Развитие принципа природосообразности в работах классиков зарубежной педагогики 17-18 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Чувствительность – это обязательная основа физической, умственной и нравственной жизни. Сюда следует добавить еще ряд естественных склонностей, ряд инстинктов, подчиненных деятельному началу, своего рода стремлению к действию. У маленького ребенка это, прежде всего, простая потребность движения; затем появляется интеллектуальная любознательность, вдохновляемая подлинными интересами человека, а не общественным мнением.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3 с.
Глава 1. Теоретические и социальные предпосылки разработки
процесса природосообразности в зарубежной классической
педагогике

Педагогические идеи античной философии как теоретическая предпосылка разработки принципа природосообразности в истории мировой педагогики…………………. 6 с.
Социально-исторический фон развития педагогических идей в
Западной Европе 16-18 вв ……………………. 10 с.
Вывод…………………………………………………………………… 13 с.

Глава 2. Развитие принципа природосообразности в работах классиков
зарубежной педагогики 17-18 вв

Принцип природосообразности в педагогической теории Я.А. Коменского………………………… 14 с.
Развитие принципа природосообразности в педагогической теории
Ж.-Ж. Руссо……………………………… 18 c.
Принцип природосообразности в педагогической теории
И.Г. Песталоцци…………………………. 25 с.
Вывод……………………………………………………………………… 27 с.

Заключение………………………………………………………………... 28 с.

Список литературы……………………………………………………….. 29 с.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

             

                                      Оглавление

Введение  ………………………………………………………………        3 с.

Глава 1.   Теоретические  и социальные предпосылки разработки

                  процесса природосообразности в  зарубежной классической

                  педагогике

 

    1. Педагогические идеи античной философии как теоретическая предпосылка разработки принципа природосообразности в истории мировой педагогики………………….       6 с.
    2. Социально-исторический фон развития педагогических идей в

Западной Европе 16-18 вв …………………….       10 с.

Вывод……………………………………………………………………       13 с.

 

Глава 2.  Развитие принципа природосообразности в работах классиков

                зарубежной педагогики 17-18 вв                                                                   

 

    1. Принцип природосообразности в педагогической теории Я.А. Коменского…………………………     14 с.
    2. Развитие принципа природосообразности в педагогической теории

        Ж.-Ж. Руссо………………………………     18 c.

    1. Принцип природосообразности в педагогической теории

         И.Г. Песталоцци………………………….     25 с.

Вывод………………………………………………………………………    27 с.

 

Заключение………………………………………………………………...    28 с.

 

Список литературы………………………………………………………..    29 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Природосообразность (природосообразие) – мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

Природосообразность обучения – принцип  образования, по которому учиться можно  легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части.

Впервые вопрос о природосообразности  воспитания был рассмотрен выдающимся древнегреческим философом-материалистом Демокритом (460-370 гг. до н.э.).  «Природа и воспитание подобны», - писал он.

Принцип природосообразности  воспитания, начиная от Коменского, неоднократно встречается в педагогических системах 18 и 19 вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимали этот принцип несколько различно.

Природа – это то, что  еще не подвергалось воздействию  опыта, рассудка, привычки, - то, что  Руссо называет «общественным мнением», иначе говоря, всей совокупности существующих предрассудков.

Ребенок должен формировать  свои первые знания через ощущения, которые ставят его в непосредственную связь с окружающими вещами, а  не на книжных примерах, которых  он зачастую не понимает и которые  в любом случае взывают только к его послушанию.

Чувствительность –  это обязательная основа физической, умственной и нравственной жизни.  Сюда следует добавить еще ряд  естественных склонностей, ряд инстинктов, подчиненных деятельному началу, своего рода стремлению к действию.  У маленького ребенка это, прежде всего, простая потребность движения; затем появляется интеллектуальная любознательность, вдохновляемая подлинными интересами человека, а не общественным мнением.

Со всеми телесными  или умственными функциями связана какая-либо потребность, вызывающая их действие и развитие.  Каждая из этих функций начинает проявляться только на определенной стадии физического и психического становления.  Функции эти, следовательно, обладают известной эволюционной автономией и вместе с тем как бы общим истоком – страстным стремлением личности к собственному благополучию.  Любовь к себе является важной побудительной причиной человеческой деятельности.

Чтобы воздействовать на ребенка, чтобы воспитывать его, надо знать его природу. Цель воспитания – подготовить ребенка к жизни в обществе, какова бы ни была опасность, что оно его испортит, ибо именно такой образ жизни лежит в природе человека. Таким образом, цель воспитания – жизнь в обществе, а его отправная и опорная точка – природа ребенка.  Природа и Общество, эти антиподы, образуют пару взаимодополняющих понятий.  Это противоречие может быть разрешено диалектической интерпретацией воспитания как действия, движения, перехода из одного состояния в другое, цель которого в том, чтобы существо стало тем, чем оно не было, или тем, чем оно не было в полной мере.

