Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Декарт признает
существования бога, который сотворил
2 субстанции : материальную и духовную.
Атрибут духовной субстанции - мышление,
материальной - протяжение.
Родоначальником немецк. классич. Ф. выступил И.Кант ( 1724-1804 гг.). В его Ф. выделяют 2 этапа: докритический и критический.
Докритический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи.
Критический этап начинается с 1770 г. Кант выделяет 2 понятия: - вещь в себе (мир, существующий независимо от нас); - вещь для нас (это то, что мы знаем об этом мире). Вещь для нас является стороной вещи в себе. Исследования эти приводят Канта к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей принципиально недоступна нашему познанию. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания.
Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию. Под давлением этого чел рассудок стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о существовании Бога как необходимого существа. С равной доказательностью м.б. обоснованы противоположные решения (антиномии): 1.Мир конечен - мир бесконечен. 2.Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3.В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4.Существует первопричина мира (Бог) - не существует первопричины мира.
Выход - в ограничении знания в пользу веры.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, т.к. чел есть явление среди др. явл. природы и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ-во, и в этом качестве он свободен. Ч-к действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона (категорический императив): поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).
Гос-во должно
обеспечивать свободу каждого ч-ка. Такое
достижимо только в правовом гос-ве. В
гос-ве должно сущ-ть разделение властей.
Кант проповедует идею вечного мира между
народами и отказ от насилия в решении
любых вопросов.
Осн. труд - "Феноменология духа" (1806 г.)
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Его Ф. - пример ярко выраженного объективн. идеализма. Мир вне ч-ка реально существует, в основе всех явлений природы и общ-ва лежит духовное и разумное начало - абсолютная идея. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в самопознании.
В своем развитии абс. идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логич. категорий; 2)развитие идеи в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логич. категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абс. идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах чел. сознания и деятельности.
Диалектика. Развитие происх. не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. В этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, источником развития являются противоречия. Противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.
Всякое развитие протекает по опр. схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из кот. возникает нов. качественное состояние.
Основные законы диалектики:
- переход количества в качество (вещь есть то, чем она является благодаря качеству, количество есть внешняя для бытия определенность);
- взаимопроник-е противопол-тей (идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей);
- отрицание отрицания (природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение положительного).
Социальная
философия. История носит закономерный
характер, в кот. проявляется мировой разум.
Люди, преследуя свои цели, осуществляют
в тоже время историческую необходимость,
великие люди - воплощение духа своего
времени. Смысл истории - прогресс в сознании
свободы.
Критика идеализма. Первонач. Фейербах увлекался философией. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С т.зр. Фейербаха, идеализм есть рационализированная религия, а Ф. и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в осн. Ф. - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Религия и близкая к ней по духу идеалистич. Ф. возникают, по Фейербаху, из отчуждения чел. сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действит-сти принадл. самому ч-ку. Так возникает иллюзия: подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается как творение Бога, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. Ч-к - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
Антропологизм. Однако материал-м Фейербаха не случайно хар-ся как антропологический. В центре внимания Фейербаха - не отвлеч. понятие материи, как у большинства франц. матер-стов, а ч-к как психофизич. единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф. отвергает его идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде всего как духовное существо. По Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность чел. Я; дух. начало в ч-ке не м.б. отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Чел. природа толкуется преимущ. биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеч. рода.
Теория познания. Критикуя идеалистическую трактовку в познани, Ф. апеллирует к чувств. созерцанию, полагая, что ощущение составл. единств. источник познания (сенсуализм). Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние - обладает подлинной реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как физич. объекты, так и психич. состояния других людей. Не признавая никакой сверхчувств. реальности, Фейербах отверг и возможность чисто отвлеченного познания с пом. разума.
Этика.
Антропологич. принцип в теории познания:
объект познания для ч-ка - это другой человек.
Любовь к другому ч-ку есть путь к признанию
его объективного сущ-я, а тем самым к признанию
сущ-я вообще внешних вещей. Из внутр. связи
людей, основанной на чувстве любви, возникает
альтруистич. мораль, кот. должна встать
на место иллююзорной связи с Богом. Любовь
к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма
подлинной любви к другим людям.
Общая Ф. – диалектич. материализм, в рамках кот. развита теория историч. процесса - историч. материализм. Осн. принципами являются следующие :
- принцип единства и целостности бытия;
- принцип материальности мира;
- принцип познаваемости мира;
- принцип развития (диалектич. развитие, источник кот. - возникновение и разрешение противоречий);
- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.
Отчуждение - объективный соц. процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характериз-ся превращением деят-ти человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки отчуждения - в антагонистическом разделении труда и частной собственности. Отчужденный труд Маркс рассм. в 4 аспектах.
1.Рабоч. использ. материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх. материалы, ни продукты им не принадлежат - они ему чужие.
2.Процесс труда для рабочего принудителен. себе человека.
3.Труд подневольный отнимает у ч-ка его "родовую" (природную) жизнь.
4.Подневольный труд порождает отчужд. м/у людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют.
Процесс, обратный отчуждению, - присвоение: присвоение предм. труда и его результата; освобождение самой деятельности; присв. общей родовой сущности; гармонизация отношений между людьми.
Исторический материализм. Базис общества - это совок-ть исторически определенных производств. отношений. Надстройка - это совок-ть идеологич. отношений, взглядов и учреждений. Базис опред. надстройку. Каждая система произв. отнош. возникает на опред. этапе развития производств. сил. Когда есть соответствие, то производств. силы имеют большие возможности для развития (предметы произв-ва, знания и опыт, ч-к). Когда произв. отнош. отстают, то это почва для соц. революций. Новый базис вызревает в рамках старого, что провоцирует революц. переход от одной общественно-эк. формации к другой.
Общественно-эк.
формации: первоб., рабовлад., феодал,
капитал, коммунизм (первая стадия – социализм).
Чел. общество рассматривается как единый
соц. организм. Основной движущей силой
истории выступают народные массы, хотя
роль личности не отрицается. Люди сами
творят историю, но не по произволу, так
как находятся в некоторых экономических
условиях, что обуславливает мотивы их
действий.
Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, Фрейд подвергает бессознательное аналитическому расчленению: выделяет скрытое бессознательное («предсознательное») и вытесненное бессозн-е (представления, кот. не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры).
Модель личности, по Фрейду, предстает как комбинация 3 элем-тов: "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, кот. руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности; "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессозн-ным, внутренним миром ч-ка и внешней реальностью; "Сверх-Я" (Super-Ego) - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, моральная цензура, кот. возникает как посредник между бессознательным и сознанием.
Выдвигает гипотезу о том, что деятельность ч-ка обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют "инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт смерти" (Танатос).
К.Г.Юнг - основатель аналитической психологии. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в кот. нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии и кот. проявляется в психике индивида.
В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая (в отличие от концепции либидо Фрейда) не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разн. областях жизни ч-ка.
Невроз с
т.зр. Юнга - это результат дисгармоничных
отношений м/у индивидуальным сознанием
и архетипическими содержаниями. Цель
психотерапии - помочь индивиду установить
(или восстановить) здоровую связь с бессознательным.
Этому способствует работа со сновидениями,
знакомство с религиями и различными духовными
практиками.