма.
Главные представители
классического периода в
Сократ –
основоположник этики, т. е. философской
теории морали, а также диалектики
как такого искусства ведения
беседы, диалога, благодаря которому
через столкновение противоположных
мнений и противоречия достигается
общее понимание сути вещей, истина.
Подвергнув критике релятивизм софистов,
он искал общие определения
Сократ обнаружил
в своих беседах с людьми, что
хотя сами они убеждены, что знают,
в чем заключается их благо
и добродетель, в действительности
они располагают лишь кажущимся
знанием, которое не выдерживает
испытания “логосом” (разумом) в
свободном диалоге. Он придумал определенный
метод для достижения истинного,
надежного знания о благе человека
– повивально-иронический диалог. Метод
Сократа вытекает из полного доверия к
“логосу”, разуму. Он был убеждён в том,
что человек, как существо разумное, не
должен подчиняться ничему, кроме разума,
который есть наилучшее, божественное
во мне. Неосмысленная, неразумная жизнь
не имеет никакой ценности. Сократовское
отождествление добродетели и знания
называется этическим рационализмом.
Разум – и только он один – есть источник
и мерило нравственности. Разум может
и должен подчинить себе жизнь. В этом
и заключается назначение человека и высшее
благо для него.
Платон объединил
постановку вопроса у Сократа
с учениями досократиков и создал первый
синтез всех предшествующих учений в высокохудожественных
диалогах, охватывающих все главные философские
проблемы – вопросы о сущности бытия,
о строении Космоса, о познании и пути
достижения истины, о благе и добродетели,
о правильном устройства государства.
Платон – первый философ, сочинения которого
дошли до настоящего времени полностью,
создатель философского идеализма. Согласно
Платону, истинно сущее бытие – не материя,
не тела, но бестелесные и не воспринимаемые
чувствами “эйдосы”, “идеи”, – вечные
и неизменные, созерцаемые посредством
умозрения.
Эйдосы – это
прообразы, архетипы, “порождающие модели”
для всех вещей, иначе говоря – идеальные,
совершенные образцы, которые вечно текучая
“инаковость”, материя, стремится воплотить
в себе. Всякая вещь в мире есть временное
и несовершенное “воплощение”, слепок,
отпечаток или отражение в материи какой-то
идеи. Стремление бесформенной и “ничтожной”
в силу текучей “инаковости” материи
к бытию, к оформлению, стремление всякой
вещи в материи к реализации какой-то цели
или к своему “благу” – это стремление
материи к воплощению идеального, к одухотворению,
к красоте и бессмертию. Это стремление,
которым охвачена вся материя в целом
и которое присуще всякой отдельной вещи,
Платон называет эросом. Эрос обнаруживает
себя и в человеке как влечение, стремление,
любовь к какому-то благу. Эрос – это неудовлетворённость
своим состоянием, страстное желание красоты,
добра, истины, бессмертия и причастности
божественному. Сначала эрос в человеке
проявляется как стремление к приятному
и доставляющим удовольствие отдельным
вещам, затем – как влечение к красивым
телам (мужчины или женщины), позднее –
как желание добра, т.е. воля к совершению
прекрасных (добрых) поступков и дел, и,
наконец, как жажда истины, как стремление
вместить в своей душе весь Космос, “божественное”
в нём, созерцать истинное, вечное, непреходящее
бытие. Душа человека приходит в тело из
мира идей, она “падает” на Землю и временно
заключена в теле как в могиле; душа “больна”,
если стала человеком. Человек – внутренне
разорванное, раздвоенное существо. Душа
томится по своей “небесной” родине и
рвётся вверх. Тело же тянет вниз. Цель
души – вырваться из оков тела, освободиться
от рабского служения его потребностям
и вернуться в первоначальное, чисто духовное
состояние. Таким образом, связь человека
с абсолютным и вечным, со сферой божественного,
откуда и произошла душа, заключена в разумности
человека. Разум в человеке – частица
Бога. Разум обнаруживает “причастность”
человека вечному, и представляет собой
это вечное и божественное в нем. Платон
набросал также проект “идеального”,
совершенного государства, которое может
и должно быть мерилом оценки всякого
существующего общественного строя. Эта
теория – первая в истории философии социально-политическая
утопия. Учение Платона, соединившись
позднее с христианством, заложило основу
для всей последующей многовековой европейской
традиции понимания идеального, духа и
духовности человека. Диалоги Платона
на протяжении многих веков, вплоть до
нашего времени, были и остаются лучшим
введением в философию.
