Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 980.50 Кб (Скачать)

 

  1. Мировоззрение, его структура  и историч. типы.

Мировоз-ие - это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы, ценностные ориентации. М. бывает индивидуальное, общ., групповое. В М. выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц. М. - это цельное осознание действ-ти в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич. уровень - интеллектуальный аспект М. (действ-ть ч/з призму законов).

Структура М.: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Мироощущение -чувственное осознание мира, когда мир дается ч-ку в форме образов, организующих индивид. опыт. Мировосприятие - видеть мир в единстве сторон, давать ему опред. интерпретацию. Мировосприятие м.б. как положительно, так и негативно окрашенным (напр., мировоспр-е абсурдности, трагичности, существования). Миропонимание - высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое М. со сложными переплетениями многогранных отношений к действит-ти, с наиболее обобщенными взглядами и представлениями о мире и ч-ке.

Историч.типы М.: мифология, религия, философия. Мифология- самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том, как устроен мир. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действит-ти предков. Мифологич. сознание сущ-ет и сейчас. Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религия основана на вере в бога(ов) (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац. орган. Философия (с греческ. “любовь к мудрости”) - это учение о высших принципах действ-ти, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.  

  1. Проблемное поле философии.

Основные  усилия осознавшей себя философской  мысли направляются к тому, чтобы  найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской  науки - это уникальность и смысл бытия ч-ка в мире, отношение ч-а к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Осн. проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич. к психическому; отнош. материальн. к идеальному; отнош. духа к природе; отнош. субъективного к объективному. Все эти проблемы явл. составными одной большой проблемы - отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении ч-ка к внешнему миру: любой элементарный акт человеч. познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизни людей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая (возможность в наших понятиях и представлениях о действительном мире составлять верное представление о действительности) и онтологическая (вопрос о первичности духа или материи). Т.е. осн. проблемы философии возникают из полемики между сторонниками различных течений по поводу этих основных вопросов (гносеология и онтология).

  1. Осн. функции философии

- мировоззренческая (связана с понятийным объяснением мира);

- методологическая (Ф. выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действ-ти ч-ком);

- прогностическая (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, ч-ка и мира);

- критическая (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму Ф., принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

- аксиологическая (от греч. Axios - ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с т.зр. самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т.п.);

- социальная (опираясь на нее, Ф. призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению). 

  1. Ф. Древн. Китая, ее особен-ти.

Глубокие  политич. потрясения в VII—III вв. до н. э. - распад древнего единого гос-ва и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами - нашли своё отражение в бурной идеологич. борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Др. Китая называют «золотым веком китайской философии». В этот период сущ. 6 осн. филос. школ:

- даосизм: Вселенная является источником гармонии, всё в мире, от растения до ч-ка, прекрасно в своём естеств. состоянии. Лучший правитель – кот. оставляет людей в покое.

- конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этич. правила, соц. нормы и регулирование управл-я деспотич. централизованным государством.

- моизм: смысл учения - в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе.

- школа законников (по-европейски - легизм): занималась проблемами социальной теории и гос. управления.

- школа имён: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.

- школа «инь-ян» (натурфилософы).

В большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской  мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита  в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были слабы.

Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.)

Полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство одерживает верх как гос. религия и этика.

В I веке н. э. в Китай проник буддизм. После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей явл. их собственные действия и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией.

Буддизм делят на Махаяну (Великую колесницу) и Тхераваду (Учение старейших). Отличит. чертой Махаяны является учение о Бодхичитте - стремлении к спасению всех живых существ, безграничное сострадание и любовь к ним. Бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ.

Цель Тхеравады - достижение сост-я, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. Для Тхеравады хар-но применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала. 

  1. Древнеиндийская философия и ее специфика.

Выделяются три основных этапа:

• XV - VI вв. до н.э. - ведический период;

• VI – II вв. до н.э. - эпический период;

• II в. до н.э. - VII в. н.э. - эпоха сутр.

Веды (дословно "знания") - религиозно-философск. трактаты, кот. создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. племенами арийцев.

Веды, как  правило, включали в себя:

• "священное  писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы;

• книги  лесных отшельников ("араньяки");

• философские  комментарии к Ведам ("упанишады", дословно с санскрита — "сидение у ног учителя").

До наших  дней дошло всего 4 Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Наиболее  известными источниками Ф. Др. Индии 2-го (эпического) этапа ( VI - II вв. до н.э.) являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в кот. затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху  появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.

Одновр. возникает ряд философских школ ("даршан"), кот. развивают ведическое учение: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса, санкхья.

Завершает период древнеиндийской Ф. эра сутр ( II в. до н.э. - VII в. н.э.) - кратких философск. трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.

Онтология индийской Ф. (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты – космич. эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.

Вся бесконечная  история - это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), кот. сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок ч-ка, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Индийская Ф. выделяет 3 вида сознания:

• "пракрити" - материальное сознание;

• "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

• "майя" - сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской  Ф. реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской Ф., кот. признает только материальное сознание. 

  1. Проблематика и особенности раннегреческой философии

Самой древн. филос. школой явл. Милетская (VII-V вв. до н.э.): Фалес, Анаксимен, Анаксимандр (натурфилософы). Предложили идею субстанции - первоосновы всего сущего (вода, воздух и т.п.). Первым выдвинули идею бесконечности миров.

Школа Пифагора. Пифагор (VI в. до н.э.). «Все есть число». В числах пифагорейцы видели свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего, объяснение скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор занимался разработкой различного рода математич. доказ-в, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления.

Атомизм Демокрита (460-370 до н.э.):

в мире нет  ничего, кроме атомов и пустоты. Все  вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид Зенон. Центральной идеей явл. соотношение мышления и бытия. Апории Зенона - логически противореч.. суждения, приводящие к абсурдному выводу. Хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не м.б. мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие (быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед).

Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп). Идеал внутренней свободы от страстей. Принцип всеобщей целесообразности. Покорность и стойкое перенесение жизненных невзгод. Непротивление злу.

Эпикурейская Ф. не имеет конечной целью нахождение теоретич. истины. Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания. Для счастливой жизни ч-ку необходимо: отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба.

Гераклит (530 - 470 гг до н.э). (диалектич. материализм): Все вещи возникли из матер. первоначала - огня согласно необходимости. Мир нах-ся в пост. процессе изменения. Причина - борьба противоп-тей. Миром правит "логос".

Мир есть процесс  в кот. всякая вещь переходит в свою противопол-ть. "Нельзя дважды войти в одну реку". Благодаря борьбе противопол-тей обнаруживается их внутр. тождество. Переход каждого качества в противоп. делают все кач-ва вещей относит-ми. (морская вода для рыб -питательна, для людей -негодна)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"