Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:32, реферат
Задача данной работы описать историю розысыска в России в 17 – 18 веках. Должна быть описана деятельность органов, осуществляющих по-лицейский надзор в стране, и рассмотрены основные законодательные акты, регулирующие деятельность этих органов.
Полицейская деятельность
государства имеет своей
Условия безопасности находили
известное обеспечение в
В первичную эпоху образования Российского государства, власть не обладала достаточными средствами для развития своей полицейской деятельности.
В первых государственных образованиях (VI-VIII вв.), а затем и в Киевском государстве ( IX-XII вв.) права феодалов главным образом охранялись при помощи войска - княжеской дружины и других крупных феодалов, которые в случае необходимости выполняли полицейские функции.
Охрана граждан против посягательства на их жизнь и имущество, в смысле предупреждения и пресечения покушений, прежде всего и главным образом, лежала на каждой отдельной личности. Как правило, розыском лица, совершившего преступление и доказывавшего его вину, занимался пострадавший. Государственные органы, главным образом, выполняли роль арбитра в споре сторон. Только при исключительных обстоятельствах, принимающих характер массовых волнений и бедствий, государство, в лице своих представителей, принимало на себя охрану населения и восстановления порядка.
Наряду с представителями княжеской власти существовали также органы местного самоуправления. К ним относились: пригородные и волостные вече, выборные старосты, сотенные, десятские и "добрые люди".
"Русская правда" упоминает о мечниках и вирниках, которые осуществляли исполнение судебных приговоров, взыскивая с осужденных штраф - виру, а так же судебные пошлины. В ней также упоминается и о такой процессуальной форме, как гонение следа, т.е. розыск преступника по его следам.
В XV веке начинает складываться, а затем становится ведущей процессуальная форма, получившая название розыск, или сыск. Так обозначалось расследование по тому или иному конкретному делу. Такое расследование проводили государственные органы, которые допрашивали обвиняемых, свидетелей и собирали другие доказательства. В процессе доказывания применялась пытка. Личный характер княжеского управления заменялся системой приказов. В ведомствах каждого отдельного приказа заключалось множество разнородных функций. Несмотря на неопределенность компетенции этих органов, среди них можно выделить приказы, которые выполняли преимущественно судебно-полицейские функции.
Ближайшее отношение к ним имел "Приказ Разбойный", который был создан в 1539 году. Кроме уголовно-полицейских дел по искоренению разбоев, уголовного суда и тюрем, в его компетенции входило и утверждение выборных властей, ведавших на местах разбойные дела. Однако, деятельность Разбойного приказа не распространялась на Москву и Московский уезд. Здесь был особый Земской приказ (двор), который вел "разбойные" и "татиные" дела, следил за безопасностью и порядком в городе и уезде, вел борьбу с кормчеством и пожарами, следил за содержанием в чистоте улиц и т.д.. Разбойный приказ выступал как централизованный полицейско-судебный орган. Разбойный приказ формировался на базе Разбойной избы Боярской думы, и на него преимущественно возлагалась организация борьбы с преступностью в стране. Из разбойного приказа на места направлялись сыщики для расследования конкретных дел.
Значительные
контрольно-организационные
Земские реформы и окончательная отмена кормлений, проведенная Иоанном IV в 1555-1556 гг., привели к развитию системы "губного" самоуправления - дворянских сословно-представительных органов местного управления. На губные власти было возложено "поимка разбойников, а впоследствии и татей, убийц и поджигателей, а также заведывание тюрьмами". Деятельность губных органов направлялась Разбойным приказом.
В связи с губской и земской реформами должности наместников и волостных были упразднены. В конце XVI века в каждом городе вводится должность воеводы, которые выполняли военно-административные функции. Круг ведомства воевод определялся наказами, по которым им предоставлялось право ведать полицией, судом и обороной. Полицейские права у различных воевод в разных местностях небыли одинаковыми, т.к. многие дела поручались им временно, частными распоряжениями. Законодательство четко не определяло круг полицейских обязанностей воевод. Воеводы ведали охраной общественного порядка, а там, где не было губных старост, на воеводу была возложена поимка воров, разбойников и беглых. Розыск беглых не всегда был эффективным. Поэтому в города и уезды посылались из Москвы нарочные чиновники ("свощики" или "сыщики"). Воеводы были обязаны помогать им, представляя в их распоряжение требуемое количество служилых людей. Сыщики также расследовали дела о разбоях и кражах, совершенных беглыми крестьянами. Деятельность сыщиков регламентировалась специальными нормативными актами центральной власти.
