Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 980.50 Кб (Скачать)

Цивилизационный подход к изучению истории (теория "локальных цивилизаций") - является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода. 1.Понятие "цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития. 2.Вместо понятия "цивилизация" вводится понятие "культурно - исторический тип". 3.Понятие "цивилизация" является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом ("вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти "ответ" на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особ. ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя. Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ. 

  1. Понятие культуры, многообразие подходов к ее определению

Понятие культуры (К.) трудно поддается однозначн. определению. Не случайно в филос. литературе сущ. множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия К:

- сфера свободной самореализации личности, сфера творчества;

- ценностное отношение к реальности;

- искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).

Сущ. большое  многообразие филос. и научных определений К.:

  • "Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей"
  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими матер. и духовных ценностях» (БСЭ);
  • «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);
  • сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;
  • картина мира;
  • "Культура - это преобраз. сущего, в соответствии с представлениями об идеальном мире"
  • «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга);
  • «совок-ть генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);
  • возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
  • абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
  • общее состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.;
  • воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
  • развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
  • творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);
  • «вся совок-ть внебиологич. проявлений человека» 
  1. Структура культуры и проблема источников ее развития

Структура К. по ее носителю:

1. Мировая К. - это синтез лучших достижений всех нац. К. различных народов, населяющих нашу планету.

2. Нац. К. в свою очередь выступает синтезом К. различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.).

В соответствии с конкретными носителями выделяются также К. социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Принято делить К. на материальную и духовную. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

В структуре  К. следует отличать личную К. индивида от К. общности. Личная К. – это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей. К. общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.) – это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.).

В процессе культ. изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культ. опыта. Значение, влияние и степень распростр. этих элементов зависит во многом от источника их возникновения. В культ. антропологии принято выделять следующие источники культ. динамики:

- Инновации представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.

- Обращение к культурному наследию как источник культ. динамики означает переоценку и использование в новых условиях всей совокупности культ. достижений данного общества и его исторического опыта.

Значительную  роль в культурной динамике играют культ. заимствования, т.е. использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других К..

- Культ. диффузия и ее современные контексты. Культ. диффузия — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии. 

  1. Глобальн. проблемы совр-ти

Гл. пр. пр. собой совокупность проблем чел-ва, от решения кот. зависит соц. прогресс и сохранение цивилизации:

- предотвращение миров. термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;

- преодоление разрыва в экон. уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путём ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;

- прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах;

- предотвращение катастрофического загрязнения окруж. среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами;

- предотвращение непосредственных и отдалённых последствий научно-технической революции.

Двадцать  первый век, только начавшись, уже добавил  свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Критерии выделения гл. пр.:

- повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;

- неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;

- разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Сущ. разница м/у проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет чел-во к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, соц. защиты и т.д.

Гл. пр. совр-ти, можно свести к 3 основным:

- возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

- возможность всемирной экологической катастрофы;

- духовно-нравственный кризис человечества.

Интересно то, что при решении третьей  проблемы первые две решаемы почти  автоматически. Ведь духовно и нравственно  развитый ч-к не примет насилия ни по отношению к др. ч-ку, ни по к природе. Гл. пр. коренятся в сознании ч-ка, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью гл. пр., кот. по сути явл. первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механич. путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связ. с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"