Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
5)полисная
демократия обеспечила
Для ф. Средневековья х-ны следующие черты:
1)философская
мысль средневековья
2)формирование
онтологических представлений
-теологизм (провозглашает Бога источником бытия, причиной всего сущего)
-креационизм (Бог создал природу из ничего)
-монотеизм (Бог – личность, Он един, уникален, бесконечен)
3)развитие ф.государства (Государство – подобие «Царства Божия», перенос небесной иерархии);
4)в философии истории принцип провиденциализма (существование Божественного Проведения) и эсхатологизм (ожидание Страшного Суда);
5)в антропологии человек рассматривается с позиций теоцентризма (Бог – в центре мироздания, высшая цель; рождается идея обожения/богоуподобления, принцип оппозиции души и тела).
Взрождение/Ренессанс. Становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства обусловило потребность в новых воззрениях. Основными идеями Возрождения были:
1) проблема гуманизма (воззрение признававшее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие; познание мира человеческих переживаний);
2) в
антропологии господствует антр
3) актуализируется социальная проблематика (создание социальных утопий, ф. политики обогащается трудом Макиавелли «Государь»);
4)великие открытия меняют статус науки; уход от схоластики и возвращение к античной традиции; интерес к натурфилософии; эстетизм.
Новоевропейская философия 17 века. Возникновение буржуазных государств и развитие промышленного производства обусловило господство наукоцентризма – проблемы гносеологии занимают центральное место:
- проблема объекта и субъекта познания
-метода научного познания (рационализм и эмпиризм)
Именно в этот период наука окончательно отделяется от философии.
Просвещение.
Продолжение разработки гносеологической
проблематики; одной из характерных черт
становится антиклерикализм (борьба
с религиозными предрассудками).
НКФ. Кант: разработал теорию познания (приоритет субъекта, «вещь-в-себе»); теорию этики (регористический стиль); разделил философию на 3 части (по способностям человеческой души):
-гносеология (познавательная способность)
-этика
(практическая способность, т.
-эстетику
(эстетическая способность, т.
Гегель: разработал идеалистическую теорию диалектики; выделил в ф.:
-логику (формальная и диалектическая)
-ф. природы
-ф. духа
(т.е. социальная проблематика
– науки о государстве,
Фейербах: разработал материалистический антропологизм.
Марксистская.
Характеризуется детальной разработкой
фундаментальных и прикладных проблем
философии. К. Маркс предложил новую
версию соцеально-философской теории.
Основ. направ. развития философ. сознания: материализм, идеализм, дуализм.
Основной вопрос фил., который фиксировался постоянно, имеет 2 стороны:
1)онтологическую (что первично – материя или сознание);
2)гносеологическую (познаваем ли мир).
I. В решении онтологического вопроса есть 3 направления: материализм, идеализм, дуализм.
Материализм – исходит из того, что окружающий мир существовал изначально и предшествовал миру идеальному т.е. сознанию. Школы материализма:
-наивный/стихийный (материализм древних)
-метафизический (до 17 в. на основе механики)
-диалектический (единство диалектики, логики, теории познания)
-научный (эпистемология)
-созерцательный
-вульгарный
-экономический и т.д.
Идеализм (от греч. идея) – философ. учение с точки зрения кот. духовное первично, а материальное вторично. Две основные формы:
1)объективный (первичным является духовное начало, не принадлежащее ни человеку, ни человечеству, находящееся вне пределов; у Платона – это мир идей, у Гегеля – абсолютный разум)
2)субъективный (первичным признается сознание субъекта или общности)
Прочие разновидности:
-монизм (единая духовная субстанция)
-монадология
(множество духовных
-идеалистический рационализм (разумное начало)
-иррационализм (алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного изучения)
-идеалистический эмпиризм (опыт)
-сенсуализм (чувства)
-идеалистическая
диалектика НКФ (расцвет
-панлогизм (мировой разум)
-волюнтаризм (мировая воля)
Дуализм – признается одновременное существование двух первоначал: материального и духовного.
II. В решении гносеологического вопроса фил. есть 2 направления:
1.оптимизм (мир познаваем; основа – установка на поиск истины, вера в безграничные способности разума, субъект способен адекватно отражать объекты исследуемой реальности; сторонники: Аристотель, Ф.Бекон, Б.Спиноза, Г.Гегель, К.Маркс)
2.агностицизм
(мир не познаваем; согласно И.Канту,
мир состоит из «вещей-в-себе» и познаваем
только в тех границах, которые определены
способностями субъекта)
Древнекитайская философия; специфика и основные школы.
