Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 980.50 Кб (Скачать)

Проблема  чел. сущ-ния наиболее полное выражение нашла в экзистенциализме. Чел. сущ-ние трактуется здесь как чел. бытие, соотнесенное с трансценденцией, выходом ч-ка за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира.

Конечность  сущ-ния ч-ка задана. Отсюда сущ-ние - это всегда индивид. сущ-ние. Это сущ-ние, в кот., хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенц-ме индивид и общество рассматриваются как противопол. образования, находящ. в непримиримом конфликте. Индивид - личность, общ. - безличность. Подлинное сущ-ние связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Неподлинное сущ-ние - это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. Соц. сущность ч-ка и его подлин. сущ-ние оказываются несовместимыми. И лишь перед лицом смерти в «пограничной ситуации» обнаруживается, что в жизни человека подлинно, а что нет. 

  1. Гносеология и ее проблемное поле.

Гносеология (эпистемология) - наука о познании, в кот. изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В Г. в системе мир-человек коррелятом явл познавательные субъективно-объективн. отношения. Категории Г. - истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Г. изучает общее в познавательной деят-ти безотносительно к тому, какова эта деят-ть - обыденная, профессиональная или др.

Гносеол .проблематика - соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и логического, проблема отражения, приоткрывает сущность позн. процесса ч-ка.

Агностицизм - непознаваемость мира.

Если для  античной Ф. характерно представление о единстве предмета и знания о нем, то в рамках средневеков. схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляется концепция двойственной истины, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познават. процесса. Становл-е опытного естествознания: "сенсуализм - рационализм", а, затем, и "эмпиризм - рационализм" (17-18 вв) Проблема активности субъекта в познават. процессе (Беркли, Юм) Различение содержания и форм мышления в немецкой трансцендентально-критич. Ф. выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины Отказ от метафизики и бурное развитие естеств. наук выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр Ф. Гносеологич. проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деят-ти классическая Г. связывает с "изолированным субъектом". Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта), либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Критика оснований классической Ф. (с к.19 в и по сей день), привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта Совр. исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят иные структурные абстракции: предметн. деят-ть ("практика"), культ. норма ("парадигма"), язык и др  

  1. Структура индивидуального познавательного процесса

Структура познавательного процесса пр. собой чувственное и рациональное познание. Чувственное познания осуществляются посредством: ощущений, восприятия, представлений. Ощущения отраж. в сознании отдельные сторон и свойств объектного мира. С ощущений начинается познавательный процесс так как они явл. первым звеном, связывающим сознание с внешним миром. Восприятие – целостный образ предмета непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений Представление - способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Представление связно с памятью ч-ка, с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедшей процедуры формирования ощущений и восприятии. Представление завершает чувственное познание и выступает переходной формой к рациональному познанию.

Процесс познания ориентирован на вскрытие чувственных  связей, что может быть достигнуто с помощью рационального познания (более высокий уровень познания суждений и умозаключений).

Понятие - форма мышления, отображающая общие закономерные связи сторон, признаки явлений, кот. закрепляются в их определениях.

Суждения – форма мышления, отображающая вещи, процессы, предметы и их свойства. В форме суждений отражаются все свойства и связи. Умозаключение - форма мышления, в кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Рациональное  познание связано не только с чувственным  познанием но и с психикой поэтому важную роль в исследовательском процессе играет интуиция. Общими чертами интуиции являются: 1)непосредственное усмотрение истины,2) несознательность путей механизмов получения нового знания, 3) внезапность 

  1. Проблема истины в философии.

в истории  Ф. сложились несколько пониманий, способов толкования истины.

  1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть».
  2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности».
  3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость».
  4. Прагматическая. «Истина - это полезность знания, его эффективность».
  5. Конвенциональная (основопол. - Ж.А.Пуанкаре). «Истина — это соглашение».

Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.

Ложь —  намеренное искажение верного.

Соотношение: Знание — понимание — интерпретация. Знание — все знают это стихотворение. Понимание — каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию.

Абсолютная  истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к кот. стремится чел. познание, но кот. никогда не будет достигнут.

Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания.

Осн. критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей.

В качестве дополнит. критериев служат:

• согласованность  или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным  способом развертывания теории;

• простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально  широкий круг явлений, опираясь на минимальное  количество исходных принципов;

• внутреннее изящество, гармоничность, красота  и даже остроумие предлагаемых гипотез  и др. 

  1. Понятие социальной философии. Специфика и сложность социального познания.

Социальная  философия — это система теоретич. знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимод-я соц. явл-й, функц-я и развития общ-ва, целостного процесса соц. жизни.

