Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:17, реферат
Один из главных признаков сциентизма — мизософия. Сциентисты утверждают, что от философии нет никакого толка, что она только мешает науке, что ее критика науки ровным счетом ничего не значит. Более осведомленные иногда ссылаются на немецкого ученого Гельмгольца, который в первой половине XIX века отметил, что «между философией и естественными науками под влиянием шеллинго-гегелевской философии тождества сложились малоотрадные отношения», и считал, что философия для естествоиспытателей абсолютно бесполезна, поскольку она бессмысленна.
Вначале
важно уточнить, в какой мере базисные
предложения выражают факты и
в какой мере эти факты могут
стать основанием естественных законов,
с одной стороны, и аксиом теории
— с другой. В базисном предложении
выражается полученный или ожидаемый
результат измерения. Но для измерений
требуются приборы, а чтобы применять
приборы, доверять им, мы должны сперва
иметь теорию, определяющую, как
и на каком основании эти приборы
действуют. Это верно даже для
простейших инструментов — скажем,
для линейки или для телескопа:
пользуясь линейкой, мы исходим из
допущения, что перемещение в
пространстве не приводит к ее изменению,
во всяком случае, к вычислимому
изменению эталона, т. е. предполагаем
определенную метрику; когда мы смотрим
в телескоп, то исходим из определенных
представлений, напр., о том, как световые
лучи распространяются в конкретной
среде, т. е. мы предпосылаем наблюдению
определенную оптическую теорию[27]. Чтобы
процедура измерения имела
Понятно, что базисные предложения, которые должны выражать факты, служащие основанием для теории, нельзя понимать как передачу чистых восприятий — размеров, конгруэнтностей, перемещений и т. п. Базисные предложения тоже нагружены теоретическим содержанием. Они говорят не о том, что мы воспринимаем то-то и то-то, а о том, что измерена такая-то длина световой волны, такая-то сила тока, такая-то температура, такое-то давление и т. п., а все эти понятия имеют смысл и содержание только в рамках соответствующих теорий.
Amplius.
Поскольку точность измерения
всегда ограничена, любая процедура
измерения допускает — опять-
Однако
оставим пока в стороне вывод
о том, что базисные предложения
не выражают чистых фактов, и предположим,
что они адекватно определены
эмпирически. При таком допущении
обоснование естественного
А
как же взаимосвязаны базисные предложения
с естественными законами? В естественных
законах существенную роль играют природные
константы. Даже учитывая, что при
их определении нельзя обойтись без
«приглаживания» данных, теоретических
допущений и решений, тем не менее
признается, что существует относительная
эквивалентность определяемых этими
константами результатов
Существуют
различные методы определения скорости
света: напр., посредством константы
смещения (аберрации) и метод Физо.
Хотя эти методы предполагают совершенно
различные процедуры измерения,
они ведут к одинаковому
В первом случае, скорость света можно вычислить, если известна константа аберрации и скорость Земли. Но скорость Земли, в свою очередь, может быть определена, только если известно расстояние, которое она проходит в конкретный интервал времени. Стало быть, дабы вычислить скорость света, требуются два измерения: одно — в начале временного интервала, другое — в конце. Оба эти измерения совершаются в различных местах. А это означает, что мы предполагаем синхронность часов, необходимых для измерения времени, и постоянство их хода. Значит, для измерения скорости Земли нужно определить понятие одновременности двух событий, разделенных расстоянием. Однако известно (по крайней мере, с тех пор, как сформулирована теория относительности), что одновременность разделенных расстоянием событий не является наблюдаемым фактом. Следовательно, такое определение зависит от принятых правил. Поэтому приходится уточнять, какие именно правила участвуют в измерении скорости света посредством константы аберрации.
Рассмотрим
другой случай — опыт по измерению
скорости света, предложенный И. Л. Физо.
Световой пучок проделывает путь
от своего источника к зеркалу, от
коего он отражается и возвращается
в исходную точку. Скорость света
можно определить, ежели вычислить
время, прошедшее с момента испускания
светового пучка до момента его
возвращения. При этом мы должны предположить,
что скорость света одна и та же
на пути к зеркалу и от него. Чтобы
представить это как
Теперь
мы подошли к более общему вопросу,
а именно: можно ли считать правила,
которые принципиально
Допустим,
применение независимых друг от друга
правил P1, P2, ..., Pn дает
одну и ту же систему результатов R. Казалось
бы, из этого можно сделать вывод, что P1,
P2, ..., Pn суть эмпирические истины.
