Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Учение о бытии (Б.) - онтология - одна из центр. проблем Ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?”
Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, чел-к, мысли, идеи, различные по формам своего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира.
Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это действит-ть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов.
Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди, состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире.
Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., напр., звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б., сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и становление его в иной форме.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) Б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: Б. вещей, процессов, сост. природы, Б. природы как целого, Б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) Б. человека, кот. делится на Б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. Б.; 3) Б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) Б. социального, кот. дел. на индив. бытие (Б. отд. ч-ка в основе и процессе истории) и Б. о-ва.
Возникн-е той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.
История
развития понятия
Б. Парменид - Б. есть все существующее,
небытия нет вообще. Б. неподвижно и вечно.
Гераклит - Б. подвижно и вечно. Демокрит
- атомы и вещество суть Б, пустота - небытие.
При этом небытие не менее реально, чем
Б.. Платон - истинное Б. есть мир идеи, а
материя -это небытие. Теософия - Б. божествен.,
абсолютное, несотворенное, и Б. природное,
сотворенное Богом. Маркс - общественное
Б.. Хайдеггер - новая концепция Б.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — филос. категория для обознач. объективной реальности, кот. отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Понятие М. является одним из фундаментальных понятий материал-ма, и в частности такого направления в Ф., как диалектический материализм.
Атрибутами М., всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, кот. не сущ. вне М. Точно так же не м.б. и материальных объектов, кот. не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Универсальными свойствами М. явл.:
- несотворимость и неуничтожимость;
- вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;
- М. всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие;
- детерминированность всех явлений
- причинность — зависимость явлений и предметов от порождающих их причин и условий;
- отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от струк-ры взаимодействующих систем и хар-ра внешних воздействий. Историч. развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления.
Универсальн. законы сущ-я и развития М.:
- Закон единства и борьбы противоположностей;
- Закон перехода количественных изменений в качественные;
- Закон отрицания отрицания.
Формы движения М. — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. В совр. науке выделяются 3 осн. группы:
- в неорганич. природе (пространствен. перемещение, движение эл. частиц и полей, движение и превращение атомов и молекул, изменения в структуре макроскопических тел, геологические процессы, изменение космических систем);
- в живой природе (обмен веществ, саморегуляция, воспроизводство в биоценозах и др. экол. системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли, внутриорганизменные биологич. процессы);
- в обществе (многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности).
Более высокие
формы движения материи исторически
возникают на основе относительно низших
и включают их в себя в преобразованном
виде.
Посредством движения любая материальная вещь становится бытием, формируясь в опред. целостность, способную противостоять разрушит. воздействиям. Что понимать под движением? Это не только перемещение тел в пространстве относительно других тел, но и всякое изменение объекта, кот. обнаруживает себя благодаря взаимодействию. В науке выделяются 2 осн. типа движения предметов и явлений объективной реальности.
Один из них связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и хар-ся тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества.
Однако зачастую перестройка внутренней структуры предметов ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения, называется развитием. При этом может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. В обратном направлении –регресс.
Примерами развития в неживой природе могут служить эволюционные процессы, происходящие в звездах; в живой природе – рост различных организмов; в социуме – рост науки, техники, промышленного производства, изменение социальных отношений и т.п. Понятие «развитие» применимо и к мышлению человека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой-то отдельной мысли, идеи, теории.
Развитие
хар-ся рядом фундаментальн. черт. Прежде
всего это - всеобщность, означающая,
что на всех уровнях бытия развитие имеет
место. Необратимость понимается «как
возникновение качественно новых возможностей,
не существовавших ранее». И наконец,
направленность изменений означает,
что любые, даже кажущиеся случайными
изменения возникают как результат определенных
взаимодействий и порождают в свою очередь
другие изменения. Развитие как направленное
изменение обеспеч. преемственность между
качественными изменениями на уровне
системы, аккумулятивную связь последующего
с предыдущим, определенную тенденцию
в изменениях и именно на этой основе появление
у системы новых возможностей.
Движение как взаимодействие и изменение всех матер. систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется на составные части, без кот. было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия.
Пространство – это форма бытия, кот. выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность матер. тел. Матер. объект, с одной стороны, имеет протяженность (длину, ширину, высоту), а с другой, –его пространственная определенность выступает также в форме структуры, кот. образуют места элементов объекта.
Время – это форма бытия, характер-щая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности др. предметов длительность кажд. матер. объекта выражается отнош-ями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).
В истории развития Ф. сложились 2 концепции простр. и вр.: субстанциальная и реляционная:
1) Субстанциальная концепция рассматривает простр. и вр. как особые самостоят. сущности, существующие сами по себе, независимо от матер. объектов. Они предстают в качестве арены, на кот. находятся объекты и развертываются процессы (напр., антич. философы Демокрит и Эпикур отождествляли пространство с пустотой, а у Ньютона пространство предстало в виде некого вместилища без стенок, а время предстало в виде пустого потока длительности). Эта концепция обнаруживает себя и в Ф. идеализма, причем простр. и вр. рассматривается в качестве продукта, порожденного сознанием (напр., у Канта простр. и вр. есть априорные (доопытные) формы рассудочн. деят-ти чел. разума).
2) Реляционная концепция рассматривает простр. и вр. не как самостоятельные сущности, а как категории, в кот. отражаются особые отношения м/у предметами и явлениями, и вне их не существуют. Сторонники этой концепции полагают, что простр. и вр. отражают структурную сущность бытия мира. Эта концепция м.б. как материалистич., так и идеалистической. С позиций идеализма она развита в Ф. Нового времени (Г.Лейбниц). С позиции материализма эта концепция ярко представлена в диалектико-материалистической Ф., представители кот. считают простр. и вр. объективными формами бытия материи.
Достижения
совр. науки и Ф. свидетельствуют о предпочтительности
реляцион. подхода, в понимании простр.
и вр.
Термин “метафизика” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части филос. наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Аристотель наз. этот раздел своего филос. учения “первой философией”, исследующей высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего сущ-го, обязательные для всех наук. В этом смысле термин “М.” употреблялся в последующей Ф. В средневековой филос.. М. служила теология как ее филос. обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином “М.” применялся в равном значении термин “онтология”. У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. М. выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в.
В Новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, показали научную несостоятельность метафизич. мышл-я и противопоставили ему материалистич. диалектику.
Диалектика: (впервые - у Сократа). В соврем. значении (близко к нему) впервые применил Гегель, хотя элементы Д. были у многих философов.
Гегель - вершина Д. Развитие происх. не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. В этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, источником развития явл. противоречия. Противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.
Всякое развитие протекает по опред. схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из кот. возникает нов. качественное состояние.
Основные законы диалектики:
- переход количества в качество;
- взаимопроник-е противопол-тей;
- отрицание отрицания.
Появляется диалектич. материализм (Маркс), претендующий на синтез принципа материализма на основе научного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания.
Философия 2-ой половины XIX века - отказ от Д..