Соц. Ф изучает общество и соц. жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историч. развитии. Предметом ее рассмотрения является и сам ч-к, взятый, однако, не сам по себе, не как отдельный индивид, а как представитель соц. группы или общности, т. е. в системе его соц. связей.

Функции социальной философии:

1. Мировоззренч. функция. Формирует у ч-ка общий взгляд на соц. мир, решает вопросы о соотношении бытия людей, матер. условий их жизни и их сознания, о месте и назначении ч-ка в общ-ве, цели и смысле его жизни и т.д.

2. Теоретическая функция. Соц. Ф позволяет проникнуть в глубь соц. процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретич. уровне может идти речь о тенденциях, законом-тях развития обществ. явл-й и общ-ва в целом.

3. Методологическая функция. Заключ. в применении положений соц. Ф при исследовании отдельн. явлений и процессов обществ. жизни, изучаемых теми или иными обществ. науками.

4. Прогностическая функция. Положения соц. Ф способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельн. сторон, возможных ближайших и отдален. последствий деят-ти людей.

Соц. познание - одна из форм познават. деят-ти - познание общества, т.е. соц. процессов и явлений.

Особенности:

1. В соц. познании мы имеем дело не только с исследованием матер., но и идеальных отношений. Они вплетены в матер. жизнь общества, не сущ. без них.

2. В соц. познании общество выступает и как объект, и как субъект познания. Возникает как бы тождество объекта и субъекта. В результате и в сами историч. процессы и в их познание привносится элемент субъективизма. Субъект соц. познания – ч-к, кот. целенаправленно отображает в своем сознании объективно сущ. реал-ть обществ. бытия.

3. Социально-историч. обусловленность соц. познания, в том числе уровнями развития матер. и дух. жизни общества, его соц. структурой и господствующими в нем интересами. Соц. познание всегда ценностно окрашено. Оно пристрастно к получ. знанию, поскольку затрагивает интересы и потребности людей.

4. В познании  соц. действительности следует учитывать многообразие различных ситуаций обществ. жизни людей. Вот почему соц. познание в значительной мере пр. собой вероятностное знание, где нет места жестким и безоговорочным утверждениям. 

  1. Теоретические модели общества и их анализ.

а) Теории исторического круговорота.

До христ-ва развитие общества представлялось циклич. (в древнегреч. мифологии выделены золотой, серебр., бронзовый и железный века). В христ-ве – однонаправл. (от сотвор. Мира к концу Света). Развитие общ-ва предопред. волей Бога.

Ж.-Б.Вико (1668-1744 гг.) выдвинул теорию историч. круговорота — развития всех наций по циклам, сост. из 3 эпох:

- век богов (безгосударственность, подчинение жрецам, т.к. люди думали, что ими правят боги);

- век героев (аристократы думали, что они превосходят плебеев);

- век людей (демократич. республика или представительная монархия - все признали, что они равны).

Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества.

б) Теории прогресса

Развитие общества как естественный процесс по восходящей лини. Главн. фактор, определяющ. развитие общества: географич. среда (Монтескье, Мечников); дух. фактор (просветители); материальный (Маркс) (5 формаций: первобытнообщ., рабовладельческая, феодальн., буржуазн. и коммунистич.).

В 1960 г. вышел  «Некоммунистический манифест»  Ростоу. 5 стадий.

1) «Традиционное  общество» (до начала капитализма). Низк. уровень производит. труда, господство сельск. хоз-ва. В основе власти лежит доскональн. знание порядков, правильность кот. не подлежит обсуждению.

2) Стадия  «переходного общества» (переход к капитализму).

3) «Период  сдвига» — промышл. революц., начало индустриализации.

4) «Период  зрелости» — завершение индустриализации, возникновение высокоразвитых стран.

5) «Эра высокого  массового потребления» — достигнута  в США.

в) Теория культурно-историч. типов

Тойнби (1889-1975) всемирную историю рассматривал как сумму «цивилизаций», проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения, гибели. Цивилизации возникают в результате вызова, на кот. откликается творческое меньшинство. (возникн. египетской цивил.: первопроходцы героическим трудом превратили безжизненные места в благодатные земли).

Рост цивилизации  происходит путем самоорганизации. Главную роль играет творч. меньшинство и великие личности.

Надлом происходит из-за того, что массы перестают подражать творч. меньшинству, и последние начинают терпеть неудачу. Общество раскалывается, возникают конфликты, происходит распад цивилизации и ее гибель.

В основе выд. цивилизаций у Тойнби - религия. 5 живых цивил.: православно-христианск. (византийск.) общество; исламское; индуистское; дальневосточн.; зап. христ. общество. 

  1. Сущность формационного и цивилизационного подходов.

Формационный  подход - ( формация - от латинского - образование, вид). Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"