Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:27, шпаргалка
основные понятия философии средневековья
Средневековая
философия - длительный отрезок в
истории европейской философии, который
непосредственно связан с христианской
религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской
истории философии указанный период обычно
называют эпохой схоластики, когда и происходит
систематическая разработка христианской
философии в условиях прерывани линии
античной традиции и искоренения инакомыслия,
поскольку процесс философствовани находился
под неусыпным контролем со стороны института
церкви. Наука и философия были провозглашены
"служанками" теологии. Перед философией
ставилась троякая задача - с помощью разума
проникнуть в истины веры и тем самым приблизить
их содержание к мыслящему духу человека;
придать религиозной истине систематическую
форму для более эффективной ее усваемости;
и, наконец, при помощи философских аргументов
ослабить, если не исключить, критику святых
истин.
Патристика
(от лат. pater - отец)
- совокупность богословских (теологических),
философских и политико-социологических
доктрин христианских мыслителей II - VIII
вв., которых принято назывть "святыми
отцами (и учителями) церкви".
Схоластика
(от греческого scholastikos - школьный, ученый),
тип религиозной философии, характеризующийся
соединением теологодогматических предпосылок
с рационалистической методикой и интересом
к формально-логическим проблемам; получила
наибольшее развитие в Зап. Европе в средние
века.
Номинализм,
направление средневековой схоластической
философии, которое, в противоположность
реализму, отрицало реальное существование
общих понятий (универсалий), считая их
лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной,
отсюда название). Т.е. номиналисты считали,
что общее существует лишь после вещей.
Возник в XI-XII вв., получил особое развитие
в XIV-XV вв.
Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.
Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового.В настоящее время термин также используется для обозначения предметов, находящихся за пределами физического мира, представляя собой учение о сверхчувственном ("ноуменальном"), то есть лежащем за пределами физических явлений. В качестве примера можно привести устоявшееся словосочетание "метафизическая литература", то есть книги о "привидениях", "исцелении души", "оккультизме" и т.д.
Гностици́зм-познание бытия.
МАНИХЕЙСТВО-В основе М. лежит зороастрийский дуализм, признание двух начал бытия — противоборствующих царства света, добра, духа и царства тьмы, зла, материи. Борьба завершится катастрофой, в результате которой материя погибнет, а дух станет свободным. Человек, будучи двойственным существом, может помочь силе света в борьбе с силами тьмы. Христианство объявило М. ересью.
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ОК. 30 ДО Р.Х. - 50) - - еврейский мыслитель, который в своей философии соединил еврейскую и элинистическую направленность, иудаизм и греческую философию. Для обоснования своих воззрений Филон использует Ветхий Завет -Священное писание древних иудеев. В Ветхом Завете, по мнению Филона, содержится вся мудрость мира. Но Филон не просто использует Ветхий Завет для своих воззрений, он его аллегорически истолковывает Он исходит из того, что мир сотворен Богом, - это основной догмат иудаизма. Все остальное - пространство, время - возникли вместе с миром. Бог выступает у Филона как сущее, которое есть единое, простое, неизменное. Оно не имеет связи ни с чем, кроме себя самого. Сущее - это некоторая бескачественная субстанция, которая находится не в мире, не в пространстве, она обнимает все, что есть в мире Между Богом и миром находится Логос, который опосредует их связь. Кроме того. Логос для Филона - это внутренний закон, "душа" мира мировой разум, котрый направляет движение космоса. Прибегая к аллегории, Филон видит в каждом слове, образе, противоречии, даже в ошибках в Библии (в греческом тексте перевода и в еврейском тексте) различные глубокие смыслы, которые скрыты подспудно. Так, в Адаме он видит ум, в Еве - жизнь и чувство. Каине - корысть и неразумие Филон слепо поклоняется библейскому тексту и произвольно истолковывает каждую букву Библии, что часто приводит к абсурду. Этика Филона Александрийского представляет собой соединение стоических идей об элиминации страстей и признание человека высшим творением, принадлежащим как чувственному, так и нечувственному миру.
ТОМИЗМ — доминирующее течение в католической философии. Основано Фомой Аквинским, от имени которого и получило свое название. Соединил христианские догматы с методом Аристотеля. В XIII в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августриновский платонизм и противостоял аверроизму. Во второй половине XIX в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики и неотомизма.