При написании Главы 1 нами были использованы следующие источники:  4, 15, 17, 19, 20, в которых мы нашли информацию о воспитании и образовании в  Древней Греции; педагогические идеи античной философии были рассмотрены с помощью источников 5, 7, 19.

В ходе работы над Главой 2 мы опирались  на лекции по «Истории образования  педагогической мысли», а также при  раскрытии педагогической теории Я.А. Коменского нами были использованы источники:  1, 10, 11, 12, 14; рассматривая и анализируя педагогическую теорию Ж.-Ж. Руссо, мы работали с источниками 9, 17, 18; педагогическая теория И.Г. Песталоцци была описана с помощью источников 3, 8, 16.

 

Тема исследования:  развитие принципа природосообразности в истории мировой педагогики;

 

Цель исследования:  проанализировать развитие принципа природосообразности в истории мировой педагогики;

 

Объект исследования:  принцип природосообразности;

 

Предмет исследования:  генезис принципа природосообразности от античного мира до Нового времени;

 

Задачи:  1)  выявить этапы развития принципа природосообразности в истории мировой педагогики;

  1. рассмотреть вклад педагогов прошлого в разработку принципа природосообразности;
  2. дать характеристику содержания принципа природосообразности на различных этапах его развития.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 1.   Теоретические и социальные предпосылки разработки

                         принципа природосообразности в  зарубежной 

                           классической педагогике                                                                                                                  

 

    1. Педагогические идеи античной философии как

теоретическая предпосылка разработки принципа

природосообразности в истории мировой педагогики

В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов  Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита  содержатся ценные мысли о воспитании и обучении. 

Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели.  Он впервые обосновывает принцип этнического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание».  Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо.  Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.  И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации.  

Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл известный  ученик Сократа Платон.  Свои педагогические идеи и размышления он изложил в «Диалогах» Платона, трактатах «Государство» и «Законы».  Педагогические воззрения Платона определились его философскими взглядами.  Согласно Платону, благо для каждого существования, в том числе человека, состоит в достижении свойственного ему назначения, в гармоничном слиянии человека с его творческой идеей.  Знания в  этом смысле есть постижение гармонии между явлением и идеей.  Развить в ребенке и человеке это знание – истинная цель воспитания.

На воспитание Платон возлагает  особую функцию – заботу о наиболее полном развитии личности человека.

В своей педагогической системе  Платон стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его  идеям черты спартанского и афинского  воспитания.

Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми.  Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказывания  детям.  Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего возраста.

С 7 до 12 лет дети посещают государственную  школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению, с 12 до 16 лет  – школу физического воспитания – палестру с обычными гимнастическими упражнениями.  После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов).  С 18 до 20 лет – эфебия, т.е. военно-гимнастическая подготовка.  С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами.  Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане.  Они готовятся к государственным должностям.  Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет до 35-летнего возраста, после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.

Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требование о воспитании через  положительный пример.

Ученик Платона Аристотель в своих философских трактатах не только развил педагогические идеи своего учителя, но и сформулировал принципиально новые положения.

Исходя из признания единства мира, неотделимости идей вещей от самих  вещей, единство вещи и формы, Аристотель цель воспитания видел в гармоничном  развитии всех сторон души, тесно связанных природой.

Полагая необходимым следовать  в воспитании за природой и сочетать физическое, нравственное, интеллектуальное воспитание, Аристотель разделил время  воспитания на 3 периода:  от рождения до 7 лет, с 7 лет до 14 и с 14 до 21 года, при этом выделив цели, содержания и методы воспитания в каждый период.  По его мнению, эта периодизация соответствует природе человека.

Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию.  До 7 лет  дети воспитываются в семье.  Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка.  С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.

Физическое  воспитание предшествует умственному.  Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп, допустимы лишь легкие упражнения.  Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны.  Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке.  Юноши должны получить в школе серьезное образование:  изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку.  Музыку надо изучать для развития чувства прекрасного, наблюдая, чтобы занятия ею, как и рисованием, не преследовали профессиональные цели. 

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на развитие античной педагогики. 

Вершиной древнегреческой  философии являются взгляды выдающегося  философа-материалиста Демокрита, создателя атомистической теории.  Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх.  Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания.  «Природа и воспитание подобны», - писал он. 

 

    1. Социально-исторический фон развития педагогических идей

в Западной Европе 16-18 вв

 

В 15-16 вв. два  явления в культуре – Ренессанс  и Реформация _ произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Ренессанса зародилась в  Италии во второй половине 14в. И продолжала развиваться на протяжении 15 и 16вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявилась в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. Гуманисты хоте создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564-1616) человек часто изображен и героически, и трагически.

Информация о работе Развитие принципа природосообразности в работах классиков зарубежной педагогики 17-18 вв