Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Диалектика
и метафизика исторически борются.
Основной центр этой борьбы - интерпретация
принципов развития.
Понятие “природа”. В узком смысле — это земная среда обитания ч-ка. В широком смысле под природой понимают весь окружающий нас матер. мир (синоним – Вселенная).
Сфера распространения жизни называется биосферой. Этот термин ввел в научный обиход Ж.-Б. Ламарк. Значительный вклад в развитие представлений о биосфере внес В.И.Вернадский. В биосфере выделяется три области: континентальная, океаническая и переходная.
Возникновение живой природы – загадка. Варианты -самозарождение в первобытном океане, божественное вдохновение, химическая случайность или семена жизни, носящиеся в космосе. Дальнейший необъяснимый скачок - возникновение разума. Концепция Ч.Дарвина.
Посредником взаимодействия м/у ч-ком и природой становится техника. Мир техники называется техносферой.
Многочисленные данные свидетельств. о том, что взаимосвязь ч-ка и природы в наши дни характеризуется крайним неблагополучием. Современный ч-к живет в условиях глубокого экологического кризиса.
Осмысление природы этого кризиса и путей выхода из него приобрело особую интенсивность в ХХ в.
Одним из видных отечественных ученых, уделивших внимание проблеме взаимосвязи ч-ка и природы, был В.И.Вернадский, кот. предложил концепцию видоизменения связи ч-ка и природы. Согласно этой концепции биосфера должна быть преобразована в ноосферу, т.е. в сферу гуманной, разумной деятельности. Отныне, по его мнению, люди могут связывать надежды на свое благополучие лишь с такой организацией жизнеобеспечения, которая базируется на гуманном использовании достижений науки и техники. Важную роль при этом должно сыграть включение в сферу разумной деятельности человека — космоса.
В дальнейшем проблема взаимосвязи общества и природы нашла свое отражение в трудах зарубежных (Ж. Дорет, А. Поччеи, Г. Одум, Э. Одум, В. Хесле и др.) и отечечственных ученых (Э. В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, А.Н. Кочергин, А.Д. Уреул и др.).
Выход из экологического
кризиса многим ученым видится на
путях бережного использования
природных ресурсов, а также посредством
внедрения достижений науки в
практику организации общественной
жизни.
Зависимость ч-ка от природы сущ. на всех этапах чел. истории, имеет 2 разнонаправленные тенденции:
С одной стор., по мере того как взаимоотношения ч-ка с естеств. средой обитания все более опосредовались создаваемой им «второй природой» (продуктами труда), ч-к повышал свою защищенность от природн. стихий.
С др. стор., в орбиту чел. деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, кот. использ-ся с нарастающей интенсивностью, так что чел. общ-во втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.
Т.о., не только ч-к зависит от природы, но и сама окружающая ч-ка природа зависит от него.
В наши дни
эта зависимость нередко
Ээкологическая проблема. Взаимод-е общ-ва и природы в результате бурного роста промышл. произв-ва во всем мире, достигло предельных критических форм и размеров. Появилась угроза самому сущ-ю человеч-ва вследствие исчерпания природн. ресурсов и загрязнения окруж. среды. В результате деят-ти ч-ка в дикой природе исчезли многие виды животных и растений.
Историч. типы взаимод-я прир. и общ-ва:
Присваивающий (первобытнообщинное общ-во). Воздействие общ-ва на природу минимально: ч-к берет в природе готовые к употр. предметы, продукты
Переходный (рабовладельческий, феодальный периоды). Антропогенное воздействие локально. Преобладает сельск. хоз-во, натур. обмен.
Индустриальный (капиталистический период). Взаимод-е природы и общ-ва охват. большие регионы. Преобраз-е ч-ком природы доходит до молекулярн., атомного уровней. Появл. машинного произв-ва приводит к усложнению материальн. произ-ва. Произв-во зависит уже не столько от природных, сколько от соц. факторов.
Постиндустриальный
(глобальный) (вт.пол. 20 – нач. 21 вв). Всепланетарный
охват природы чел. воздействием, ч-к выходит
в космос. Проц-сы урбанизации, автоматизации,
компьютеризации, информатизации, глобализации
приводят к формиров-ю принципиально нов.
образа жизни населения. Социальное вытесняет
природное: жители развитых стран практически
оторваны от контакта с природой, все более
подменяемого контактом с техносферой.
Преобраз-е природных объектов на уровне
элементарных частиц. Выражен системный
глобальный экологич. кризис.
Экологич. проблема - это изменение природн. среды в результ. антропоген. воздействий, ведущее к наруш-ю структуры и функционир-я природы.
Экологические проблемы можно условно объединить в 6 групп:
- атмосферные (загрязнение атмосферы: радиологич., химич., механич., тепловое);
- водные (истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, морей и океанов);
- геолого-геоморфологич. (интенсификация неблагоприятн. геолого-геоморфологич. процессов, нарушение рельефа и геологического строения);
- почвенные (загрязнение почв, эрозия, вторичн. засоление, заболачивание и др.);
- биотические (сведение растительности, деградация лесов, истощение пастбищ, сокращ-е видового разнообразия и др.);
- комплексные (ландшафтные) (опустынивание, сниж. биоразнооб-я, нарушение режима природоохранных территорий и т. д).
