Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 980.50 Кб (Скачать)
  1. Проблема ч-ка и чел. сущ-я в Ф. экзистенциализма.

Экзистенциализм - одна из самых модных на западе в середине ХХ века философских школ. Ее наиболее крупные представители - М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю. Свой метод эта Ф. в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э.Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора.

Согласно  экзистенц-му, задача Ф. заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо чел. бытия. Ч-к помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшее понятие Ф. экзистенц-ма. Мир тем более страшен, чем он бессмыслен и непостижим. Ч-ка на каждом шагу подстерегают неприятности. Экзистенц-м исходит прежде всего из того, что ч-к живет эмоциями: на все окружающее он реагирует на только теоретически или интеллектуально, но прежде всего эмоционально.

Большое место  в экзистенц-ме занимает проблема свободы, определяемая как выбор ч-ком самого себя: ч-к таков, каким он себя свободно выбирает. Свобода не терпит ни причины, ни основания. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего от настоящего. Она, таким образом, не связывает, а разрывает время чел. бытия, образуя, по выражению Сартра, «дыру в бытие».

Соврем. экзистенц-м как сист. мировоззрения вне зависимости от религ. или от атеистич. ориентации отдельных ее представителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем и т.п. - вот подлинные социальные и психологические корни той Ф., которая делает страх онтологической характеристикой ч-ка. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом “духовной аристократии”. 

  1. Позитивизм, его разнов-ти и осн. идеи

Во вт. пол 19 в. позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап. Ф. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против Ф. как метафизики, но за Ф. как особую науку. Под метаф. они понимали умозрительную Ф. бытия (онтологию, гносеологию).

Позитивизм – Ф. позитивного знания, отвергающая теорет. спекуляции и умозрения как средства получ. знания. Только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если Ф. научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в  эволюции позитивизма:

1.Собственно  позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер;

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус;

3. Неопозитивизм  (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн,  Б.Рассел.

Основатель  позитивизма О.Конт (1798-1857 гг). Основные иде:

1.Попытка  классиф. наук. Иеархия наук д.б. выстроена от простого к сложному, при кот. логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, и т.д.)

2.Пытался  определить науку по ее предмету.

3.Три стадий развития познания и соответств. типы мировоззрения. а)Телеологическая (поведение ч-ка определяется верой в богов); б)Метафизическая - бог становится субъстанцией; в)Позитивная (становление научного взгляда на вещи).

4.Позитивные  науки - попытка создания научной  религии. Высшее понятие этой  религии – чел-во как целое. Прошлое, настоящее и будущее чел-ва объединены мистической связью.

Г.Спенсер (1820-1903 гг.) подобно Конту поставил задачу создать синтетическую Ф. без самой Ф. По Спенсеру - это вся Ф., но без метафизики. (т.к. метаф. - это попытка судить о мире вещей, кот. непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл. идея эволюции. Спенсер выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из закона сознания., т.е. псих. привычки человека.

Ч-к имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.

Спенсер пытается применить идею эволюции при рассмотр. теор. познания: полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть результат накопленной наследственности. В истор. развитии опыт приводит к возникнов. нов знания, а затем это новое усиливается и передается как априорное. 

  1. Феномен рус. Ф., ее особ-ти и осн. черты.

Рус. Ф. вобрала в себя как достижения античности, византийск. Средневековья, восточноевропейской патристики и книжности, так и западно-европейские традиции. Рус. Ф., безусловно, является частью европейской Ф. в силу общности европейских традиций, ментальности и исторической судьбы.

Необычность пройденного Россией историч. пути, своеобразие российского менталитета и образа жизни обусловили ее специфику.

1. Рус. Ф., в отличие от европейской, чуждо стремление к абстрактной, интеллектуальной систематизации взглядов. Рус. мышление преимущественно антирационалистично, алогично по духу, часто основывается на интуиции.

2. Рус. Ф. неразрывно связана с реальной жизнью, поэтому часто является в виде публицистики, политических, правовых манифестов, обращений и т.п.

3. Худ. литература - кладезь самобытной рус. Ф. В произведениях рус. писателей, в лит. критике часто разрабатывались основные филос. проблемы в их исключительно практической форме.

4. Для многих  рус. философов характерен идеал синкретичности, цельности, рассмотрение в единстве всех дух. начал ч-ка: чувств., рациональн., эстетич., нравств., религиозных.

5. Русь, прошла  крайне сложный путь становления  госуд-ти. Проблемы госуд-ти, политич. устройства России, путей ее развития волновали практически всех русских мыслителей.

6. Тяга к религиозности, кот. вытекает из стремления к целостности. Рус. религ. Ф., в отличие от западной, далеко не всегда выступала в качестве «служанки богословия». Рус. философы в своих построениях выходили далеко за тесные рамки чистого богословия, искали «своего» Бога.

7. Наличие некоей русской идеи, кот. соответствует религиозному характеру рус. народа. Русский атеизм, нигилизм, материализм, даже социализм и коммунизм приобретают религ. окраску.

8. Рус. философы отмечают в рус. народе наличие коллективистских начал. Примат общественного над личным являются имманентными чертами рус. характера. «Соборность», понимаемая как растворение личного в общественном, - чисто рус. дух. понятие.

