Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Софисты.
Осн. достижение софистов - они переместили
главную проблему Ф. с физиса на ч-ка (антропоцентризм).
Софисты впервые сделали Ф. своей профессией,
они брали деньги за обучение. Один из
самых известных представителей - Протагор.
Он полагал ч-ка как меру всех вещей. Поэтому невозможна
абсолютная истина, она относительна (субъективный
идеализм).
Сократ (469–399 гг. до н.э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что ч-к, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Нравственным явл. то действие, кот. дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Самопознание (“познай самого себя”).
Сократические школы: мегарская, киническая, киренская.
Киренаики. Наслаждение - смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель – Гедонип - считал, что ч-к. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали.
Киники: Диоген, Антисфен. Ч-к должен освободить себя от зависимостей, удовольствия связывают ч-ка. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.
Мегарская школа Всеобщее и неделимое бытие носит хар-р всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.
Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования.
Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей:
разумной, кот создается самим творцом, аффективной (страсть) и вожделеющей, кот. создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными
усилиями прибл к совершенству, то необходимо гос-во и законы.
Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Разумной части души должен соотв. разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной – ремесленников (первая в истории чел-ва теория идеального государства –утопия). Частная собств и семья подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей
В противоположность Платону Аристотель утверждает, что сущность заключена в самих вещах, что не существует всеобщего наряду и отдельно от единичного.
Каждый предмет, каждая единичная вещь состоит из материи и формы. Однако в таком виде материя существует только в абстракции; в действительности она определяется (и вечно определена) активностью самих по себе нематериальных форм. Материя - это возможность, способность вещи, идеальная форма её - действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению: форма материализуется, материя формируется. Хотя формы и связываются Аристотелем с материей, тем не менее существует одна чистая, т. е. отрешённая от материи, форма всех форм. Это Бог. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.
Вселенная, по Аристотелю, имеет форму шара с центром - Землёй, над которой движутся «сферы» с прикреплёнными к ним светилами.
В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого – «мнение», получаемое из опыта, второго – достоверное знание.
Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основн. задачей гос-ва явл. воспитание добродетельного ч-ка и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном гос. строе, особенностью кот-го являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела гос. управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, - рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.
Аристотель
различал 3 хорошие и 3 дурные формы управления
гос-вом. Хорошими он считал формы, при
которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит
всему обществу; это – монархия, аристократия
и «полития» (власть среднего класса),
основанная на смешении олигархии и демократии.
Напротив, дурными, как бы выродившимися,
видами этих форм Аристотель считал тиранию,
чистую олигархию и крайнюю демократию.
Философия Ср. веков - это прежде всего Ф. феодального общества, хар-ным для кот. явл. господство теологии и религии.
Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Особенности средневековой Ф.:
- теоцентризм — Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;
- монотеизм — Бог един и уникален, в отличие от античных богов;
- креационизм — учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего;
- символизм — принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;
-средневековый антропоцентризм — главная проблема Ф. - не Космос, а ч-к - созданное Богом существо. Величайшая добродетель - не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога.
- средневековая герменевтика - искусство истолкования текстов.
Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.-век. Ф. выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.
Схоластика (от греч. Schole - школа) - это средневековая христианская Ф., кот. господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.
Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Его учение опирается на Аристотеля. Фома выделяет 4 уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы: 1-ый уровень - неорганическая ступень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой растение 3-ий животный мир 4-ый разумная душа. Форма выступает сама по себе, не связанная с материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна - учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума намного длиннее и труднее.
Августин
Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие
ср. в. Ф. Бог создал мир, время, сам бог
находится вне времени, время - понятие
человеческое (субъективное). С идеей времени
связана идея истории, кот движется от
града земного к граду божьему. Августин
большое внимание уделил ч-ку, его самосознанию.
Ч-к благодаря свободе может выбрать м/у
добром и злом. Зло происходит от неумения
распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя
духовная жизнь ч-ка соотносится с богом
перед которым ч-к исповедуется. Именно
со Средневековья зарождается интерес
к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.
Возрождение (нач. XIV – посл. четверть XVI вв.) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Ср. веков и предшествующая культуре Нового времени.
Отличит. черта эпохи Возр. - светский характер культуры и её антропоцентризм (т.е. интерес, в первую очередь, к ч-ку и его деятельности).
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - отсюда термин. Прежде всего это проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали.
Наибольшую роль в Ф. эпохи Возр. сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в Ф. были: методы экспериментально-математич. исследования природы; детерминисткое истолкование действительности; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма законов природы (Галилей в механике).
В борьбе со ср.-век. теократизмом на первый план культуры Возр. выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот. ч-к есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- исходит из человеч. сознания и имеет своим объектом ценность ч-ка. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей ч-ка, разума, стремлению к земному счастью. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот. является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.
Яркие представители: Петрарка, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Рабле. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. В их произв-ях утверждается физическая и духовная красота ч-ка, его безграничные творческие возможности).
Никколо
Макиавелли (1469–1527 гг.) - один из первых
социальных философов эпохи Возр., отвергших
теократическую концепцию гос-ва. Он обосновал
необходимость светского гос-ва, доказав,
что побудительными мотивами деятельности
людей является эгоизм, материальный интерес.
Зло чел. природы, стремление к обогащению
любыми способами выявляют необходимость
обуздания человеч. инстинктов с помощью
особой силы - гос-ва. Необходимый порядок
в обществе создает юридическое мировоз-е
людей, которое не может воспитать церковь,
а только гос-во.
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на Ф.
В Ф. возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для Ф. Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и Ф. должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание – сила». Достижению истины мешают предрассудки сознания. (идолы): 1) идолы пещеры - индивидуальные особенности людей, мешающие познанию. 2) Идолы театра - вера в авторитеты, кот. мешают познавать мир без предубеждения 3) Идолы площади - многозначность языка. 4) Идолы рода - коренятся в самой человеческой сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Бэкон придает индукции. Индукция — это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. Знания, получаемые в процессе индукции носят вероятностный характер.
Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Осн. идею своей философии Декарт выразил в афоризме – «Я мыслю, следовательно я существую». Всякое познание начинается с сомнения. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом? Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Достоверные знания ч-к может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно , без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному, индукция - наоборот.