Однако такой вывод ничем не обоснован.
Поскольку система R не дана сама по себе,
а получается в каждом конкретном случае
посредством правил. Единственное, что
мы вправе утверждать, так это то, что и
отмеченное совпадение является лишь результатом
применения правил. Таким образом, мы
можем сказать только, что правила, применение
которых приводит к совпадению результатов,
вероятно, выбраны потому, что они обеспечивают простоту физическ
Таким образом, мы приходим к выводу, что ни базисные предложения, ни естественные законы не выражают непосредственные факты в каком бы то ни было смысле: в их установлении участвуют решения, принимаемые субъектом исследования.
Казалось
бы, даже этого достаточно, чтобы
отклонить все претензии науки
на знание истины, но можно сказать
и об аксиомах. Остановимся только
на логической стороне дела как таковой,
т. е. признаем, что аксиомы — это
предпосылки, из которых выводятся
в качестве следствий базисные предложения.
Если базисное предложение, предсказанное
теорией, подтверждается измерением, то
по правилам логики истинностное значение
посылок (в данном случае аксиоматической
системы теории) может быть и истинным,
и ложным. Далее очевидно, что
одни и те же базисные предложения
могут следовать из различных
систем аксиом даже при условии, что
эти базисные предложения по-разному
интерпретируются в различных теориях.
Здесь встает вопрос, аналогичный
тому, что возникает у нас в
ситуации, когда различные методы
дают один и тот же результат: нельзя
ли на основе сопоставления различных
теорий получить нечто вроде эмпирических
фактов? Т. е. если выше речь шла только
о возможности эмпирического
обоснования отдельной теории, то
теперь мы переходим к группам
теорий. Перед нами следующие возможности
сравнения теорий: 1) теории имеют
одни и те же базисные предложения (хотя
последние могут по-разному
Итак, предполагается, что самая простая или всеохватная теория является истинной или более близкой к истине, чем остальные. За этим стоит допущение, что сама природа устроена просто и допускает исчерпывающее свое понимание (и притом так, как ее изображает «самая простая» или «самая полная» теория из числа тех, какие предложены в данный момент!). Но можно ли считать такое допущение обоснованным, если теория, претендующая на раскрытие истинного устройства природы, сама не может обосновать своей истинности?..
Также предполагается, что если какие-либо теории относятся к одной и той же базисной области, они должны иметь одну и ту же структуру — и это считается эмпирической истиной[29]. Однако эта структурная эквивалентность для двух множеств означает, во-первых, что каждый элемент одного множества может быть поставлен в однозначное соответствие с каждым элементом другого множества; а во-вторых, она означает, что если некоторые элементы одного множества определенным образом связаны между собой, то соответствующие им элементы другого множества так же связаны. Отсюда следует, что если два множества, каждое из которых состоит из системы предложений, как это имеет место в теории, структурно тождественны, то предложения одной теории могут быть выведены из предложений другой теории, и наоборот. Но как раз это и не является обязательным, когда речь идет о двух теориях, относящихся к одной и той же базисной области. Единственное общее, что у них есть, — это сама базисная область, но отсюда не следует их структурная эквивалентность. А поскольку, как правило, структурная эквивалентность сравниваемых теорий не наблюдается, то нет и возможности говорить о каком-либо неизменном эмпирическом фактуальном основании, на котором зиждется структура теории.
И наконец, предполагается, что теории в конечном счете становятся частными или предельными случаями других теорий и что в этом состоит прогресс науки. Здесь часто усматривают доказательство того, что основой теории являются факты: став предельным случаем более общей теории, данная теория включается в более широкий теоретический контекст, в котором ее развитие получает завершение, однако сама теория остается неопровергнутой именно благодаря тому, что основывается на фактах.
Как
классический пример обычно приводят
отношение ньютоновской физики к
специальной теории относительности.
Нередко утверждается, что ньютоновская
механика является предельным или частным
случаем теории относительности, имея
дело с областью, в которой скорости
намного меньше скорости света. При
обосновании выдвигается