Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Проблема чел. сущ-ния наиболее полное выражение нашла в экзистенциализме. Чел. сущ-ние трактуется здесь как чел. бытие, соотнесенное с трансценденцией, выходом ч-ка за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира.
Конечность
сущ-ния ч-ка задана. Отсюда сущ-ние - это
всегда индивид. сущ-ние. Это сущ-ние, в
кот., хотя и живут вместе, но умирают в
одиночку. Поэтому в экзистенц-ме индивид
и общество рассматриваются как противопол.
образования, находящ. в непримиримом
конфликте. Индивид - личность, общ. - безличность.
Подлинное сущ-ние связывается с индивидуальным
бытием личности, ее свободой и стремлением
к трансценденции. Неподлинное сущ-ние
- это бытие в обществе, стремление утвердиться
в нем и принять его законы. Соц. сущность
ч-ка и его подлин. сущ-ние оказываются
несовместимыми. И лишь перед лицом смерти
в «пограничной ситуации» обнаруживается,
что в жизни человека подлинно, а что нет.
Гносеология (эпистемология) - наука о познании, в кот. изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В Г. в системе мир-человек коррелятом явл познавательные субъективно-объективн. отношения. Категории Г. - истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Г. изучает общее в познавательной деят-ти безотносительно к тому, какова эта деят-ть - обыденная, профессиональная или др.
Гносеол .проблематика - соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и логического, проблема отражения, приоткрывает сущность позн. процесса ч-ка.
Агностицизм - непознаваемость мира.
Если для
античной Ф. характерно представление
о единстве предмета и знания о нем, то
в рамках средневеков. схоластики проблематика
Г. получает более дифференцированное
развитие, оформляется концепция двойственной
истины, а такие направления схоластики,
как реализм, номинализм и концептуализм
задают различные модели познават. процесса.
Становл-е опытного естествознания: "сенсуализм
- рационализм", а, затем, и "эмпиризм
- рационализм" (17-18 вв) Проблема активности
субъекта в познават. процессе (Беркли,
Юм) Различение содержания и форм мышления
в немецкой трансцендентально-критич.
Ф. выдвинуло проблему множественности
оснований познания и относительности
истины Отказ от метафизики и бурное развитие
естеств. наук выдвинули именно познавательное
отношение к миру в центр Ф. Гносеологич.
проблематика становится определяющей
для неокантианства и позитивизма. Основания
познавательной деят-ти классическая
Г. связывает с "изолированным субъектом".
Сознание такого субъекта прозрачно само
для себя и является последним источником
достоверности. Пытаясь преодолеть ограничения
исходных абстракций, философы были вынуждены
либо принимать формально-онтологические
допущения и принципы ("врожденные идеи"
Декарта, "априорные формы" Канта),
либо генерализовать категорию "самосознание",
придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель,
Шеллинг). Критика оснований классической
Ф. (с к.19 в и по сей день), привела к ломке
традиционных представлений Г. и отказу
от абстракций "самосознающего" и
"изолированного" субъекта Совр.
исследования познания, фиксируя ограничения
субъект-объектных схем, вводят иные структурные
абстракции: предметн. деят-ть ("практика"),
культ. норма ("парадигма"), язык и
др
Структура познавательного процесса пр. собой чувственное и рациональное познание. Чувственное познания осуществляются посредством: ощущений, восприятия, представлений. Ощущения отраж. в сознании отдельные сторон и свойств объектного мира. С ощущений начинается познавательный процесс так как они явл. первым звеном, связывающим сознание с внешним миром. Восприятие – целостный образ предмета непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений Представление - способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Представление связно с памятью ч-ка, с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедшей процедуры формирования ощущений и восприятии. Представление завершает чувственное познание и выступает переходной формой к рациональному познанию.
Процесс познания ориентирован на вскрытие чувственных связей, что может быть достигнуто с помощью рационального познания (более высокий уровень познания суждений и умозаключений).
Понятие - форма мышления, отображающая общие закономерные связи сторон, признаки явлений, кот. закрепляются в их определениях.
Суждения – форма мышления, отображающая вещи, процессы, предметы и их свойства. В форме суждений отражаются все свойства и связи. Умозаключение - форма мышления, в кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Рациональное
познание связано не только с чувственным
познанием но и с психикой поэтому важную
роль в исследовательском процессе играет
интуиция. Общими чертами интуиции являются:
1)непосредственное усмотрение истины,2)
несознательность путей механизмов получения
нового знания, 3) внезапность
в истории Ф. сложились несколько пониманий, способов толкования истины.
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.
Соотношение: Знание — понимание — интерпретация. Знание — все знают это стихотворение. Понимание — каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к кот. стремится чел. познание, но кот. никогда не будет достигнут.
Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания.
Осн. критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей.
