Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа
Чувствительность – это обязательная основа физической, умственной и нравственной жизни. Сюда следует добавить еще ряд естественных склонностей, ряд инстинктов, подчиненных деятельному началу, своего рода стремлению к действию. У маленького ребенка это, прежде всего, простая потребность движения; затем появляется интеллектуальная любознательность, вдохновляемая подлинными интересами человека, а не общественным мнением.
Введение ……………………………………………………………… 3 с.
Глава 1. Теоретические и социальные предпосылки разработки
процесса природосообразности в зарубежной классической
педагогике
Педагогические идеи античной философии как теоретическая предпосылка разработки принципа природосообразности в истории мировой педагогики…………………. 6 с.
Социально-исторический фон развития педагогических идей в
Западной Европе 16-18 вв ……………………. 10 с.
Вывод…………………………………………………………………… 13 с.
Глава 2. Развитие принципа природосообразности в работах классиков
зарубежной педагогики 17-18 вв
Принцип природосообразности в педагогической теории Я.А. Коменского………………………… 14 с.
Развитие принципа природосообразности в педагогической теории
Ж.-Ж. Руссо……………………………… 18 c.
Принцип природосообразности в педагогической теории
И.Г. Песталоцци…………………………. 25 с.
Вывод……………………………………………………………………… 27 с.
Заключение………………………………………………………………... 28 с.
Список литературы……………………………………………………….. 29 с.
Глава 1. Теоретические и социальные предпосылки разработки
процесса природосообразности
педагогике
Западной Европе 16-18 вв ……………………. 10 с.
Вывод…………………………………………………………………
Глава 2. Развитие принципа природосообразности в работах классиков
зарубежной педагогики 17-18 вв
Ж.-Ж. Руссо……………………………… 18 c.
И.Г. Песталоцци…………………………. 25 с.
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Природосообразность (природосообразие) – мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.
Природосообразность обучения – принцип образования, по которому учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части.
Впервые вопрос о природосообразности воспитания был рассмотрен выдающимся древнегреческим философом-материалистом Демокритом (460-370 гг. до н.э.). «Природа и воспитание подобны», - писал он.
Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского, неоднократно встречается в педагогических системах 18 и 19 вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимали этот принцип несколько различно.
Природа – это то, что еще не подвергалось воздействию опыта, рассудка, привычки, - то, что Руссо называет «общественным мнением», иначе говоря, всей совокупности существующих предрассудков.
Ребенок должен формировать свои первые знания через ощущения, которые ставят его в непосредственную связь с окружающими вещами, а не на книжных примерах, которых он зачастую не понимает и которые в любом случае взывают только к его послушанию.
Чувствительность –
это обязательная основа физической,
умственной и нравственной жизни.
Сюда следует добавить еще ряд
естественных склонностей, ряд инстинктов,
подчиненных деятельному
Со всеми телесными
или умственными функциями связ
Чтобы воздействовать на ребенка, чтобы воспитывать его, надо знать его природу. Цель воспитания – подготовить ребенка к жизни в обществе, какова бы ни была опасность, что оно его испортит, ибо именно такой образ жизни лежит в природе человека. Таким образом, цель воспитания – жизнь в обществе, а его отправная и опорная точка – природа ребенка. Природа и Общество, эти антиподы, образуют пару взаимодополняющих понятий. Это противоречие может быть разрешено диалектической интерпретацией воспитания как действия, движения, перехода из одного состояния в другое, цель которого в том, чтобы существо стало тем, чем оно не было, или тем, чем оно не было в полной мере.
При написании Главы 1 нами были использованы следующие источники: 4, 15, 17, 19, 20, в которых мы нашли информацию о воспитании и образовании в Древней Греции; педагогические идеи античной философии были рассмотрены с помощью источников 5, 7, 19.
В ходе работы над Главой 2 мы опирались на лекции по «Истории образования педагогической мысли», а также при раскрытии педагогической теории Я.А. Коменского нами были использованы источники: 1, 10, 11, 12, 14; рассматривая и анализируя педагогическую теорию Ж.-Ж. Руссо, мы работали с источниками 9, 17, 18; педагогическая теория И.Г. Песталоцци была описана с помощью источников 3, 8, 16.
Тема исследования: развитие принципа природосообразности в истории мировой педагогики;
Цель исследования: проанализировать развитие принципа природосообразности в истории мировой педагогики;
Объект исследования: принцип природосообразности;
Предмет исследования: генезис принципа природосообразности от античного мира до Нового времени;
Задачи: 1) выявить этапы развития принципа природосообразности в истории мировой педагогики;
Глава 1. Теоретические и социальные предпосылки разработки
принципа природосообразности
классической педагогике
теоретическая предпосылка разработки принципа
природосообразности в истории мировой педагогики
В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о воспитании и обучении.
Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этнического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации.
Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл известный ученик Сократа Платон. Свои педагогические идеи и размышления он изложил в «Диалогах» Платона, трактатах «Государство» и «Законы». Педагогические воззрения Платона определились его философскими взглядами. Согласно Платону, благо для каждого существования, в том числе человека, состоит в достижении свойственного ему назначения, в гармоничном слиянии человека с его творческой идеей. Знания в этом смысле есть постижение гармонии между явлением и идеей. Развить в ребенке и человеке это знание – истинная цель воспитания.
На воспитание Платон возлагает особую функцию – заботу о наиболее полном развитии личности человека.
В своей педагогической системе Платон стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты спартанского и афинского воспитания.
Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказывания детям. Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего возраста.
С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению, с 12 до 16 лет – школу физического воспитания – палестру с обычными гимнастическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов). С 18 до 20 лет – эфебия, т.е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет до 35-летнего возраста, после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.
Платон высказал ряд важных мыслей
о дошкольном воспитании, о последовательной
государственной системе
Ученик Платона Аристотель в своих философских трактатах не только развил педагогические идеи своего учителя, но и сформулировал принципиально новые положения.
Исходя из признания единства мира, неотделимости идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы, Аристотель цель воспитания видел в гармоничном развитии всех сторон души, тесно связанных природой.
Полагая необходимым следовать в воспитании за природой и сочетать физическое, нравственное, интеллектуальное воспитание, Аристотель разделил время воспитания на 3 периода: от рождения до 7 лет, с 7 лет до 14 и с 14 до 21 года, при этом выделив цели, содержания и методы воспитания в каждый период. По его мнению, эта периодизация соответствует природе человека.
Аристотель дал ряд
Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп, допустимы лишь легкие упражнения. Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку. Музыку надо изучать для развития чувства прекрасного, наблюдая, чтобы занятия ею, как и рисованием, не преследовали профессиональные цели.
Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на развитие античной педагогики.
Вершиной древнегреческой философии являются взгляды выдающегося философа-материалиста Демокрита, создателя атомистической теории. Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны», - писал он.
в Западной Европе 16-18 вв
В 15-16 вв. два явления в культуре – Ренессанс и Реформация _ произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.
Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине 14в. И продолжала развиваться на протяжении 15 и 16вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявилась в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. Гуманисты хоте создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564-1616) человек часто изображен и героически, и трагически.