Такое состояние уголовно-политического сыска в России сохранялось до 17 века.
Моя задача в данной работе описать историю розысыска в России в 17 – 18 веках. Должна быть описана деятельность органов, осуществляющих полицейский надзор в стране, и рассмотрены основные законодательные акты, регулирующие деятельность этих органов.
До середины 17 века основным источником уголовного права был Судебник Ивана IV Грозного, принятый в 1550 году. Этот Судебник расширяет круг регулируемых центральной властью вопросов, усиливаются черты розыскного процесса, закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления – в него включаются холопы. Значительно точнее определяются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются виды вины. Преступление по Судебнику – это не только нанесение материального и морального ущерба. На первый план выдвигается защита существующего социального и правового порядка; преступление – это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.
Появляется понятие крамолы, т.е. антигосударственного деяния. В него включались также заговоры и мятежи. Таким образом, можно констатировать появление в законе понятия государственного преступления – преступления по «слову и делу государеву». Эти преступления раскрывались путём доносов, бывших как бы обязательными; причём эти изветы носили специальное название «изветов по государевому делу или слову». Такое название, возможно, обозначало отношение доноса непосредственно к особе царя. Следствие велось обычно воеводами, которые немедленно доносили обо всём ими найденном в Москву, где дела эти велись в Разряде и других приказах, так как никакого особого учреждения для их ведения не существовало.
Все дела по «слову и делу» во время царствование Михаила Федоровича сосредотачивались в Разрядах. Всякое дело начинается исключительно изветом со стороны какого-либо частного лица о знании им «слова и дела государева»; извет этот делался воеводе в приказной избе; воевода снимал допрос с обвинителя, обвиняемого и свидетелей и, подвергнув, кого считал необходимым, тюремному заключению, обо всем подробно отчитывался в Разряде. Обычно указом из Разряда требовали дополнительных допросных, а иногда и пыточных (т.е. повелевалось воеводе обвиняемых пытать) речей, на основании которых обычно Разряд ставил приговор. Но иногда первая допросная речь и колодники с ними отсылались воеводой в Разряд, где и производился окончательный розыск, ставился и приводился в исполнение приговор; но этот порядок встречался реже.
В делах первой половины XVII века уже встречаются краткие указания, что воеводы допрашивали виновных «очи на очи», или «на один»; эти замечания определённо указывают на то, что уже в то время в правительственной практике появилось желание вести подобного рода дела скрытно.
С 1645 года начинается царствование Алексея Михайловича. В первые года царствования Алексея Михайловича уоголвно-политический розыск оставался таким же как и в прошлые года. В 1649 году издается "Соборное Уложение", которое впервые в русском законодательстве выделило политические преступления из числа других уголовных преступлений. К политическим преступлениям относились: посягательство на жизнь и здоровье царя, государственная измена, заговоры с целью захвата государственной власти, массовые выступления против правительства. За данные преступления полагалась смертная казнь, даже за наличие умысла, который устанавливался пыткой. Для обозначения политических преступлений стало применяться специальное выражение "слово и дело государево". Круг лиц, имевших право расследовать данные преступления, был ограничен. Губские старосты и церковные власти были лишены этого права, даже если речь шла о лицах, формально подведомственных церковной юрисдикции.