В качестве дополнит. критериев служат:
• согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;
• простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;
• внутреннее
изящество, гармоничность, красота
и даже остроумие предлагаемых гипотез
и др.
Социальная философия — это система теоретич. знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимод-я соц. явл-й, функц-я и развития общ-ва, целостного процесса соц. жизни.
Соц. Ф изучает общество и соц. жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историч. развитии. Предметом ее рассмотрения является и сам ч-к, взятый, однако, не сам по себе, не как отдельный индивид, а как представитель соц. группы или общности, т. е. в системе его соц. связей.
Функции социальной философии:
1. Мировоззренч. функция. Формирует у ч-ка общий взгляд на соц. мир, решает вопросы о соотношении бытия людей, матер. условий их жизни и их сознания, о месте и назначении ч-ка в общ-ве, цели и смысле его жизни и т.д.
2. Теоретическая функция. Соц. Ф позволяет проникнуть в глубь соц. процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретич. уровне может идти речь о тенденциях, законом-тях развития обществ. явл-й и общ-ва в целом.
3. Методологическая функция. Заключ. в применении положений соц. Ф при исследовании отдельн. явлений и процессов обществ. жизни, изучаемых теми или иными обществ. науками.
4. Прогностическая функция. Положения соц. Ф способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельн. сторон, возможных ближайших и отдален. последствий деят-ти людей.
Соц. познание - одна из форм познават. деят-ти - познание общества, т.е. соц. процессов и явлений.
Особенности:
1. В соц. познании мы имеем дело не только с исследованием матер., но и идеальных отношений. Они вплетены в матер. жизнь общества, не сущ. без них.
2. В соц. познании общество выступает и как объект, и как субъект познания. Возникает как бы тождество объекта и субъекта. В результате и в сами историч. процессы и в их познание привносится элемент субъективизма. Субъект соц. познания – ч-к, кот. целенаправленно отображает в своем сознании объективно сущ. реал-ть обществ. бытия.
3. Социально-историч. обусловленность соц. познания, в том числе уровнями развития матер. и дух. жизни общества, его соц. структурой и господствующими в нем интересами. Соц. познание всегда ценностно окрашено. Оно пристрастно к получ. знанию, поскольку затрагивает интересы и потребности людей.
4. В познании
соц. действительности следует учитывать
многообразие различных ситуаций обществ.
жизни людей. Вот почему соц. познание
в значительной мере пр. собой вероятностное
знание, где нет места жестким и безоговорочным
утверждениям.
а) Теории исторического круговорота.
До христ-ва развитие общества представлялось циклич. (в древнегреч. мифологии выделены золотой, серебр., бронзовый и железный века). В христ-ве – однонаправл. (от сотвор. Мира к концу Света). Развитие общ-ва предопред. волей Бога.
Ж.-Б.Вико (1668-1744 гг.) выдвинул теорию историч. круговорота — развития всех наций по циклам, сост. из 3 эпох:
- век богов (безгосударственность, подчинение жрецам, т.к. люди думали, что ими правят боги);
- век героев (аристократы думали, что они превосходят плебеев);
- век людей (демократич. республика или представительная монархия - все признали, что они равны).
Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества.
б) Теории прогресса
Развитие общества как естественный процесс по восходящей лини. Главн. фактор, определяющ. развитие общества: географич. среда (Монтескье, Мечников); дух. фактор (просветители); материальный (Маркс) (5 формаций: первобытнообщ., рабовладельческая, феодальн., буржуазн. и коммунистич.).
В 1960 г. вышел «Некоммунистический манифест» Ростоу. 5 стадий.
1) «Традиционное общество» (до начала капитализма). Низк. уровень производит. труда, господство сельск. хоз-ва. В основе власти лежит доскональн. знание порядков, правильность кот. не подлежит обсуждению.
2) Стадия
«переходного общества» (
3) «Период сдвига» — промышл. революц., начало индустриализации.
4) «Период
зрелости» — завершение
5) «Эра высокого
массового потребления» —
в) Теория культурно-историч. типов
Тойнби (1889-1975) всемирную историю рассматривал как сумму «цивилизаций», проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения, гибели. Цивилизации возникают в результате вызова, на кот. откликается творческое меньшинство. (возникн. египетской цивил.: первопроходцы героическим трудом превратили безжизненные места в благодатные земли).
Рост цивилизации происходит путем самоорганизации. Главную роль играет творч. меньшинство и великие личности.
Надлом происходит из-за того, что массы перестают подражать творч. меньшинству, и последние начинают терпеть неудачу. Общество раскалывается, возникают конфликты, происходит распад цивилизации и ее гибель.
В основе выд.
цивилизаций у Тойнби - религия. 5 живых
цивил.: православно-христианск. (византийск.)
общество; исламское; индуистское; дальневосточн.;
зап. христ. общество.
Формационный подход - ( формация - от латинского - образование, вид). Согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому - коммунизму.