По осн. экологич. последствиям изменения природы выд. след. экологич. проблемы и ситуации:
- антропоэкологические (по изменению условий жизни и здоровья населения);
- природно-ресурсные (связанные с истощением и утратой природных ресурсов);
- ландшафтно-генетические (обусловл. нарушением целостности ландшафтов, утратой генофонда, потерей уникальных природных объектов).
Решение глобальн. экологич. проблем:
- Переход от потребительско-технократич. подхода к природе к поиску гармонии с ней (экологиз-я произв-ва: природосберег. технологии, обязат. экологическая экспертиза нов. проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла ит.п.).
- Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов. Подсчеты. экспертов показывают, что если исходить из совр. уровня потребления (к. 20 в.), то угля хватит еще на 430 лет, нефти - на 35 лет, прир. газа - на 50 лет. Необходимо расшир. применения атомной энергии, поиск новых, эффективных, безопасных и макс. безвредных источников энергии.
- Объединение усилий всех стран для спасения природы. Заключаются междунар. конвенции по охране окруж. среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осущ. различные совместные программы. Деят-ть обществ. организаций по защите окруж. среды (Гринпис). Однако междунар.е сотрудничество в экологич. сфере еще весьма далеко от совершенства.
Самое важное
направл. для решения экологич. проблемы,
явл. формиров-е в общ-ве
экологич. сознания, понимания природы
как др. живого сущ-ва, над кот. нельзя властвовать
без ущерба для него и себя. Экологич. обучение
и воспитание в общ-ве д.б. поставлены на
гос. уровень, проводиться с раннего детства.
Сознание - одна из самых сложных проблем Ф.. И на кажд. этапе развития она решается по разному.
Античность Космоцентризм. Внимание человека напр. на окруж. мир. С. - всеобщ. связь м/у разумом и объектом, кот. сущ. независимо др. от др.
Ср. века. Теоцентризм. Возникает потребность во внутр. сосредоточении для общения с Богом ч/з молитву. Практика исповеди (способность к самоанализу и самоконтролю).
Новое время. Антропоцентризм. Ч-к отказ. от Бога, захотел быть царем природы, опираясь на свой Разум. Ч-к был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Р.Декарт: «я мыслю, следовательно, существую». С. представляется как некий сосуд, в кот. уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Идеализм. С. отождествл. с мышлением, т.е. максимально рационализировано.
Откуда берет свое начало С.?
Вульгарно-материалистич. направл. С. и мышление определяется пищей, влияющей ч/з химические соединения крови на мозг и его работу.
Объетивно-идеалистич. подход. С. не зависит от мозга, но опред-ся неким дух. фактором (Богом, идеей).
Среднюю позицию занимает философско-реалистич. направл. В понимании источников С. выделяет следующие факторы:
1.Внешний предметн. и дух. мир отраж. в С. в виде конкретных чувственно-понятийных образов.
2. Социокульт. среда (идеи, соц. идеалы, этические и эстетические установки и т.п.) позволяет отдельному ч-у смотреть на мир глазами общ-ва.
3. Дух. мир индивида, его собств. уникальный опыт.
4. Мозг как
макроструктурная природная
5. Космич. информац.-смысловое поле, одним из звеньев кот. явл. С. ч-ка.
Важнейшие характеристики С.
1. С.-это совок-ть знаний об окруж. мире.
2. Четк. различение субъекта и объекта. Ч-к – единств. существо, способное осущ. самопознание.
3. Обеспеч-е целеполагающ. деят-ти ч-ка.
4. Наличие эмоц. оценок в межличностных отнош-ях.
5. С. в совр. филос. трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внеш. мира и одновр. сосредоточиваться на тех состояниях внутр. дух. опыта, кот. сопровождают это внимание; особое состояние ч-ка, в кот. ему одновр. доступен и мир и он сам.
Функции сознания:
- Познавательная; - Регулятивная;
- Прогноза, предвидения, целепологания;
- Доказательства истинности знания;
- Ценностная;
- Коммуникативная.
Проблема происхождения ч-ка — одна из центральных в Ф. и др. науках о ч-ке. Первые идеи о происхождении ч-ка возникли задолго до Ф. в мифах и легендах древн. народов.
Сущ. 5 осн. концепций антропогенеза:
Сущность ч-ка сост. трудовая деят-ть, осуществляемая в рамках обществен. произв-ва. Ч-к не может производить и заниматься трудовой деят-тью, не вступая в обществ. отношения, совокупность кот. и образует общество. С развитием обществ. произв-ва и трудовой деят-ти развиваются и обществ. отношения людей.
Ч-ка надо понимать диалектически. Ч-к есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое, и т.д. одновр. Он аккумулирует в себе весь спектр обществ. отношений и т. о. реализует свою соц. сущность.
Но ч-к несводим к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность ч-ка - это общ. характ-ка род, то сущ-ние кажд. индивида всегда индивидуально.