Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа
Чувствительность – это обязательная основа физической, умственной и нравственной жизни. Сюда следует добавить еще ряд естественных склонностей, ряд инстинктов, подчиненных деятельному началу, своего рода стремлению к действию. У маленького ребенка это, прежде всего, простая потребность движения; затем появляется интеллектуальная любознательность, вдохновляемая подлинными интересами человека, а не общественным мнением.
Введение ……………………………………………………………… 3 с.
Глава 1. Теоретические и социальные предпосылки разработки
процесса природосообразности в зарубежной классической
педагогике
Педагогические идеи античной философии как теоретическая предпосылка разработки принципа природосообразности в истории мировой педагогики…………………. 6 с.
Социально-исторический фон развития педагогических идей в
Западной Европе 16-18 вв ……………………. 10 с.
Вывод…………………………………………………………………… 13 с.
Глава 2. Развитие принципа природосообразности в работах классиков
зарубежной педагогики 17-18 вв
Принцип природосообразности в педагогической теории Я.А. Коменского………………………… 14 с.
Развитие принципа природосообразности в педагогической теории
Ж.-Ж. Руссо……………………………… 18 c.
Принцип природосообразности в педагогической теории
И.Г. Песталоцци…………………………. 25 с.
Вывод……………………………………………………………………… 27 с.
Заключение………………………………………………………………... 28 с.
Список литературы……………………………………………………….. 29 с.
Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация. Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. Реформация разрушила представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Требуя реформировать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалось гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности. Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – английская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшаяся римско-католической.
Очевидно, главное достижение Европы средневековой и приближающейся к новому времени – это динамизм, мобильность, быстрая приспособляемость цивилизации к меняющимся историческим условиям, умение использовать собственные достижения.
В 17-18 вв. на Западе вместе с утверждавшимся капитализмом в жизнь входил и новый тип человека, с особым отношением к труду, религии, обществу, семье и любви, к самому себе. Это новое восприятие мира, совершенно не похожее на прежнее, средне вековое, стало зарождаться еще в эпоху Реформации. Просвещение было мощным интернациональным идейным движением. Оно зародилось в Англии еще в конце 17 века – одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18 веке достигло наивысшего расцвета во Франции, дав целую плеяду блестящих мыслителей, среди которых были Ф. Вольтер (1694-1778), Д. Дидро (1713-1784), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), просвещение быстро распространилось по всей Европе. Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты. В более или менее упрощенной форме они становились достоянием масс. В эпоху просвещения победу одержал рационализм, развивавшийся в западноевропейской мысли еще в среднее века.
Вывод:
Исходя из данного в начале работы
определения
В античном мире воспитание было полностью подчинено интересам государства и общества. Таким образом, в крупнейших городах Древней Греции, Спарте и Афинах в первую очередь воспитывались воины, т.е. большее внимание уделялось физическому воспитанию. Но в Афинах давалось более совершенное и основательное образование, по своей сути оно было более гармоничным, так как включало в себя знания по философии, литературе и искусству. Тогда как в Спарте физическое развитие было основным, не было дальнейшего совершенствования с учетом возраста.
Греческое государство стояло еще только у истоков педагогической мысли, но явилось началом и источником западноевропейской системы образования.
Глава 2. Развитие принципа природосообразности в работах
Классиков зарубежной
Элементы новых социальных отношений, иных подходов к человеку, к воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма в период с 15 по 17 в., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация.
15 столетие было временем
рационализма и индивидуализма,
выразившихся в
Главным путем воспитания в эпоху нового времени было подчинение (безусловное) воспитанника, т.е. решающим в формировании личности оказывались внешние по отношению к ней обстоятельства, формирующие ее по своим законам, независимым от потенциала самой личности, от ее активности и воли.
Я.А. Коменского
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Я.А. Коменскому (1592-1670). Философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я.А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.
Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Взгляды Я.А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склоняется в сторону прогресса и гуманизма.
Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский с необыкновенной силой выразил идеи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на «самую высокую ступень лестницы образования». Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка.
Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе «Выход из школьных лабиринтов». Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.
Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.
Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.
Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, чешский педагог видел цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.
Принцип природосообразности
Формулируя правила
Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего «Великая дидактика» и «Всеобщий совет», проникнуты глубокой верой в человеческую личность. Расцвет человеческой личности всегда был заветной мечтой выдающегося чешского педагога. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», - так начинается его «Великая дидактика».
Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.
Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию – пансофии.
Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду.
Я.А. Коменский отстаивал
гуманистическую программу
Я.А. Коменскому принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, оплодотворивших ее развитие на века вперед. Коменский создал стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человек, об обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.
Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стойкую систему, утверждающую великую преобразующую роль воспитания.
теории Ж.-Ж. Руссо.
В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов.
Ж.-Ж. Руссо выступил с протестом против теории и практики школьного дела эпохи феодализма. Оно «осветил убожество, сословную узость, неестественность» воспитания и обучения в современной ему школе, показал антигуманность воспитания в семьях привилегированных сословий, где ребенок находился под присмотром гувернера или в школе-пансионате, что разрушало семейные связи, нанося вред целым поколениям.
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – сгармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием
Ж.-Ж. Руссо понимал