9. Рус. Ф.в целом антропоцентрична. В центре ее всегда стоит ч-к, его судьба и поиск смысла жизни. Рус. Ф. занимается вопросами исследования души, ставит широкие этические проблемы.

Представители: Чаадаев, Герцен, Огарев, Белинский, Григорьев, Страхов, Достоевский, Федоров, Леонтьев, Л.Н.Толстой, Чернышевский, Бакунин,  Лавров, Ткачев, Плеханов, Соловьёв, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Фёдоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Мережковский, Шестов, Сорокин и др. 

  1. Проблема ч-ка в рус. философии.

В истории  рус. Ф. можно выделить 2 осн. направления в подходе к проблеме ч-ка: - материалистич. учение революц. демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.)

- религ. Ф. (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

В.Г.Белинский. Судьба. личности важнее судеб всего мира. Достижение свободы личности связывает с соц. преобраз-ями, кот. возможны только в обществе, "основанном на правде и доблести". Защищает идеи утопического социализма и атеизма.

А.И.Герцен. Защита идей "рус. соц-ма", исходя из необходимости освобождения трудящегося ч-ка. Его антропология рационалистична: ч-к вышел из "животного сна" именно благодаря разуму. И чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным. В вопросе о формировании личности стоял на позиции ее взаимод-я с соц. средой.

Н.Г.Чернышевский утверждает природно-монистическую сущность ч-ка. Ч-к - высшее произведение природы. Влияние учение Фейербаха. Но в отличие от него Черн. вводит соц. аспекты существования ч-ка (решение проблемы ч-ка - в преобразовании общества на социалистич. началах).

В основе учения о ч-ке в рус. религ. Ф. стоит вопрос о природе и сущности ч-ка. Его решение часто видится на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного.

Антропологич. взгляды Достоевского: человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала - Бога и дьявола, добра и зла, кот. проявляются особенно сильно, когда человек "отпущен на свободу".

Это трагическое  противоречие двух начал в ч-ке лежит и в основе филос. антропологии Вл.Соловьева. " Ч-к есть вместе и божество и ничтожество".

И.А.Бердяев. Ч-к есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время ч-к есть существо природное и ограниченное. В силу этой изначальной раздвоенности и дуализма ч-ка его судьба оказывается трагичной по самой своей сути.

С т.зр. представителей этого направл. главное для ч-ка - духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл чел. существования в том, чтобы соединить ч-ка с Богом. Ч-к раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в ч-ке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления - проблема богочеловека или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек - это человекобог, в рус. Ф. сверхчеловек - это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и Бога над дьяволом. 

  1. Философия Беларуси в эпоху Возрождения и Просвещения.

Специфич. черты бел. Ф. эп. Возрожд.:

-в отличие  от Зап. Европы, не получил развития принцип индивид. свободы (в бел. филос. ч-к долж. служить общ. благу);

- доминирует  идея права, как одного из  осн. институтов гос. управления;

-гуманистич. идеи Ренессанса в Б. тесно связ. с идеями и практикой Реформации.

Можно выд. след. направления:

-радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний и др.). Критич. отнош. к предшествующей традиции (философии античности, церковному учению и средневековой схоластике). Стремление осмыслить демократич. идеи Евангелия, осознание таких ценностей общечел. культуры как равенство, братство, человеколюбие;

-умеренное реформационно-гуманистическое (Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, А.Волан, Л.Зизаний, С.Полоцкий) Стремление к соед. античн., средневек. и ренессансной филос. и христианско-богословской позиций. Развивают идеи платонизма, аристотелизма, этич. и политич. взгляды стоицизма. Анализ. филос. патристику, но отвергают средневек. схоластику. Творч. синтез идей натурализма и теологии. В понимании индивид. свободы, историч. предназначения ч-ка преобладает идея ограниченности абсолютн. свободы ч-ка интересами всеобщего блага;

-атеистически-гуманистическое направл. Обращение к матер. идеям античности (С.Лован, К.Бекеш, К.Лыщинский). Отвергается идея Божественного откровения, не поддерж. концепция врожденных идей, обосновывается естествено-природное происхожд. ч-ка и морали. Высоко ценит индивидуальный разум и опыт как основу и средство познания. В период контрреформации умонастроения атеистически-гуманистич. направления жестко подавлялись.

Выразители  идей Просвещения в Б. (Б.Добшевич, К.Нарбут, М.Почобут) считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды бел. просветителей развивались в русле теории "натурального права".

Война 1812 г., русификаторская политика царизма вызвали кризис идеологии и Ф. Просв. и вместе с тем их своеобразный ренессанс в Виленском универ-те. Это выразилось, в частности, в появлении филос. работ Яна и Андрея Снядецких, в использ. идей Просв. в деят-ти легальн. и тайных обществ шубравцев, филоматов, филаретов, "военных друзей" и др.

Конец 18 –  нач. 19 века связан со становлением практич. естествознания и его филос. осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализир. проблемы познания (опыт, истина), методы научн. деят-ти, способы построения науки. Закат тенденций Просв. в филос. мысли Б. наблюдается уже в сер. 19 века, когда происходит смена духовно-нравств. ориентиров, связ. с вхождением в состав Российской Империи 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"