Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

5)полисная  демократия обеспечила детальную  разработку социальной проблематики и вопроса о государстве.

      Для ф. Средневековья х-ны следующие черты:

1)философская  мысль средневековья развивалась  в одной плоскости с христианским  вероучением, отсюда поиск гармонии между верой и знаниями, религией и философской наукой; формирование законов формальной логики в гносеологии;

2)формирование  онтологических представлений в  соответствии с христианством:

-теологизм (провозглашает Бога источником бытия, причиной всего сущего)

-креационизм (Бог создал природу из ничего)

-монотеизм (Бог – личность, Он един, уникален, бесконечен)

3)развитие ф.государства (Государство – подобие «Царства Божия», перенос небесной иерархии);

4)в философии истории принцип провиденциализма (существование Божественного Проведения) и эсхатологизм (ожидание Страшного Суда);

5)в антропологии человек рассматривается с позиций теоцентризма (Бог – в центре мироздания, высшая цель; рождается идея обожения/богоуподобления, принцип оппозиции души и тела).

        Взрождение/Ренессанс. Становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства обусловило потребность в новых воззрениях. Основными идеями Возрождения были:

1) проблема  гуманизма (воззрение признававшее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие; познание мира человеческих переживаний);

2) в  антропологии господствует антропоцентризм (в центр мироздания вместо Бога  ставится человек; признание творческой сущности человека – он сам по себе деятелен, способен создавать);

3) актуализируется социальная проблематика (создание социальных утопий, ф. политики обогащается трудом Макиавелли «Государь»);

4)великие открытия меняют статус науки; уход от схоластики и возвращение к античной традиции; интерес к натурфилософии; эстетизм.

     Новоевропейская философия 17 века. Возникновение буржуазных государств и развитие промышленного производства обусловило господство наукоцентризма – проблемы гносеологии занимают центральное место:

     - проблема объекта и субъекта  познания

     -метода  научного познания (рационализм  и эмпиризм)

     Именно  в этот период наука окончательно отделяется от философии.

     Просвещение. Продолжение разработки гносеологической проблематики; одной из характерных черт становится антиклерикализм (борьба с религиозными предрассудками).                               

     НКФ. Кант: разработал теорию познания (приоритет субъекта, «вещь-в-себе»); теорию этики (регористический стиль);  разделил философию на 3 части (по способностям человеческой души):

-гносеология  (познавательная способность)

-этика  (практическая способность, т.е.  вопросы добродетели)

-эстетику (эстетическая способность, т.е.  философия искусства)

       Гегель: разработал идеалистическую теорию диалектики; выделил в ф.:

-логику (формальная и диалектическая)

-ф. природы

-ф. духа (т.е. социальная проблематика  – науки о государстве, истории,  религии, искусстве)

      Фейербах: разработал материалистический антропологизм.

     Марксистская. Характеризуется детальной разработкой  фундаментальных и прикладных проблем философии. К. Маркс предложил новую версию соцеально-философской теории.   

                                   ВОПРОС  №4

Основ. направ. развития философ. сознания: материализм, идеализм, дуализм.

     Основной  вопрос фил., который фиксировался постоянно, имеет 2 стороны:

1)онтологическую (что первично – материя или сознание);

2)гносеологическую (познаваем ли мир).

I. В решении онтологического вопроса есть 3 направления: материализм, идеализм, дуализм.

     Материализм – исходит из того, что окружающий мир существовал изначально и предшествовал миру идеальному т.е. сознанию. Школы материализма:

-наивный/стихийный  (материализм древних)

-метафизический (до 17 в. на основе механики)

-диалектический (единство диалектики, логики, теории познания)

-научный  (эпистемология)

-созерцательный

-вульгарный

-экономический        и т.д.

      Идеализм (от греч. идея) – философ. учение с точки зрения кот. духовное  первично, а материальное вторично. Две основные формы:

1)объективный (первичным является духовное начало, не принадлежащее ни человеку, ни человечеству, находящееся вне пределов; у Платона – это мир идей, у Гегеля – абсолютный разум)

2)субъективный (первичным признается сознание субъекта или общности)

      Прочие  разновидности:

-монизм (единая духовная субстанция)

-монадология  (множество духовных субстанций)

-идеалистический  рационализм (разумное начало)

-иррационализм (алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного изучения)

-идеалистический  эмпиризм (опыт)                      

-сенсуализм (чувства)

-идеалистическая  диалектика НКФ (расцвет идеализма)

-панлогизм  (мировой разум)

-волюнтаризм  (мировая воля)

     Дуализм – признается одновременное существование двух первоначал: материального и духовного.

II. В решении гносеологического вопроса фил. есть 2 направления:

 1.оптимизм (мир познаваем; основа – установка на поиск истины, вера в безграничные способности разума, субъект способен адекватно отражать объекты исследуемой реальности; сторонники: Аристотель, Ф.Бекон, Б.Спиноза, Г.Гегель, К.Маркс)

2.агностицизм (мир не познаваем; согласно И.Канту, мир состоит из «вещей-в-себе» и познаваем только в тех границах, которые определены способностями субъекта) 

                                    ВОПРОС №5

Древнекитайская философия; специфика  и основные школы.

