Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:17, реферат
Один из главных признаков сциентизма — мизософия. Сциентисты утверждают, что от философии нет никакого толка, что она только мешает науке, что ее критика науки ровным счетом ничего не значит. Более осведомленные иногда ссылаются на немецкого ученого Гельмгольца, который в первой половине XIX века отметил, что «между философией и естественными науками под влиянием шеллинго-гегелевской философии тождества сложились малоотрадные отношения», и считал, что философия для естествоиспытателей абсолютно бесполезна, поскольку она бессмысленна.
Однако, вопреки мнению Рассела, нельзя сказать, что Кантор опроверг первую антиномию Канта. Действительно, Кант имел дело с потенциальным, тогда как Кантор — с актуальным понятием данного целого. Т. е. разрешение данного вопроса целиком лежит в сфере философии, а не науки, и это надо учитывать как в процессе критики, так и в процессе обоснования данной космологической модели.
Теперь
рассмотрим модель Вселенной, которая
конечная во времени: в своем начале
она сжата в точку, а затем,
после первичного взрыва (Big Bang), постоянно
и необратимо расширяется. Прежде всего
заметим, что возможны две интерпретации
данной модели: либо кривая, представляющая
модель, экстраполируется до точки, в
которой мировая материя
Следующий
философский вопрос, связанный с
рассматриваемой
Что касается пространственной конечности, предполагаемой различными космологическими моделями, то, подобно тому, как Кант рассуждал в связи с проблемой конечности времени, и здесь он утверждает, что конечность мира связана с допущением пустого пространства, в котором он должен был бы находиться; однако, по Канту, «ограничение мира пустым пространством есть ничто»[138]. Кажется, что это рассуждение здесь теряет силу, поскольку конечный мир релятивистской космологии не должен быть помещен в некое окружающее его пространство, а стало быть, он не предполагает для своей локализации какого-либо бесконечного неискривленного пространства. Тем не менее, рассматривая модель Вселенной, мы переносим внутрипространственные представления на пространство в целом, тем самым представляя пространство в целом как объект пространства, и тогда противоречие, отмеченное Кантом, вновь обретает свою силу.
Кроме
того, было бы наивным упрощением, если
бы мы стали опровергать Канта
на том основании, что единственной
известной ему геометрией была геометрия
Евклида. Ведь остается еще открытым
вопрос о том, является ли евклидова
геометрия онтологически
Действительно,
еще Анри Пуанкаре отмечал, что мы
всегда можем сохранить евклидову
геометрию, несмотря ни на какие данные,
полученные при измерении параллакса
звезд: если при обычном определении
конгруэнтности траектории световых лучей
представляют собой геодезические,
каковыми они на самом деле и являются
в методе Шварцшильда. И если при
таком выборе метрики траектории
световых лучей, найденные с помощью
измерения параллаксов, характеризуются
не-евклидовыми отношениями, то нам
достаточно только выбрать иное определение
конгруэнтности, чтобы эти же самые
траектории более не были геодезическими
и чтобы геодезические вновь
выбранной конгруэнции
Теперь рассмотрим модель, согласно которой Вселенная некогда была точкой, взорвавшейся в момент Большого взрыва, но впоследствии, когда ее расширение достигнет определенного максимума, она начнет снова сжиматься. Данная модель ставит нас перед вопросом: является ли указанное изменение — от расширения до сжатия — циклическим колебанием? Применимо ли к этому процессу ницшеанское понятие вечного возвращения и возможно ли такое возвращение «на круги своя»? Если ход времени определяется последовательностью состояний универсума, то возвращение к одному и тому же состоянию означало бы возвращение к той же самой временной точке. Но тогда не было бы абсолютно никакой возможности (даже временной дифференциации), дабы различить некое раннее состояние от такого же позднейшего состояния. В этом смысле вообще нельзя говорить о возвращении, если эти состояния совершенно тождественны. Время «теряет» свое первое свойство — упорядочивание. Понятие вечного возвращения к одному и тому же могло бы быть спасено, если ввести абсолютное время, независимое от состояний универсума, но поскольку релятивистская космология не допускает такого времени (не следует смешивать это время с гипотетическим универсальным космическим временем, которое зависит от «привилегированных» наблюдателей), этот путь спасения отрезан.