Специфика древнекитайской цивилизации (определила особенности китайской философской традиции):
1)слабое развитие торговли и земледелия;
2)наличие мощного
централизованного государства
(чиновники являлись реальными
субъектами власти, носителями светского
знания и образования;
3) религия не
являлась основной духовной
4) регулятором социальной практики выступает ритуал (он регламентирует все сферы общественной жизни).
Основные периоды историч. развития древнекит фил.:
Протофилософский период- зарождение философских представлений, относится к эпохе Западного Чжоу (12-8вв. до н.э.), бурное развитие письменности когда складывались литературные памятники древнекитайской культуры: Книга истории, К.песен, К.перемен, из которых в последующем черпали свои идеи философ. мыслители Китая. Сложился культ предков и поклонение Небу (т.е. всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной).
Натурфилософский период- возникли первые философские учения, к эпохе Восточного Чжоу (8-6 вв. до н.э.), оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – и.перемен, складывается учение об инь и ян (последовательность и направленность перемен, объяснялась взаимопревращениями начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао(пути) и Тайцзи (Великом Пределе).
Золотой век кит. фил.- период, когда оформились философские школы, в эпоху
«Сражающихся царств» (6–3 вв. до н. э.), школ существовало более ста, но выделяют шесть важнейших: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь – ян» и школу имен.
Период кризиса классической древнекитайской философии- связан с правлением
деспотический империи Цинь (221-207гг. до н.э.), была установлена цензура, духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства, физически уничтожены многие философы, официальной идеологией являлся легизм.
Возрождение древнекит. фил.- приходится на период правления династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология (различные идеи и положения философ. школ были гармонизированы между собой по принципу взаимодопол., в результате сложилась устойчивая философская традиция, просуществовавшая в относительно неизменном виде вплоть до начала XX в.).
Шесть школ Китая:
Конфуцианство.Основатель-
Даосизм. Вторая по значимости школа и духовный полюс кит. культуры. Ее основал Лао-цзы. Централ. понятие – Дао-истина. Предназначение человека – согласование поведения с абсолютным Дао Вселенной посредством соблюдения принципа у вэй-недеяния (т.е. отсутствия целепологания и растворение в естественном порядке вещей). Высшим результатом пути является бессмертие, достигаемое разнообразными психотехниками и медицин. снадобьями. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы.
Легизм. Законники отталкивались от идеи сильного государства, в основе кот. справедливые законы и власть, использующая поощрения и особенно наказания для воздействия на население.
Моизм - оппозиция легизма, отталкивался от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов.
Школа имен. Логики или спорщики центрировались вокруг проблемы корректного употребления слов(имен) и приведения их в соответствие с реальными объектами.
Школа «инь-ян». Учение восходит к Книге перемен. Ян – светлое мужское начало, инь – темное женское. Существуя в борьбе, они переходят друг в друга, задавая бинарную структуру бытия. Соединение начал происходит в универсальной жизненной энергии – ци (ее сгущение и разжижение способствует возникновению конкретных явлений). Комбинации инь-ян образуют 64 гексаграммы (ими в К.перемен описываются состояния космоса и Поднебесной).
Данные понятия дополняются учением о пяти элементах (у син): воде, огне, металле, дереве, почве. Они являются базовой качественной классификационной характеристикой вещей в кит. культуре.
Отличия древнекит. фил.:
1)иероглифическое письмо- с его помощью удобно выражать комплекс идей, но сложнее выстраивать цепочки логических доказательств, отсюда афористический стиль, образность, метафоричность философских текстов (язык играл тормозящую роль).
2)традиционализм- накопленная мудрость берется за основу, а авторские новации имеют ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное прочтение традиции; древнекит. фил. развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий (Дао-путь, ли-благопристойность, энергии инь-ян-ци, и-долг, понятие перемен, жэнь-гуманность, принцип недеяния-увэй, идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей).
3)этический рационализм- вместо веры в священное божество китайцы почитали установленный Небом порядок; философская мысль была направлена на прояснение правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной жизни, разработку эффективных методов управления государством.