     Специфика древнекитайской  цивилизации (определила особенности китайской философской традиции):

1)слабое развитие  торговли и земледелия;

2)наличие мощного  централизованного государства  (чиновники являлись  реальными  субъектами власти, носителями светского  знания и образования; остальные  китайцы были лишены гражданских  свобод);

3) религия не  являлась основной духовной предпосылкой (ее место занимает этика и  на мировоззрение оказывает влияние  лишь обыденная нравственность);

4) регулятором  социальной практики выступает  ритуал (он регламентирует все  сферы общественной жизни).

           Основные периоды  историч. развития  древнекит фил.:

     Протофилософский период- зарождение философских представлений, относится к эпохе Западного Чжоу (12-8вв. до н.э.), бурное развитие письменности когда складывались литературные памятники древнекитайской культуры: Книга истории, К.песен, К.перемен, из которых в последующем черпали свои идеи философ. мыслители Китая. Сложился культ предков и поклонение Небу (т.е.  всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной).

     Натурфилософский  период- возникли первые философские учения, к эпохе Восточного Чжоу (8-6 вв. до н.э.), оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – и.перемен, складывается учение об инь и ян (последовательность и направленность перемен, объяснялась взаимопревращениями начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао(пути) и Тайцзи (Великом Пределе).

     Золотой век кит. фил.- период, когда оформились философские школы, в эпоху

«Сражающихся  царств» (6–3 вв. до н. э.), школ существовало более ста, но выделяют шесть важнейших: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь – ян» и школу имен.

     Период  кризиса классической древнекитайской философии- связан с правлением

деспотический империи Цинь (221-207гг. до н.э.), была установлена  цензура,  духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства, физически уничтожены многие философы, официальной идеологией являлся легизм.

     Возрождение древнекит. фил.- приходится на период правления династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология (различные идеи и положения философ. школ были гармонизированы между собой по принципу взаимодопол., в результате сложилась устойчивая философская традиция, просуществовавшая в относительно неизменном виде вплоть до начала XX в.).

                 Шесть школ Китая:

     Конфуцианство.Основатель-Канфуций. Центральное понятие – жень-человеколюбие, кот. определяет закон идеальных отношений между людьми по «принципу взаимности» (чего не желаешь себе, того не делай другим). Внутренняя мативация связана с и-долгом по выполению обязанностей, предписанных судьбой-тянь. Гармония в Поднебесной осущ. при условии «правитель должен быть правителем, сын-сыном и т.д.».

     Даосизм. Вторая по значимости школа и духовный полюс кит. культуры. Ее основал Лао-цзы. Централ. понятие – Дао-истина. Предназначение человека – согласование поведения с абсолютным Дао Вселенной посредством соблюдения принципа у вэй-недеяния (т.е. отсутствия целепологания и растворение в естественном порядке вещей). Высшим результатом пути является бессмертие, достигаемое разнообразными психотехниками и медицин. снадобьями. Идеал бессмертия обусловил религиозную направленность даосской школы.

     Легизм. Законники отталкивались от идеи сильного государства, в основе кот. справедливые законы и власть, использующая поощрения и особенно наказания для воздействия на население.

     Моизм  - оппозиция легизма, отталкивался от идеи всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов.

     Школа имен. Логики или спорщики центрировались вокруг проблемы корректного употребления слов(имен) и приведения их в соответствие с реальными объектами.

     Школа «инь-ян». Учение восходит к Книге перемен. Ян – светлое мужское начало, инь – темное женское. Существуя в борьбе, они переходят друг в друга, задавая бинарную структуру бытия. Соединение начал происходит в универсальной жизненной энергии – ци (ее сгущение и разжижение способствует возникновению конкретных явлений). Комбинации инь-ян образуют 64 гексаграммы (ими в К.перемен описываются состояния космоса и Поднебесной).

Данные  понятия дополняются учением  о пяти элементах (у син): воде, огне, металле, дереве, почве. Они являются базовой качественной классификационной  характеристикой вещей в кит. культуре.

      Отличия древнекит. фил.:

1)иероглифическое  письмо- с его помощью удобно выражать комплекс идей, но сложнее выстраивать цепочки логических доказательств, отсюда афористический стиль, образность, метафоричность философских текстов (язык играл тормозящую роль).

2)традиционализм- накопленная мудрость берется за основу, а авторские новации имеют ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное прочтение традиции; древнекит. фил. развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий (Дао-путь, ли-благопристойность, энергии инь-ян-ци, и-долг, понятие перемен, жэнь-гуманность, принцип недеяния-увэй, идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей).

3)этический рационализм- вместо веры в священное божество китайцы почитали установленный Небом порядок; философская мысль была направлена на прояснение правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной жизни, разработку эффективных методов управления государством.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"