В Уложении царя Алексея Михайловича имеется раздел, посвященный преступлениям по «слову и делу». Это вторая глава Уложения, носящая заглавие: «О государевой чести, и как его государское здоровье оберегать». «Эта глава рассматривает следующие виды преступлений:
В этой же главе мы находим и процессуальные формы для дел по этого рода преступлениям. Статьи 19 и 21 устанавливают обязанность каждого «извещать» власти о всяком «ведомом злом умысле», за неисполнение этого требования грозит смертная казнь. Этот извет должен быть донесенен государю или его ближним людям (ст.18). Ответчика, на кого «извещают», разыскивают, потом делают ответчику и доносителю очную ставку, и должны притом «сыскивать всякими сысками накрепко, и по сыску указ учинить, как о том писано выше сего»2 (ст.16), снимают письменно с них показания, и, когда наберется достаточный следственный материал в виде допросных речей, сообщают все в Москву, в одно из центральных учреждений, в один из приказов. Никаких разграничений в приказах не существовало – все приказы обладали совершенно равными и полными правами в расследовании дел по «слову и делу». Иногда высылались в Москву и обвиняемые, и свидетели вместе с допросными речами, и тогда дело оканчивалось уже в московском приказе. Иногда, – реже, – приказ только ставил приговор на основании следствия воеводы и в виде царской грамоты присылал приговор на исполнение воеводе. Трудно сказать, чем руководствовались при отсылке какого-либо дела в тот или иной приказ. Дела по «слову и делу» в 17 веке вели следующие приказы: Большого Дворца, Сыскных Дел, Посольский, Разряд и Новгородской чети. Ни один из перечисленных приказов по своим основным функциям не имеет наиболее близкого отношения к делам по второй главе: предметы их главного ведения были почти одинаково далеки от ведения государственных преступлений.
Таким образом, всякое дело против преступлений «слова и дела» в 17 веке начиналось только по извету. Этот «извет» является обязанностью каждого, за неисполнение которой положена смертная казнь. По окончании следствия, после получения результатов, соответственно нормам Уложения должно быть постановлено решение. Из этого можно сделать вывод, что Уложением не устанавливает никакого особого учреждения, специально ведавшего делами по «слову и делу».
Уложение ничего нового не внесло в формы производства дела, только в самых общих чертах закрепив уже ранее существовавший в практике порядок.
Дела, которые вызывали особое внимание царя, нарушали обычный порядок производства; царь поручал дела боярам и сам непосредственно направлял розыск и присутствовал при нем, лично исполняя роли следователя и судьи. Кроме того, этот порядок даже создал при царе особое учреждение: Приказ Тайных Дел, где помимо всяких учреждений государственных, сам царь, с помощью им избранных людей, разбирался в делах, заинтересовавших его.
Приказ Тайных дел (1650-1676 гг.) представлял собой канцелярию для управления царскими вотчинниками. Затем приказ стал контролировать деятельность других приказов: открыто - затребование различных сведений и отчетности, проверки делопроизводства; тайно - посылка подьячим приказа с секретным наказом о контроле некоторых послов и воевод. Сюда поступали из приказов и дела общественного характера, почему-либо заинтересовавшие царя. Тайный приказ выступал как орган надзора за политическими делами, пользовавшийся правом пересмотра и нового решения дел. Он также рассматривал "разбойные и татиные дела".
С середины XVII века увеличилась численность временных специальных комиссий, которые создавались по указу царя или Боярской думы. «Такие комиссии создавались для ведения какого-либо одиночного дела, как правило политического. Обычно они состояли из 2-3 человек: боярина, окольничего или стольника и дьяка»3. Временные следственные комиссии имели очень широкие полномочия. В их функции входило не только ведение следствия, но и вынесение приговора и его исполнение.
Этот порядок в процессе преследования и наказания по «слову и делу» продолжался и в правление Ивана, и в самом начале царствования Петра I.
Наряду с особым порядком, в делах другого рода продолжал действовать обычный порядок, установленный Уложением. Этот порядок царил почти неизменным весь 17 век.
Само выражение «государево слово и дело» уже свидетельствует, что имелись в виду дела об оскорблении особы государя, о покушении на государственную честь и власть. Несмотря на то, что общее название второй главы Уложения указывает только на «честь» и «здоровье» государя, туда же вошли в неразработанном виде и понятия о преступлении против данного политического и социального строя вообще, т.е. понятия о преступлениях государственных.