Аристотель
впервые создал систему философии
как всеобъемлющей
Аристотель
внёс выдающийся вклад в создание
и развитие ряда конкретных наук, в
том числе логики, психологии, риторики,
эстетики, политики, как теории государства
и др. Его учение охватило все
области тогдашнего научного знания
и представляет собой высшую точку
в развитии античного творческого
систематического мышления.
Платонизм
и аристотелизм (перипатетизм) стали
одними из самых влиятельных направлений
во всей последующей истории западной
философии.
Эллинистическая
философия (с III в до Р.Х.) – это
философские учения времени возникновения,
расширения и распада империи
Александра Македонского и установления
“мировой” власти Рима, подчинившей
себе почти все центры древней
цивилизации (кроме Индии и Китая).
Два самых значительных учения эллинизма
– стоицизм и эпикуреизм. Оба
ставят в центр внимания вопросы
этики, образ мудреца.
История стоицизма
распадается на три эпохи: 1) старая
Стоя: создает и завершает систему; основоположники
– Зенон Стоик и Хризипп; 2) средняя Стоя:
Панетий вводит стоицизм в Рим, а Посидоний
смягчает первоначальный ригоризм; 3) поздний
римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, император
Марк Аврелий. Стоики создали этику долга,
этику нравственного закона разума, этику
внутренней свободы, внутреннего разумного
самоопределения, духовной самостоятельности
и независимости, спокойного и невозмутимого
принятия своей судьбы (атараксия).
Основатель
второй ведущей школы эллинизма
– греческий философ Эпикур, идеи
которого нашли выражение в поэтических
произведениях римлян Лукреция и
Горация. Знаменитая поэма Лукреция
“О природе вещей” – прекрасное
энциклопедическое изложение не
только эпикурейской этики, но и античного
материализма в целом. Эпикур – основоположник
этики счастья (эвдемонизма), которая
усматривает высшее возможное для
человека благо в освобождении души
от всякого страха при помощи философского
познания, в достижении таким образом
прочного душевного спокойствия и в умеренных
и разумных удовольствиях.
Другие, менее
влиятельные, течения этого периода
– скептицизм, который подвергает
критике все философские
К концу
античности этические проблемы всё
более сливаются с
“Последний
римлянин” Боэций делает, наконец,
выборочный свод античной философии
и передает его средневековью
на латинском языке.
В римской
империи во II–V вв. сформировалась также
раннехристианская философия (патристика),
которая обычно рассматривается в контексте
истории средневековой философии.
Отпечаток
греческой философии лежит на
всей последующей истории западного
мышления; она определила постановку
проблем и основные типы философского
мышления.
§3. Средневековая
философия
Философия
средневековых феодальных христианских
и мусульманских обществ VI–XIV вв.
характеризуется, прежде всего, своей
неразрывной связью с христианством
и исламом. Появление и распространение
христианства в Римской империи
в конце античности – это начало
новой эпохи всемирной истории,
один из важнейших поворотных моментов
в истории всей человеческой культуры.
Христиане противопоставили всей “языческой
мудрости” – божественное откровение,
которое, как они верили, бесконечно
превосходит всякое человеческое знание,
всякую философию. Христианские представления
о Боге, мире, человеке, жизни, истории
коренным образом противоречили всем
представлениям греков, римлян, античных
“языческих” философов. В течение нескольких
столетий происходило сложное духовное
взаимодействие христианского вероучения
с античной философией. Достигнутый в
результате синтез античной философии,
прежде всего учений Платона и Аристотеля,
с библейской верой в личного Бога определил
духовные основания современной западной
цивилизации. Два крупнейших представителя
этого периода олицетворяют собой две
основные позиции отношения человека
к Богу: для философа самосознания, платоника
Августина Бог – в душе, богопознание
есть нечто первое, непосредственное,
внутреннее. Для крупнейшего систематика
средневековья, аристотелика Фомы Аквинского,
путь к познанию Бога ведёт через познание
внешнего мира, его причин и оснований.