Впрочем,
колебательный цикл, предполагаемый
данной космологической моделью, вовсе
не обязательно должен пониматься как
возвращение к абсолютно
Рассмотрим, наконец, четвертую космологическую модель, согласно которой Вселенная первоначально была бесконечно расширенной, а ее плотность материи была бесконечно малой; постепенно сжимаясь, она достигла максимальной материальной плотности и вновь стала расширяться до бесконечности. Данная модель предполагает бесконечное пустое пространство как в начале, так и в конце Вселенной. Кант отвергал пустое пространство, как и пустое время, на том основании, что ни то ни другое не соответствует нашей интуиции. Слабость такой аргументации видна уже хотя бы из того, что в другом месте «Критики чистого разума» Кант утверждает нечто совершенно противоположное. Он пишет: «Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нем»[141]. А о времени он пишет: «Когда мы имеем дело с явлениями вообще, мы не можем устранить само время, хотя явления прекрасно можно отделить от времени»[142]. Основной вопрос состоит в том, можно ли вообще связывать утверждение о непредставимости пустого пространства и пустого времени с проблемой существования того и другого. Махисты, понимавшие представимость как «возможный опыт», были уверены, что на этот вопрос следует отвечать утвердительно. Поскольку абсолютное пространство, очевидно, не может быть объектом возможного опыта, понятно, что махистский эмпиризм мог способствовать формированию идей общей теории относительности и попытке отвергнуть понятие абсолютного пространства посредством принципа эквивалентности всех систем отсчета.
В
связи с этим важно отметить, что
при определенных условиях нечто
подобное абсолютному пространству
все же вытекает из эйнштейновских
уравнений поля. Между прочим, можно
показать, что в вакууме кривизна
пространства-времени не исчезает.
Таким образом, пространство обладает
структурой, даже если в нем ничего
нет — оно обладает «бытием
в себе». Так, Виллем де Ситтер математически
доказал, что космологические уравнения
поля допускают решения в случае
пустого пространства. Если пробное
тело вводится в вакуум, оно движется
в соответствии с внутренней структурой
пустого и, стало быть, абсолютного
пространства. В решении Шварцшильда
полевых уравнений Эйнштейна
предполагается, что существуют определенные
«привилегированные» системы
Весьма показательно, как различные физики относятся к этому выводу. Одна группа ученых, и среди них Роберт Дикке, пыталась так изменить общую теорию относительности, дабы преодолеть противоречие с философией эмпиризма, которая стоит за постулатом эквивалентности всех систем отсчета[144]. С другой стороны, Джон Синг вовсе не был обеспокоен возрождением абсолютного пространства из лона общей теории относительности, пока оно было лишь логическим следствием этой теории и не влияло непосредственно на контекст обоснования последней[145]. И Дикке, и Синг просто защищают априорные принципы; здесь вообще не возникает проблема эмпирических затруднений, связанных с общей теорией относительности, поскольку рассматриваются лишь некоторые математические следствия теории, позволяющие формулировать такие утверждения о пространстве, которые априори принимаются или не принимаются. Такие решения принимаются не на основании опыта, а для обоснования опыта, т. е. служат теоретическими предпосылками описания и интерпретации действительности. Сказанное можно отнести и к Ньютону. Он не доказал, что существует абсолютное пространство, хотя полагал, что такое доказательство им найдено. По его мнению, существование абсолютного пространства может быть обнаружено экспериментально, поскольку движение тел относительно такого пространства характеризуется возникновением некоторых эффектов, напр., центробежных сил. Но, по крайней мере с тех пор, как была сформулирована общая теория относительности, известно, что относительные к абсолютному пространству центробежные силы — это только одна из возможных объяснительных схем, положенная в основу классической физики.
Фальсифицировать
релятивистскую космологию вряд ли представляется
возможным. Дело в том, что не эмпирика,
а априоризм играет решающую роль
в научном обосновании
Как
известно, из релятивистской космологии
можно вывести уравнение, определяющее
зависимость между энергией светового
излучения галактик и красным
смещением спектра этого
Допустим,
что прогресс телескопической техники
приблизился к такому уровню, когда
необходимые данные могли бы быть
получены и на их основе построена
функциональная зависимость, опровергающая
релятивистскую космологию. Тогда мы
могли бы поставить под сомнение
это опровержение, оспаривая постулат,
лежащий в основе проведенной
фальсификации. Можно допустить, что
таким образом мы пришли бы к выводу,
что теория не опровергнута полученными
данными. Если же мы все-таки соглашаемся
с опровержением, т. е. принимаем
данный постулат, то мы должны согласиться
именно с тем аспектом понятийного
каркаса теории, для коего имеется
меньше всего рациональных оснований.
Космологический принцип