МИСТИЦИЗМ - — умонастроения и течения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, который усматривается в мистике.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (лат. conceptus - понятие) - умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма; в качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: основоположник - Петр Абеляр
1. Возникновение христианской философии
Средневековая
философия в Европе связана с
возникновением, распространением и
господством христианства. Поэтому
средневековая философия
Ввиду того,
что попытки изменить ситуацию оказывались
бесплодными, оставалось лишь надеяться
на чудесное избавление от бед и
верить в помощь Бога и его сверхъестественные
силы, способные спасти гибнущий мир.
Первоначально
христианство формируется как движение
недовольных жизнью бедных слоев
населения, вольноотпущенников и рабов.
Оно выражало протест угнетенных
и давало им утешение и надежду на лучшее
будущее в посмертной жизни. Поскольку
недовольством и страхом перед будущим
были поражены и состоятельные слои римского
общества, постольку и их представители
переходят к христианству.
Одна из
важнейших черт монотеистической религии
христианства, объясняющей его
Проделанный
историками средневековой философии
анализ показывает, что наряду со священной
книгой древних евреев, составленной
иудейскими жрецами V — IV вв. до н. э.,
включающей в себя мифы и легенды еврейского
народа, и получившей у христиан название
“Ветхий завет”, сыграли свою роль и творения
апостолов учеников Иисуса Христа. Их
произведения составили Новый завет.
Вместе с
тем на формирование христианской философии
повлияли идеи неопифагорейцев, наиболее
известным среди них был Аполлоний из
Тианы (Кападокия), приписывающий себе
божественную силу.
Плодотворными
для христианства были идеи неопифагорейцев
о монистической картине мира, о признании
божества как единого умопостигаемого
целого, о способности человека путем
чистой нравственной жизни обрести истину.
Важное значение
для возникновения христианской философии
имело учение Филона Александрийского,
рассматривающего Бога как Логос — закон.
На формирование
содержания христианской философии
оказала влияние
Существенное
влияние на христианскую философию
оказали идеи гностиков. Согласно представлениям
гностиков, борьба света и тьмы, добра
и зла имеет универсальное, космическое
значение. Она выступает как борьба
материи, т. е. укоренившегося в ней
зла, с духом, выступающим носителем
света и добра. Учение о происхождении
зла в мире, называемое теодицеей,
у гностиков основывалось на представлении
о существовании двух богов: Бога
— творца и Бога — искупителя.
По их мнению, Бог — творец подчинен
Богу — искупителю. Они полагали,
что грех не вина человека, так как
его душа лишь поле боя, на котором
борются добро и зло.
На процесс
формирования в христианской философской
мысли представлений о
Отношение
к миру как к источнику греха
характерно и для христианской философии.
Виноваты в том, что мир плох, сами
люди.
Особенность
христианства, как и его философии,
заключается в том, что ему
чужд революционный радикализм. Оно
не ставит перед человеком задачу
изменить мир. Это вероучение стремится
перевести негативно-бунтарское отношение
к миру в моральный протест. Наведение
порядка на Земле рассматривается
приверженцами этого учения как
удел творца мира — Бога. Признание
греховности мира земного и временности
существования в нем человека,
вера во второе пришествие Христа для
суда над грешниками, надежда на
спасение и вечное блаженство в раю
как воздаяние за праведную жизнь
на Земле и любовь к Богу как
к источнику блага составляют
основу христианской религиозной философии.
Наряду с
этим христианские мыслители признают,
что Бог создал мир и человека
по своему образу и подобию. Они считают,
человек наделен Богом
Средневековая философия охватывает в своем развитии промежуток времени с I — II до XIV — XV вв. В ней выделяют два этапа развития: патристику (I — II — VI вв.) и схоластику (с VIII до XIV — XV вв.).
§2. Античная
философия
Античная
философия – первый период в истории
западной философии. Он охватывает примерно
тысячу лет – с VI в. до Р.Х. до начала
VI в. после Р.Х. – и включает в себя философские
учения, созданные в Древней Греции и Древнем
Риме.
Колыбель
западной философии – в греческих
колониях по берегам Средиземного моря,
на побережье Малой Азии и в
южной Италии. Для времени возникновения
греческой философии характерен
переход от традиционного родоплеменного
строя и господства родовой аристократии
к новым формам территориального
объединения, городского полиса и соответствующим
им политическим формам, прежде всего
– рабовладельческой