Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Цивилизационный
подход к изучению истории (теория "локальных
цивилизаций") - является одним из критериев
подхода к изучению истории. Существует
несколько вариантов цивилизационного
подхода. 1.Понятие "цивилизация"
совпадает с индустриальной стадией развития.
2.Вместо понятия "цивилизация" вводится
понятие "культурно - исторический тип".
3.Понятие "цивилизация" является
основной типологической единицей истории.
Принципы и подходы в изучении истории
при помощи понятия "цивилизация"
разработаны английским историком, философом
и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению,
история человечества - это совокупность
историй отдельных локальных цивилизаций,
которые проходят через стадию возникновения,
роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом
развития цивилизаций являются проблемы,
встающие перед обществом ("вызов").
Это могут быть тяжелые природные условия,
освоение новых земель, нашествие врага,
социальный гнет и др. Общество должно
найти "ответ" на этот вызов. Факторами,
определяющими цивилизацию, являются:
географическая среда обитания; система
ведения хозяйства; социальная организация;
религия и духовные ценности; политическая
индивидуальность; особ. ментальность,
позволяющая воспринимать и осознавать
мир и самих себя. Недостатком цивилизационного
подхода является недоучет экономических
и социальных характеристик развития
истории отдельных обществ.
Понятие культуры (К.) трудно поддается однозначн. определению. Не случайно в филос. литературе сущ. множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия К:
- сфера свободной самореализации личности, сфера творчества;
- ценностное отношение к реальности;
- искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).
Сущ. большое многообразие филос. и научных определений К.:
Структура К. по ее носителю:
1. Мировая К. - это синтез лучших достижений всех нац. К. различных народов, населяющих нашу планету.
2. Нац. К. в свою очередь выступает синтезом К. различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.).
В соответствии с конкретными носителями выделяются также К. социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.
Принято делить К. на материальную и духовную. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).
В структуре К. следует отличать личную К. индивида от К. общности. Личная К. – это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей. К. общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.) – это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.).
В процессе культ. изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культ. опыта. Значение, влияние и степень распростр. этих элементов зависит во многом от источника их возникновения. В культ. антропологии принято выделять следующие источники культ. динамики:
- Инновации представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
- Обращение к культурному наследию как источник культ. динамики означает переоценку и использование в новых условиях всей совокупности культ. достижений данного общества и его исторического опыта.
Значительную роль в культурной динамике играют культ. заимствования, т.е. использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других К..
- Культ.
диффузия и ее современные
контексты. Культ. диффузия — взаимное
проникновение отдельных явлений культуры
или целых ее комплексов из одной культуры
в другую при их взаимодействии.
Гл. пр. пр. собой совокупность проблем чел-ва, от решения кот. зависит соц. прогресс и сохранение цивилизации:
- предотвращение миров. термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;
- преодоление разрыва в экон. уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;
- прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах;
- предотвращение катастрофического загрязнения окруж. среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами;
- предотвращение непосредственных и отдалённых последствий научно-технической революции.
Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Критерии выделения гл. пр.:
- повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
- неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
- разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.
Сущ. разница м/у проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет чел-во к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, соц. защиты и т.д.
Гл. пр. совр-ти, можно свести к 3 основным:
- возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
- возможность всемирной экологической катастрофы;
- духовно-нравственный кризис человечества.
Интересно то, что при решении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый ч-к не примет насилия ни по отношению к др. ч-ку, ни по к природе. Гл. пр. коренятся в сознании ч-ка, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью гл. пр., кот. по сути явл. первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механич. путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связ. с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.